Папки-передвижки

Музыкально-техническое развитие учащихся младших классов ДМШ

Галина Пестова
Музыкально-техническое развитие учащихся младших классов ДМШ
▼ Скачать + Заказать документы

I. Вступление

II.Основная часть

1. Условия технического развития

2. Контакт с клавиатурой

3. Осмысленность и слуховой контроль

4. Гаммовый комплекс

5. Этюды и подвижные пьесы

III.Заключение

Список использованной литературы

Вступление.

Цель методической работы заключается в том, чтобы, опираясь на опыт известных педагогов - исполнителей и используя свой педагогический опыт, изложить свои методические принципы и приёмы работы над развитием техники аккордеониста на начальном этапе обучения в музыкальной школе. Применяя эти методы работы в своей практике, я учитываю степень общего развития учащихся, их музыкальные способности, природные возможности исполнительского аппарата, уровень интеллекта, степень заинтересованности и трудолюбия, профессиональную ориентацию. И, исходя из индивидуальности учеников, даю необходимый объём профессиональных навыков и знаний, которые им нужны.

Считаю, что главная цель в работе педагога – воздействовать на все стороны личности ученика, развивая в гармоничном единстве его музыкально-эмоциональные качества, воспитывать творческую инициативу и осознанное отношение к работе.

«Техника – это не только двигательные качества аккордеониста (скорость, ловкость, точность, сила, выносливость) но и, по формулировке М. Лонг, это туше, искусство аппликатуры, знание правил фразировки, обладание обширной выразительной палитрой, которой исполнитель располагает по своему усмотрению в соответствии со стилем произведений и в соответствии со своим вдохновением. Техника - это владение инструментом, полное и всеобъемлющее мастерство». Проблемой развития инструментальной техники занимались такие педагоги - музыканты как Н. А. Давыдов, Е. В. Климов, И. Э. Сафаров, А. М. Мирек, Н. Т. Якимец. Так как инструментальная техника - явление психофизическое, зависящее не только от строения рук, но и от типа нервной системы человека, его воли, трудолюбия, то на первом месте здесь - такая психологическая особенность человека, как стремление к музыкальному совершенству, талант, потребность сыграть произведение наилучшим образом. Развивать технику следует в тесном единстве со всем комплексом музыкальности, в органичной связи между эмоционально-слуховой и моторной сферами.

Цель технического развития – обеспечить условия, при которых руки смогли бы легко выполнять музыкальную волю исполнителя во всех её тончайших проявлениях.

Задачи технического развития – освоение игровых приемов, овладение видами туше, развитие слухового контроля, осмысленности, а главное - чтобы технические средства превратились в средства выразительности, отвечающие требованиям изучаемого произведения.

1 Условия технического развития:

Когда ученик приходит в первый класс, начинаем с правильной посадки: необходимо правильно посадить ученика, установить инструмент и показать основные моменты постановки рук. Все это способствует успешному овладению аккордеоном. Любое неудобство, может стать серьезным тормозом в обучении. Посадка для игры на инструменте, прежде всего, должна быть устойчивой.

Усаживая ребенка за инструмент обратить внимание на:

1. Ровность спины (посадка на середину стула);

2. ремни (подогнать их под плечи ребенка, причем от корпуса инструмента до груди оставлять пространство, примерно с ладонь);

3. устойчивость ног (обе ноги полной стопой стоят на полу);

4. упор грифа инструмента в правую ногу;

5. положение рук, плечи ребенка опущены и расслаблены (ни в коем случае, не позволять ему удерживать инструмент плечами, это признак больших плечевых ремней). Рука согнута в локте и поставлена на клавиши (каждый палец на свою клавишу);

6. нажатие пальцев на клавиши (не позволять ребенку при нажатии клавиш прогибать первую фалангу пальцев);

7. при постановке левой руки оптимальным считается такое положение кисти, при котором третий палец дотягивается до вспомогательного ряда, а ремень прикрывает лучезапястный сустав;

Это основные признаки правильной посадки за инструментом и постановки руки, за которыми преподавателю специальности необходимо следить все годы обучения ребенка игры на аккордеоне, особенно в подготовительном и первом классах. Важно с самых первых уроков отучать ребенка смотреть на клавиши, а все внимание направлять только на ощущения рук, клавиатуры при игре, и зрительный контакт с текстом.

2. Контакт с клавиатурой

Обучение игре на аккордеоне – сложный и многогранный процесс, и на начальном этапе обучения перед педагогом встаёт множество вопросов: как добиться свободных и естественных движений за инструментом? Как научить хорошо, ориентироваться в двух совершенно разных клавиатурах? Особенно эти вопросы актуальны, когда в класс приходит маленький ученик с тоненькими слабыми пальчиками и отсутствием «содружественной» работы обеих рук. Наблюдая за такими учениками, я поняла, что столкнувшись с непослушанием рук, они становятся вялыми и нерешительными, интерес к занятиям быстро падает. Особенно это касается детей с ведущей левой рукой. Современный аккордеон – инструмент очень популярный и сочетает в себе большие музыкальные и технические возможности. Однако особенности конструкции, такие как наличие двух различных, вертикально расположенных клавиатур, отсутствие визуального наблюдения за левой клавиатурой и бифункциональность левой руки, которая и управляет мехом и нажимает кнопки, делают обучение на аккордеоне достаточно сложным, и предполагают поиск определённых нестандартных методик по освоению клавиатур. И поэтому необходимо формировать отчётливые представления о строении клавиатур с самых первых уроков. Индивидуальный подход к каждому ученику – важнейшее условие этого процесса. Начальный этап подготовки игрового аппарата к работе предполагает выполнение специальных упражнений, которые способствуют расслаблению мышц шеи, рук и корпуса. Для этого в мы с учениками пользуемся «веселой гимнастикой аккордеониста» – это создает непринужденную, иногда соревновательную, всегда дружескую обстановку Пальчиковые игры. Эти упражнения подготавливают основу взаимодействия рук, которым в процессе игры придётся совершать совершенно разные движения на двух различных клавиатурах. Контакт с клавиатурой изменяется в зависимости от характера музыки, темпа, динамики и фактуры. В кантилене он будет одним, в гаммаобразном пассаже – другим, в аккорде – третьим. Чем быстрее темп и прозрачнее звучание, тем легче погружение руки и движение пальцев.

3. Осмысленность и слуховой контроль

С самого начала мы даем понять ребёнку, что музыкальный мотив может ассоциироваться с определённым образом, текстом. Ребенку нужны образные представления, глубина переживаний, недоразвитость же этих сторон часто ведет к скованности, немузыкальности, исполнение становится тяжеловесным, статичным, без ощущения горизонтального движения музыки, «корявым». Эмоциональность, творческое воображение ученика следует развивать с детства. Нельзя допускать безразличной игры ни на уроке, ни на сцене, и надо добиваться внимательного вслушивания в качество звука, связывая это и с музыкальным образом. Успешное освоение игровых приемов может быть лишь при условии постоянного осязательного, слухового и двигательного контроля.

4. Гаммовый комплекс

Современная педагогика рассматривает работу над гаммами как эффективное средство для развития техники. Сборники упражнений для развития техники создавали великие музыканты, и выдающиеся педагоги, до сих пор многие аккордеонисты пользуются упражнениями Ганона. Интересные и полезные упражнения для детей содержатся у Р. Бажилина в его сборниках. На гаммах воспитывается беглость, ровность, четкость, артикуляционное и динамическое разнообразие, ладогармоническое знание клавиатуры, ускоряется развитие навыка игры с листа. Залогом успеха учащегося в изучении гамм является постоянное внимание к качеству звука, плавности движения мелодической линии, четкости артикуляции пальцев, свободе всего аппарата. Аккордеонисты часто подолгу работают над различными пассажами в произведениях, даже не задумываясь над тем, что эти пассажи «состоят главным образом из различно комбинированных гамм и арпеджио. Если мы натренируем, руки на этих элементах и параллельно будем изучать пассажи, овладение последними облегчится». Эти слова некогда известного русского педагога-пианиста В. Сафонова находят своё подтверждение и в известном афоризме Г. Нейгауза: «гамма – это полуфабрикат, но та же гамма в музыкальном произведении – это уже готовая продукция».

Аккорды

В аккордах необходимо одновременное звучание всех нот. Аккорды, в большинстве случаев играются при активном замахе кисти. Кисть при репетиционной технике превращается как бы в своеобразный маховик. Игра кистью облегчается, если исполнитель достаточно ясно представляет себе эмоциональную окраску произведения. Музыка ведёт за собой технику, и сама диктует необходимые движения. Для исполнения аккордов важна смелость, воля. Нельзя *прилипать* к клавиатуре, примериваться к каждому аккорду, бояться *намазать*.

Арпеджио

Короткое арпеджио изучают после того, как освоена игра аккордов. Важное условие исполнения – певучее legato, исключающее толчки рукой на каждом звуке. Необходимо хорошее “осязание” каждым пальцем клавиши и объединительное движение кисти от первого к пятому пальцу. Арпеджио играют, по выражению А. Шмидт-Шкловской, «забирая в руку» все звуки, предварительно открыв ладонь и пальцы, «обнимая октаву». Рука находится на позиции аккорда, и арпеджио играется как бы внутри этой позиции. Кисть делает волнообразное движение, приподнимается на втором звуке и снова опускается к первому пальцу.

5. Этюды и подвижные пьесы

Систематическая работа над различными этюдами и подвижными пьесами является обязательной стороной комплексного развития техники. Одни нужно доводить до возможного совершенства, другие проходить попутно для более широкого ознакомления. Значение этюдов заключается в том, что они позволяют сосредоточиться на разрешении типичных исполнительских трудностей и сочетают технические задачи с задачами музыкальными. Чтобы извлечь из подвижных пьес максимальную пользу, важно обращать внимание не только на технические задачи, но и на возможно более тщательную музыкальную отделку произведения художественных задач.

Для детей, обладающих средними музыкальными возможностями, работа над этюдами восполняет пробелы в их технической подготовке, а учащиеся с природной техникой приобретают навыки владения виртуозностью, нужные им для дальнейшего развития. При выборе произведений нужно учитывать то, что одни ученики быстро вырабатывают новые навыки и после перерыва легко восстанавливают их, а другие вынуждены ранее выученное произведение учить почти заново. К первым можно предъявлять большие требования в плане виртуозности, а вторым нельзя давать программу, которую они не в состоянии выполнить. Но и тех, и других надо развивать всесторонне.

При знакомстве с технической пьесой, кроме обычного разбора нотного текста, надо выяснить особенности фактуры и объяснить ученику, какие тут есть трудности, требовать ясности и точности выполнения всех деталей текста. Уже в самом начале работы следует найти желаемую звуковую краску, пульс движения, элементарные нюансы, приучать ученика вслушиваться в качество звука, следить за точностью ритма, конкретностью фразировки, правильному меховедению - всё это способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен проникнуться мыслью, что достижение нужной беглости, ловкости в пьесе или этюде – не цель, а лишь средство для выразительного, качественного и красивого исполнения сочинения, а главное - осмысленного. В процессе разучивания ослабляется интерес ученика к данному произведению и даже музыкальным занятиям в целом. Ученику хочется получать удовольствие и радость от музыки, но он не согласен достигать этого ценой длительной, зачастую однообразной и кропотливой работы.

Избавить ученика от ощущения однообразия, сделать так, чтобы труд доставлял радость, а время занятий проходило незаметно и с удовольствием – важнейшая задача в педагогической работе этого периода. Здесь приобретает значение развитие внимания: необходимо добиваться, чтобы ученик сам находил ошибки в своей игре. Чтобы больше активизировать внимание ученика и не дать ему рассеяться, педагог пользуется увлекательным показом, методом вопросов и ответов, интересными ассоциациями. Ученик увлекается работой, что снимает лишнее напряжение и создает условия для творческого подъема. Внимание в большой мере зависит от воли. Воля музыканта – это необходимое качество исполнения и обязательное условие его труда. Волевое начало в исполнении создает яркость, динамическую выразительность, особый упругий ритм. Без исполнительской воли игра делается вялой, аморфной, темпы тягучими, ритм расплывчатым. Поэтому при воспитании ученика педагог должен добиваться, чтобы он выполнял все, что от него требуется.

Выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе. Аппликатуру нужно сознательно выбирать и определять сразу после того, как учащийся получил музыкальное произведение от преподавателя – пьесу проиграли, прослушали, обсудили и решили разучивать. Кто должен определять ее? Сам учащийся, и чем раньше в этом вопросе он начнет проявлять самостоятельность, тем активнее будут формироваться, и развиваться его исполнительские навыки.

Аппликатурная самостоятельность учащегося воспитывается под непосредственным контролем педагога. Подбирая аппликатуру, нельзя руководствоваться тем, насколько она удобна при медленной игре. Это ещё не гарантирует её пригодность при настоящем исполнении. Нужно обязательно прикинуть её в быстром темпе. Полезно также проиграть пассаж в обратном направлении, с конца к началу. Этот нередко иногда помогает нащупать скрытые пороки первоначальной игры.

Заключение

Не всякий педагог является выразителем лучших традиций своего времени. Но когда это случается, то каждодневная практическая работа становится искусством. Поэтому опыт крупнейших преподавателей заслуживает к себе не только особое внимание, но и тщательное изучение, становится общественным достоянием. Изучая этот опыт, хочется почерпнуть знания не только для себя, но и передать их другим.

Поскольку аккордеонная техника служит воплощению идейно – образного содержания, она неизбежно отражает индивидуальность исполнителя, его характер, темперамент, человеческие черты, вплоть до этических, таких, как злобность или доброта, мягкость или жесткость. Педагог каждого своего ученика должен рассматривать как особую личность, и приспосабливать к нему свою «школу», свою методику. Он должен искать то, что лучше всего соответствует его физическим свойствам и художественным запросам.

Подлинное искусство немыслимо без профессионального мастерства. В искусстве тонкость и точность – одно и тоже, и говорить о душевной жизни человека (а это основная тема музыки) «приблизительными» словами нельзя. «Посягательство на возвышенные идеи доморощенными средствами вызывает брезгливость» - гневно говорил И. Репин дилетантствующим художникам. Труд музыканта не легок, нужно изо дня в день, постоянно и неуклонно трудиться над совершенствованием исполнительского мастерства. Глубокая идея становится убедительной лишь в совершенной форме.

«Техника последовательно, логично следит и любуется, как одно вытекает из другого. Ясно, понятно, умно; кроме того, красиво, так как заранее все рассчитано. Достигается ли такое искусство одной выучкой и внешней техникой? Нет, это подлинное творчество, согретое изнутри человеческим, а не актерским чувством. Это то, к чему надо стремиться». К. Станиставский.

Список литературы:

1. Бажилин Р. Н. Школа игры на аккордеоне. М., изд. В. Катанского, 2004.

2. Бойцова Г. Юный аккордеонист. Часть 1, Изд. Музыка, М. 1994г.

3. Говорушко П. Основы игры на баяне. Л. : Госуд. Муз. Изд-во, 1963.

4. Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне,.«Советский композитор», М., 1988г.

5. Иванова Аз. Руководство игры на аккордеоне, изд. «Музыка», Л., 1990г.

6. Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне. М. ,1998.

7. Фридрих Липс. Искусство игры на баяне. - М. : Музыка, 1985.

8. Хрестоматия аккордеониста, Изд. «Музыка», М., 1990г.

9. Шахов, Г. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. М. : Музыка, 1991

10. Шаров, О. Об особенностях аппликатурного мышления на пяти- и шестизначном баяне. - 2006г., изд. «Композитор», Санкт-Петербург.

Публикации по теме:

Праздник «Осенние веселушки» для учащихся 1–9 классов Праздник в школе для учащихся 1-9 классов «Осенние веселушки» Цель: формирование и развитие личности школьников. Задачи: 1. Воспитание.

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Детский интерактив для учащихся 1–5 классов Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! В шумном зале у нас Шутки, игры, перепляс. Здесь попляшут от души Взрослые и малыши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-техническое развитие учащихся младших классов ДМШ
Опубликовано: 27 января 2025 в 10:47
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-техническое развитие учащихся младших классов ДМШ» (включая файлы) размещена пользователем Галина Пестова (УИ 2159309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД