Елена Саркисова
Сообщение на педсовете «Развитие представлений о человеке у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие представлений о человеке у детей дошкольного возраста.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги, родители. Наряду с ознакомлением с окружающим миром, где ребёнок может многое узнавать самостоятельно, наблюдая, играя, действуя с объектами, существует область знаний - человек, «близкое знакомство» с которым ребёнку трудно осуществить самостоятельно. Усвоение ребенком-дошкольником знаний о строении человека, его жизнедеятельности, о сохранении здоровья и его нарушении, будут сопутствовать лучшему его самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности, умения ориентироваться в ней. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.
Публикация «Сообщение на педсовете „Развитие представлений о человеке у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В связи этим, особое внимание в программе «От рождения до школы» уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Реализация программы осуществляется через занятия, режимные моменты, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Используются следующие методические приемы:
• рассказы и беседы воспитателя;
• заучивание стихотворений;
• моделирование различных ситуаций;
• экскурсии;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок;
• сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы;
• физкультурные занятия, подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж, физкультминутки.
• художественное слово, детская книга - как важное средство воздействия на детей.
Можно выделить основные направления работы с детьми по формированию представлений о человеке.
1. Формирование представлений об организме человека, его функциональных возможностях.
2. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
3. Развитие представлений о себе и других людях.
Таким образом, можно сказать, что формирование представлений о человеке предполагается в нескольких направлениях, которые знакомят детей с различными аспектами представлений о человеке. Дети получают представления о себе, о строении тела, о росте, о различиях в поведении мальчиков и девочек; детям прививаются гигиенические навыки.
В процессе ознакомления дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:
• сформировать у детей представление об окружающих людях;
• помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
• осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
• формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
• привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
• развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
• ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
• научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
• ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
• формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
В усвоении материала о человеческом организме предпочтение отдаётся поисково-экспериментальным, продуктивным, игровым, проблемным методам, наблюдению за собой и за другими; практическим методам овладения навыками ухода за своим телом, которые позволяют детям самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме и понимать смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур.
Важно не просто проводить работу по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.
В ходе практической деятельности следует, что одним из таких видов работы является метод экспериментирования, представляющий собой основной вид поисковой деятельности детей дошкольного возраста.
Экспериментальная деятельность помогает дошкольникам осваивать разнообразные доступные способы познания окружающего мира, развивает познавательную активность, любознательность, детское творчество, формирует представление о человеке, знания о здоровом образе жизни, стимулирует самостоятельные поиски отдельных фактов и общих закономерностей. Ребёнок учится сравнивать, обобщать, классифицировать; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Участие в экспериментальной деятельности обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, а также помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала.
Такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у детей уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.
Развитие представлений о себе складывается по двум основным компонентам:
• Я – индивидуален.
• Я – член коллектива.
Для того чтобы каждый ребенок ощутил себя личностью, уникальной и неповторимой, любимой и принимаемой другими людьми, воспитатель направляет свои усилия на формирование более полных представлений ребенка о себе (своем физическом облике, имени, половой принадлежности, на развитие положительного отношения к себе, самоуважения, понимания своих переживаний и умения управлять ими.
Развитие представлений ребенка о себе как о члене коллектива начинается с приходом в детский сад. Воспитатель организует праздники, дни рождения, различные мероприятия, характерные данной группе, из которых складываются свои «традиции». Это сплачивает детей, приводит к пониманию ими общности с другими.
Начиная с младших групп в разделе «Развитие представлений об окружающем мире и о себе» по программе «Развитие», дети начинают осваивать мир людей и человеческих отношений. Ребенок овладевает правилами поведения с близкими, в детском саду, в общественных местах благодаря знакомству с некоторыми профессиями, а также через умение понимать чувства других людей и выражать свои собственные.
Представление о мире человеческих отношений предполагает знание норм поведения в детском саду, на улице, дома, а также развитие способности к сопереживанию, сочувствию, доброжелательному отношению к другим. Дети получают знания о существующих профессиях, опираясь на собственный опыт. Дети проигрывают различные сюжеты, имитируют мимику и пантомимику людей, тем самым учатся понимать чувства других, сочувствовать, выражать свои эмоции.
Формируя представления о человеке, одновременно формируются нравственные представления. То есть, формирование представлений о человеке рассматривается в правильном отношения к людям, умении выразить свое мнение к тем или иным событиям, понимать ответственность человека за создание необходимых условий жизни для себя и других людей.
Так же формирование представлений о человеке является задачей патриотического воспитания, которое осуществляется через воспитание любви к родным, своей стране. Существует необходимость понимания у детей представлений о народах, живущих на Земле, в нашей стране, об их равенстве, так же формирование представлений о своем родном народе. Проводится воспитание ненасильственного отношения к людям, формирование чувства свободы, независимости, толерантности, умения жить и работать в сотрудничестве и согласии с другими людьми.
Таким образом, через понимание себя, своего организма, факторов, влияющих на сохранение и укрепление здоровья, постепенного осознания отношения к себе и окружающим людям формируются представления о человеке у дошкольников.
Согласно статье 64 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям. Семья совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Из всего сказанного мы можем увидеть, что решение обозначенных в программе задач по данному вопросу реализуется постепенно и систематически. У детей углубляются знания, усложняются умения и навыки по развитию представлений о человеке. Ребёнок учится сравнивать, обобщать, классифицировать; уточняются и упорядочиваются познавательная деятельность, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Разные формы и методы работы на протяжении всего дошкольного детства помогают ребенку с интересом осваивать изучение данной темы, дают основу для обогащения единой картины мира детей дошкольного возраста.