Нечаева Айнура Исмаиловна
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке для детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды на прогулочном участке для детей с нарушениями зрения.
При организации коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими такие зрительные заболевания как косоглазие и амблиопия, необходимо обеспечить ее непрерывность и взаимосвязь с лечебно-восстановительным процессом. Осуществляется эта взаимосвязь во всех видах деятельности детей. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения особую важность приобретает правильная организация прогулки, в том числе и в летний период. Ведь в течение учебного года дети участвовали не только в общеобразовательных, но и в специальных коррекционных занятиях, а также проходят курс необходимого им лечения. Такая насыщенность разными, и подчас, трудными для детей видами деятельности обусловливает их повышенную утомляемость, снижение познавательной активности и эффективности проводимой коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы.
Публикация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
За летний отрезок времени дети должны хорошо отдохнуть, подвигаться и, в то же время, поупражняться в использовании зрения и всех сохранных анализаторов. Время, отведенное на прогулку, должно быть наполнено интересными играми и упражнениями коррекционного характера, не утомляющими детей.
Для организации игр и занятий с детьми на прогулке необходимы также удобные столы и скамейки, которые должны быть на каждом участке.
На прогулку выносятся различные игрушки и предметы, которые также должны отвечать определенным требованиям : крупные машины, игрушки-каталки, тележки, коляски, куклы, цветные кубики, кегли, мячи, наборы для игр с песком и т. д.
Все это очень важно, т. к. коррекционная направленность всех педагогических мероприятий, проводимых с детьми, обеспечивается специально создаваемыми условиями их проведения. Не следует забывать, что проводимые с детьми во время прогулки разнообразные игры и упражнения должны иметь четко выраженную коррекционную направленность, т. е. способствовать восстановлению нарушенных зрительных функций (например, таких как острота зрения, цветовое зрение, поле зрения, бинокулярность зрения) и устранению (уже имеющихся) или предупреждению вторичных отклонений в психофизическом развитии детей (таких как
трудности получения адекватных представлений об окружающем мире из-за неполноценности зрительного вое приятия и неумения пользоваться сохранными анализаторами, нарушение ориентировки в пространстве и т. д.).
Игры и упражнения, проводимые детьми на территории детского сад можно разделить на несколько групп зависимости от того, какую задачу ставит перед собой педагог. Следует отметит что такое разделение игр и упражнений на группы не может быть очень строгим так как решаемые в процессе их проведения задачи взаимосвязаны и пер кликаются. Приведем предлагаемую над классификацию игр и упражнений проводимых на прогулке в детском саду для детей с нарушением зрения.
1. Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушении зрительного восприятия (восприятия цвета, формы, величины предмете их пространственного расположения) :
- «Найди одинаковые по цвету (по форме) листья, цветы, плоды, семена»,
- «Подбери одинаковые по цвету (форме) формочки, ведра, кубики, г шинки и т. д.»,
- «Найди на участке предметы одинакового цвета (одинаковой формы)»,
- «Собери букет из листьев желтого (красного, оранжевого, коричневого) цвета.
2. Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений в развитии двигательной сферы (основные движения) :
- «Пройди по бревну (скамейке, сохраняя равновесие. Контролируй свои движения»,
- «Пройди по дорожке. Иди точно посередине, не наступая на края дорожки. Смотри внимательно, правильно ли ты ставишь ноги»,
- «Пройди по намеченной линии. Смотри внимательно на линию»,
- «Пройди по кругу (квадрату и т. д., наступая (не наступая) на линию фигуры. Смотри внимательно, правильно ли ты ставишь ноги»,
- «Иди, перешагивая через кубики. Смотри внимательно. Не сбей кубики».
Детям интересны также игры на имитацию движений и звуков птиц и животных, средств транспорта. Такие игры становятся еще интереснее, если воспитатель использует шапочки с изображением имитируемых птиц, животных, машин.
В летний период педагоги закрепляют и обогащают все анализаторные возможности детей. Так, их упражняют в узнавании деревьев и кустов, растущих на участке, с помощью зрения. Зрительные образы подкрепляются и дополняются осязательными восприятиями, когда дети учатся узнавать деревья и кусты по особенностям строения ствола, веток, листьев, цветов и плодов (семян).
В летний период дети так же могут наблюдать различные природные явления, вступать в непосредственный контакт с объектами природы. Это очень важно для формирования у дошкольников с нарушением зрения адекватных представлений об окружающем мире.
Кроме того, в летние месяцы дети свободны, так как с июня по август все общеобразовательные и специальные коррекционные занятия заканчиваются до следующего учебного года (сентябрь, хотя дети продолжают получать необходимое им аппаратное лечение. Общеизвестно, что дети нуждаются в специальных играх и упражнениях, закрепляющих положительные результаты лечения зрительных заболеваний на аппаратах. В связи с этим важно организовать повседневную жизнь детей в детском саду, их досуг, прогулку таким образом, чтобы они полноценно отдыхали и в то же время получали необходимую им коррекционно-педагогическую помощь.