Зинаида Ширяева
Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в детском саду — это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Театральная игра - самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в раннем возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки.
Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Методические материалы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.
Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному и необычному, театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи.
Театрализованные игры как средство развития речи у ребенка раннего возраста издревле используется в дошкольной педагогике. И не случайно. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую деятельность.
Театр -это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Театрализованная игра как нельзя лучше подходит для того, чтобы разносторонне развивать личность малыша.
Сегодня я представлю сообщение из опыта моей работы с элементами мастер класса по теме: «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
Актуальность метода в том, что с раннего детства мир сказок знаком ребёнку. Развитие речи детей раннего возраста-актуальная задача в формировании его личности.
Самоанализ работы, мои наблюдения, показали, что театрализованная деятельность является эффективным средством развития речи у детей раннего возраста, и позволяет активизировать их мыслительную и речевую деятельность.
Кроме того, ежедневное включение малых форм фольклора-народных сказок, игр, приговоров, потешек в совместною деятельность с детьми, доставляет им огромную радость, и служит источником различных знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому последние 2-3 года я очень широко и активно использую театрализованную деятельность в своей работе.
Целью данной работы является : развитие творческих способностей, создание условий для развития речевой активности детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности.
Чтобы достичь цели я выделила несколько приоритетных задач:
-Познакомить детей с народными сказками.
-Поддерживать интерес детей, используя различные приемы: разыгрывание сказок с использованием кукол, настольного театра, пальчикового театра, с помощью шапочек сказочных героев и т. д
-Повышать речевую активность детей, обогащать словарь.
-Развивать игровую деятельность детей, используя полученные ими знания и представления.
Важным условием развития речи у детей раннего возраста является организация предметно-развивающей среды. Кроме традиционного наполнения развивающей предметно-пространственной среды (книг, иллюстрации, разнообразных театров и т. д.) я вношу предметы, сделанные своими руками.
В нашей группе «живёт» сказочный сундучок. Я его вношу, когда у детей уже есть определенные знания о сказках.
-складываю в него героев какой-либо сказки (всегда меняю) и время от времени предлагаю детям заглянуть в него или вношу его и говорю: «Сундучок нам что-то приготовил! Что здесь?» - (дети называют) и я показываю или настольный театр, или пальчиковый, или детские шапочки сказочных героев. Организую с ними игру, я прошу их попрыгать как зайки, или походить как мишки, как лягушата и подражать их голосам. Это не надоедает детям, я поощряю попытки инсценировать отрывки из сказки. Сюрпризность, загадочность-очень заинтересовывает детей, активизирует их эмоции, желание высказаться.
У нас есть «занимательный домик», я использую театрализацию в рассказывании сказок детям: прячешь персонажей из сказок (картинки) в окошко, затем его открываем-расшнуровываем, расстёгиваем замочек, пуговицы или липучки. А там- Петушок, кто это спрашиваю?
-Петушок, и сама говорю: «петушок, петушок, золотой гребешок.» и дети подхватывают вслед за мной.
Ещё у нас есть «волшебный мешочек», его я также использую в театрализованной деятельности, в нем тоже живут персонажи из сказок, дети достают их рассматривают, трогают, называют. Здесь я задаю множество различных вопросов, активизирую речь детей.
Также, воспроизводим с помощью театров разного вида, сюжет сказок: пальчикового театра, театра игрушек, картонажного настольного театра.
Ввела в практику совмещение «двигательного часа» который провожу два раза в неделю, с организацией встречи со сказочными героями. Особенно когда дети с ними хорошо знакомы. Допустим идём по тропинке, по сказочному лесу, видим стоит теремок, возле теремка на пенёчке сидят сказочные герои. Я предлагаю обыграть сказку «Теремок», одеваю детям шапочки героев из этой сказки. В игру удаётся вовлечь малоактивных детей. Они сами проявляют инициативу к обыгрыванию сказки. Развивается произвольное внимание, память, улучшаются речевые возможности, воспитывается чувство симпатии.
Дети очень любят сюрпризные моменты и всегда откликаются на них. Я наряжаюсь в бабушку Арину (надеваю юбку, платок, беру игрушку-сказочного героя и рассказываю им сказку. Использую жесты, мимику, подбираю соответствующую интонацию, стараюсь так чтобы каждый ребёнок думал, что рассказываю сказку только ему.
Для вовлечения родителей в образовательный процесс, а именно в совместную деятельность по развитию речи детей я использовала различные формы. Особое внимание обратила на важность развития речи в раннем возрасте, так как многие родители не уделяют этому должного внимания (выяснила через индивидуальные беседы). Выяснилось и то, что уже в этом возрасте дети играют с планшетами, телефонами, смотрят много мультфильмов.
Большая роль в работе отводится просвещению родителей: беседую, выкладываю консультации «Театрализованные игры дома», «Какие сказки читать детям».
Привлекла родителей, к обогащению театрализованной среды в группе : родители сшили из фетра пальчиковый театр : «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», пошили шапочки сказочных героев (лиса, заяц, волк, собачка, медведь). Приобрели театр кукол, а также книги-сказки, пазлы где дети подбирают сказочных героев, выстраивая в ряд персонажей, например, в сказке «Репка», картонный театр «Курочка Ряба», «Репка» и т. д.
При реализации моей работы видно, что у детей повысилась речевая активность, обогатился словарь, повысился интерес к театрализованной деятельности которая активизирует творческие задатки детей, формирует способности, приучает к проявлению самостоятельности. А самое главное -навыки, полученные в театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни.
Систематическое привлечение мною театрализованной деятельности в педагогический процесс является важнейшим источником успешного речевого и эмоционального развития детей раннего возраста.