Зинаида Ширяева
Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в детском саду — это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Театральная игра - самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в раннем возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки.
Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам.
Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.
Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному и необычному, театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи.
Театрализованные игры как средство развития речи у ребенка раннего возраста издревле используется в дошкольной педагогике. И не случайно. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую деятельность.
Театр -это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Театрализованная игра как нельзя лучше подходит для того, чтобы разносторонне развивать личность малыша.
Сегодня я представлю сообщение из опыта моей работы с элементами мастер класса по теме: «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
Актуальность метода в том, что с раннего детства мир сказок знаком ребёнку. Развитие речи детей раннего возраста-актуальная задача в формировании его личности.
Самоанализ работы, мои наблюдения, показали, что театрализованная деятельность является эффективным средством развития речи у детей раннего возраста, и позволяет активизировать их мыслительную и речевую деятельность.
Кроме того, ежедневное включение малых форм фольклора-народных сказок, игр, приговоров, потешек в совместною деятельность с детьми, доставляет им огромную радость, и служит источником различных знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому последние 2-3 года я очень широко и активно использую театрализованную деятельность в своей работе.
Целью данной работы является : развитие творческих способностей, создание условий для развития речевой активности детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности.
Чтобы достичь цели я выделила несколько приоритетных задач:
-Познакомить детей с народными сказками.
-Поддерживать интерес детей, используя различные приемы: разыгрывание сказок с использованием кукол, настольного театра, пальчикового театра, с помощью шапочек сказочных героев и т. д
-Повышать речевую активность детей, обогащать словарь.
-Развивать игровую деятельность детей, используя полученные ими знания и представления.
Важным условием развития речи у детей раннего возраста является организация предметно-развивающей среды. Кроме традиционного наполнения развивающей предметно-пространственной среды (книг, иллюстрации, разнообразных театров и т. д.) я вношу предметы, сделанные своими руками.
В нашей группе «живёт» сказочный сундучок. Я его вношу, когда у детей уже есть определенные знания о сказках.
-складываю в него героев какой-либо сказки (всегда меняю) и время от времени предлагаю детям заглянуть в него или вношу его и говорю: «Сундучок нам что-то приготовил! Что здесь?» - (дети называют) и я показываю или настольный театр, или пальчиковый, или детские шапочки сказочных героев. Организую с ними игру, я прошу их попрыгать как зайки, или походить как мишки, как лягушата и подражать их голосам. Это не надоедает детям, я поощряю попытки инсценировать отрывки из сказки. Сюрпризность, загадочность-очень заинтересовывает детей, активизирует их эмоции, желание высказаться.
У нас есть «занимательный домик», я использую театрализацию в рассказывании сказок детям: прячешь персонажей из сказок (картинки) в окошко, затем его открываем-расшнуровываем, расстёгиваем замочек, пуговицы или липучки. А там- Петушок, кто это спрашиваю?
-Петушок, и сама говорю: «петушок, петушок, золотой гребешок.» и дети подхватывают вслед за мной.
Ещё у нас есть «волшебный мешочек», его я также использую в театрализованной деятельности, в нем тоже живут персонажи из сказок, дети достают их рассматривают, трогают, называют. Здесь я задаю множество различных вопросов, активизирую речь детей.
Также, воспроизводим с помощью театров разного вида, сюжет сказок: пальчикового театра, театра игрушек, картонажного настольного театра.
Ввела в практику совмещение «двигательного часа» который провожу два раза в неделю, с организацией встречи со сказочными героями. Особенно когда дети с ними хорошо знакомы. Допустим идём по тропинке, по сказочному лесу, видим стоит теремок, возле теремка на пенёчке сидят сказочные герои. Я предлагаю обыграть сказку «Теремок», одеваю детям шапочки героев из этой сказки. В игру удаётся вовлечь малоактивных детей. Они сами проявляют инициативу к обыгрыванию сказки. Развивается произвольное внимание, память, улучшаются речевые возможности, воспитывается чувство симпатии.
Дети очень любят сюрпризные моменты и всегда откликаются на них. Я наряжаюсь в бабушку Арину (надеваю юбку, платок, беру игрушку-сказочного героя и рассказываю им сказку. Использую жесты, мимику, подбираю соответствующую интонацию, стараюсь так чтобы каждый ребёнок думал, что рассказываю сказку только ему.
Для вовлечения родителей в образовательный процесс, а именно в совместную деятельность по развитию речи детей я использовала различные формы. Особое внимание обратила на важность развития речи в раннем возрасте, так как многие родители не уделяют этому должного внимания (выяснила через индивидуальные беседы). Выяснилось и то, что уже в этом возрасте дети играют с планшетами, телефонами, смотрят много мультфильмов.
Большая роль в работе отводится просвещению родителей: беседую, выкладываю консультации «Театрализованные игры дома», «Какие сказки читать детям».
Привлекла родителей, к обогащению театрализованной среды в группе : родители сшили из фетра пальчиковый театр : «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», пошили шапочки сказочных героев (лиса, заяц, волк, собачка, медведь). Приобрели театр кукол, а также книги-сказки, пазлы где дети подбирают сказочных героев, выстраивая в ряд персонажей, например, в сказке «Репка», картонный театр «Курочка Ряба», «Репка» и т. д.
При реализации моей работы видно, что у детей повысилась речевая активность, обогатился словарь, повысился интерес к театрализованной деятельности которая активизирует творческие задатки детей, формирует способности, приучает к проявлению самостоятельности. А самое главное -навыки, полученные в театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни.
Систематическое привлечение мною театрализованной деятельности в педагогический процесс является важнейшим источником успешного речевого и эмоционального развития детей раннего возраста.