Наталия Рассыхаева
Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
Изучив литературу по педагогике, мы пришли к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения. Поскольку игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, именно игровой подход к изучению предмета математики является наиболее приемлемым.
Работая по данной теме, нами ставится задача: создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний по формированию элементарных математических представлений ребенком мотивированным и максимально интересным.
В соответствии с ФГОС, в рамках деятельностного подхода стараемся, чтобы дети чаще получали знания не в готовом виде, а проявляя воображение, мышление, память, добывали их в совместной деятельности с взрослым, а потом и самостоятельно, активно участвовали в обсуждении.
Для совместной деятельности, индивидуальной работы и для самостоятельной деятельности мы подобрали дидактические игры, направленные на решение задач, по разделам:
1. Количество и счет
2. Величина
3. Геометрические фигуры
4. Ориентировка во времени
5. Ориентировка в пространстве
Для изучения и закрепления количества и счета используем кассу цифр на магнитах от 0 до 10, счетный материал – грибочки, на основе которых проводим такие игры как «Веселый счет», «Найди цифры» и т. д. Лото, Пазлы «Веселые цифры», матрешки трех и –пяти – кукольные, кубики деревянные с цифрами.
Для восприятия формы, величины и цвета, знакомства с геометрическими фигурами используются: чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов, матрешки, набор плоскостных геометрических форм для сериации по цвету («Составь по образцу», комплект из стержней одинаковой длины на единой основе и колечек для нанизывания и сортировки по цвету + эмоции, набор из объемных элементов разных повторяющихся форм, цветов и размеров на единой основе для сравнения, набор для построения из геометрических фигур – «Развивающий конструктор», с помощью которого можно собирать предметы и животных по картинке, либо использовать как вкладыш, кубики Никитина «Сложи узор» со схемами, набор геометрических тел для сериации по величине (Блоки Дьенеша) и альбом «Лепим нелепицы» по блокам Дьенеша, игра с варежками «Подбери пару».
Для ознакомления детей ориентировке во времени используется: Серии из 2-3 и 4-6 картинок для установления последовательности действий и событий, серии из 4-6 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения, серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)
Для развития мелкой моторики, используются: пирамидки, окрашенные в основные цвета, мозаика различной формы от большого до среднего и мелкого размера с образцами построения рисунка, конструктор с шиповым и болтовым креплением деталей настольный.
Так же имеются дидактические и настольно-печатные игры:
1. «Что лишнее?» для развития процесса обобщения
2. «Запомни и назови» для развития процессов внимания, памяти и речи
3. «Найди различие» - развитие восприятия, внимания, памяти, логического и пространственного мышления
4. «Назови одним словом» - для группировки и обобщения
5. Настольные игры: «Один - много», «Путешествие с цифрами»
Некоторое время в нашей группе была интересная игра «Магнитный лабиринт», которая предназначена для тренировки ловкости, точности рук, подготавливает руку к письму, стимулирует развитие умственных способностей у детей. Также во время игры с лабиринтом у ребенка развивается внимание, усидчивость и пространственное мышление.
Основание панели выполнено из березовой фанеры толщиной. Между основанием и органическим стеклом помещен металлический шарик диаметром 10 мм. Перемещать шарик можно как с помощью деревянной палочки, на конце которой закреплен магнит, так и с помощью наклона самой панели.
Так же в группе имеется большой набор настольного конструктора с деревянной неокрашенной основой и окрашенными элементами (деревья, кусты, герои из сказок «Репка», «Колобок» и «Курочка Ряба») и альбом для конструирования к нему.
Работа с родителями : с помощью родителей был приобретен данный набор, так же для совместной деятельности мама Максима принесла в группу набор рабочих тетрадей серии «Школа Семи гномов» - «Счет, форма, величина», «Большой, маленький», «Цвет, форма» и т. д.
В заключение хотелось бы перечислить то чего не хватает к сожалению в нашей группе: конструктор мягких деталей среднего размера, сортер – куб с прорезями основных фигур для сортировки объемных тел, неваляшки разных размеров и цветов, набор материалов Монтессори, настенный планшет «Распорядок дня» с набором карточек, сухой бассейн с набором шаров и шнуровка разного уровня.
Спасибо за внимание!
Сообщение подготовила воспитатель II младшей группы
МБДОУ «Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
Рассыхаева Наталия Ивановна