Получи документы

Из опыта работы «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки»

юлия карелина
Из опыта работы «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

/В. А. Сухомлинский. /

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость в духовно- нравственном воспитании детей и создания условий для присвоения детьми моральной позиции.

Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы новые подходы – проектная деятельность, как часть комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.

Публикация «Из опыта работы „Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки“» размещена в разделах

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является духовно-нравственное воспитание сказкой.

Духовно-нравственное воспитание на основе сказки способствует становлению ребенка во всех формах ее проявления. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. В дошкольном возрасте именно сказки являются прекрасным материалом для обучения и воспитания. Использование сказок в режимных моментах, в игровой деятельности развивает устную речь, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Также сказка - замечательное средство семейного общения и развития ребенка.

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Все это хорошо передается через русские народные сказки и сказки писателей. Поэтому решила воспитывать в детях духовно-нравственные качества личности через сказку.

Разработанный и реализуемый познавательно-творческий проект «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки» позволит систематизировать знания по предложенным темам, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, что способствует формированию психологической готовности ребенка к школе. Использование проектной деятельности как средства духовно-нравственного воспитания наиболее эффективно в работе с дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только педагоги ДОУ, но и родители дошкольников. Сотрудничество с родителями необходимо, так как проектная деятельность предполагает активное участие всех субъектов образовательного процесса.

Актуальность данной темы вижу в следующем: вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Духовно – нравственные понятия, представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни, превращаясь в нравственные эталоны и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях модернизации наблюдается снижение интереса к чтению не только сказок, но и художественной литературы в целом. В наше время ценности стали материальными, нежели духовные. Родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребенка. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. А ведь именно сказка оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений и социальную адаптацию ребенка.

Исходя из проблемы, я поставила перед собой цель:

- Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста средствами русской народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).

Для достижения данной цели я наметила следующие задачи:

Побуждать у детей интерес к сказкам.

Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Использовать сказки в разнообразных видах детской деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно – исследовательской, художественно – творческой.

Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Включить родителей в процесс реализации данного проекта.

Я чётко убеждена, что для процесса формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью русских народных сказок и сказок разных писателей, необходимо организовать в группе соответствующую предметно-развивающую среду.

Поэтому для полноценной реализации проекта в группе создала мини-музей «В гостях у сказки», ориентирован на детей среднего возраста. В мини-музее собраны предметы из разных сказок, которые знают дети: дед да баба и курочка Ряба, клубочек ниток, теремок, вязаное дерево с молодильными яблочками, сестрица Аленушка и братец Иванушка, колобок. Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочные темы, пазлы, лото, дидактические игры, домино.

Игры расположены на нижней полке, чтобы дети могли использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности. Так же имеются разнообразные виды масок для самостоятельных детских драматизаций, персонажи к русским народным сказкам, конусный театр, куклы Би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый театр, театр из природного материала. Немаловажной ролью в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей. После проведенного анкетирования родителей на тему: «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка» выяснила, что у родителей слабо сформированы нравственные качества, родители недостаточно используют художественную литературу в воспитании детей. Поэтому в план проекта включила мероприятия для родителей. Интересно и плодотворно прошло родительское собрание на тему: «Сказка в жизни ребенка», где родители с большим интересом вспомнили сказки своего детства, рисовали любимого героя сказки, информировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляю в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения. Подготовила консультации для родителей «Воспитание сказкой», «Сказка в воспитании и развитии ребенка», «Читайте детям сказки», с которыми родители могут ознакомиться в родительском уголке. Провела индивидуальные и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги». Так же по плану проекта есть совместные досуги и развлечения. Например, в ходе драматизации сказки «Теремок» родители и дети получили заряд положительных эмоций от совместного показа сказки, родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка, и сделали вывод, что действительно нужно как можно больше читать и обыгрывать сказки. Ведь именно драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Совместно с родителями пополнили библиотеку группы красочными книгами с русскими народными сказками. Создали красочную книгу сказок. В ходе реализации проекта:

- повысилась компетентность родителей и воспитателей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей через сказку.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами духовно-нравственного и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение). Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, само развиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствует обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. В ходе реализации проекта:

- дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим;

- пополнился словарный запас, сформированы навыки творческого рассказывания;

- расширились представления детей о доброте, справедливости, сострадании и о зле, жадности и лживости;

- научились отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умеют делать нравственный выбор. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, которая создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.

Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Литература

1. Шорыгина, Т. А. Родные сказки. Нравственное воспитание [Текст] / Т. А. Шорыгина//Прометей; Книголюб. -2005.-С. 9-11.

2. Микляева, Ю. В. Социально-нравственное воспитание детей [Текст] / Ю. В. Микляева //Айрис Пресс, Москва. -2009.-С. 38-42.

3. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева // М. : ТЦ Сфера. -2003.-С. 15-48.

4. Потаповская, О. А. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей [Текст] / О. А. Потаповская // Мозаика-Синтез Москва. -2006.-С. 17-22.

5. Зимина, И. Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст]/И. Н. Зимина // М. : ТЦ Сфера. -2005.-С. 5-9.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений». В. А. Сухомлинский. Духовно-нравственное воспитание.

Доклад из опыта работы «Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников посредством использования мини-музея» Духовно- нравственное воспитание детей формируется на лучших традициях народа, на его ценностях, на том прекрасном, высоком, чем жили наши.

Формирование духовно-нравственных ценностей в семье у детей старшего дошкольного возраста через связь поколений Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была актуальной и приобретает особое значение. Согласно содержанию Государственного.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Ценности каждого человека – это целый мир; сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством сказок, как одного из жанров детской литературы (слайд 2) «И нельзя без сказок нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще нам найти слова Для любимых деток или малыша» В настоящее время.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику» Авторская идея в моей педагогической практике «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику».

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством дактической игры» Изучив литературу следующих авторов: Нечаевой В. Г., Марковой Т. А., Бондаренко А. К., Николаевой Т. А., Новосёловой С. Л., я пришла к выводу,.

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки» Обобщение опыта работы Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки В настоящее время мы переходим к.

Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки»
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 10:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки»» (включая файлы) размещена пользователем юлия карелина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД