Наталья Шустова
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства».
1. Информационный блок
1.1 Название темы опыта
«Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства».
1.2 Введение
«Творчество не приходит к детям, по какому- то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Тема, над которой я работаю последние полтора года - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством прикладного искусства. Выбор темы был для меня закономерен: считаю, что в настоящее время всем, кто работает с детьми, необходимо подняться на современный уровень осознание функций искусства и возможностей художественного воспитания для развития личности ребенка. Образовательная программа «От рождения до школы МБ ДОУ «Светлячок» и педагогические технологии направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе технологии интеграция познания, деятельности, творчества, достижение своих возможностей, способствуют раскрытию возрастного и творческого потенциала дошкольника.
1.3 Актуальность темы
Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Отечественные психологи и педагоги – Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Подьякова, Н. А. Ветлугина - доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Так как дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.
Развитие творческих способностей дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами. Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.
Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.
Подтверждение тому – множество оригинальных поделок и конструкций, сделанных дошкольниками. Восточная мудрость гласит: «Всё великое делается медленным незаметным ростом». Особенно важны первые шаги, движения, усилия. Они многое определяют в будущем.
В результате своей практической деятельности на начальном этапе столкнулась с проблемами, связанными с неразвитостью мелкой моторики, что объясняется, прежде всего, возрастными особенностями детей и низким уровнем развития воображения, внимания, любознательности, они развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира и неумением творчески выполнить самые простые задания. С этой целью я в течении длительного времени углубленно работаю над методами и средствами темы самообразования.
1.5 Цель опыта
Развитие детской активности и стремление к самостоятельности и творчеству.
1. 6 Задачи:
- Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества
из различных материалов.
- Развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач;
- Совершенствовать мелкую моторику рук;
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание
включаться в творческую активность.
2. Описание технологии опыта
В своей работе с детьми использую передовой педагогический опыт и инновационные технологии: нетрадиционные формы проведения занятий (интегрированные, занятия на прогулке, занятия- путешествия и другие, создание проблемных ситуаций, использование технологических карт, интеграция задач в занятиях лепкой, аппликацией, и других видах детской деятельности, реализация принципа «Играя, обучаем».
Совокупность использования инновационных технологий позволяет мне поддерживать и повышать у детей интерес к занятиям по прикладному искусству.
2.1 Описание сути опыта
Разрабатывая свою план - программу, учитывала результаты анализа следующих этапов.
Подготовительный этап. Определение цели, задач, изучение психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители принимают, участвуют в этом развитии, наблюдение образовательной области «Художественное творчество» (Ручной труд, конструирование).
Основной этап. Реализация задач. На этом этапе происходила реализация системы мероприятий, направленных на повышение уровня развития творческих способностей детей – это индивидуальная работа с детьми, коллективные работы, а также работа с родителями воспитанников.
Заключительный этап. Определение эффективности деятельности.
В своей работе использовала следующие принципы:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
5. Способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, игровых проблемных ситуаций.
В данной работе использовала научно- исследовательские методы:
- изучение и анализ литературы по проблеме исследования,
- наблюдение, беседа,
- метод анализа продукта деятельности,
- анкетирование.
Направления работы.
- Развитие творческих способностей
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
Условие, которое обеспечивает полноту развития деятельности, ребенка и его личности, является создание центра ручного труда и конструирования, т. е. создание предметно-развивающей среды. Поэтому я оформила уголок творчества. При этом учитывала, что уголок требует соответствующей организации: эстетически обдуманной, доступной, безопасной. Необходимо иметь не только сами материалы, но и образцы, которые дети используют в свободной деятельности. Учитывала, что в уголке должен быть достаточный запас соответствующих материалов.
В уголке находятся бумага разного цвета и различной фактуры, бросовый материал (коробки, спичечные коробки и. д., природный материал (шишки, скорлупа грецкого ореха и т. д). Через действия с различными материалами, в процессе выполнений разных операций, применении различных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в конструктивной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
В своей работе использовала различные методы и приемы обучения.
Наглядные (показ педагога, пример, помощь, рисунки, иллюстрации, схемы, словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Конструирование из бросового материала, изготовление красочных поделок из бумаги, картона (оригами, бумагокручение, плетение, бумагопластика и т. д., природного материала, украшения из бусинок, пуговиц - увлекательные и полезные занятия для дошкольников. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует (вертушка вертится на ветру, поделка из бросового материала (бинокль для папы, цветы для мамы) выставлена на всеобщую выставку детского сада т. д.
В рамках кружковой работы был разработан и реализован долгосрочный проект «Тестопластика». Особый интерес, в процессе реализации данного проекта, вызвали у детей сам процесс приготовления теста, а также изготовление большого разнообразия поделок. На занятиях с детьми были изготовлены поделки к разным праздникам (День Матери,23 февраля, 8 Марта). Для систематичной и последовательной работы по ручному труду разработала перспективное планирование, которое отражает принцип от работы по готовым образцам к постепенному усложнению: по схемам, словесным описаниям и творческой работе.
Основной формой работы являются занятия по подгруппами один раз в неделю: старшая группа (25 минут. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.
Структура и содержание перспективных планов занятий показывают, что дошкольники входят в многоаспектный мир творческой деятельности. Работа дошкольников сконцентрирована на выполнении различных творческих заданий, как индивидуальных, так и коллективных. Дошкольники осваивают базовые формы различных видов конструирования, работы с бросовым и природным материалом, искусства оригами, различные способы изготовления поделок, а также знакомятся с богатыми традициями народно – прикладного искусства.
Чтобы занятия были интереснее, а обучение прошло легко и незаметно для детей, я использовала мотивацию детской деятельности, которая бывает двух типов:
Мотивация личного интереса, создание игрушек, поделок
для себя, в своё личное пользование.
Мотивация общения со взрослым, достаточно значима и привлекательна для детей, так как они хотят быть рядом со взрослым и охотно помогают ему во всём.
Занятие ручным трудом и конструированием помогает: заинтересовать детей изготовлением поделок из различных материалов;
• дисциплинируют;
• учат слушать устные инструкции;
• учат совершать последовательные действия;
• развивают способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;
• улучшают пространственное воображение и умение мысленно оперировать объемными предметами;
• учат читать чертежи, по которым строятся постройки, складываются фигурки, плетется поделка, выкладывается узор;
• знакомят на практике с основными геометрическими понятиями, формами и телами;
• развивают уверенность в своих силах и способностях;
• влияют на формирование самостоятельности, самооценке;
• помогают развитию первых чертежных навыков;
• стимулируют развитие памяти;
• учат концентрировать внимание;
• заинтересовывают детей изготовлением поделок из различных материалов, способствуют выявлению конструктивных и творческих способностей;
• развивают творческие способности и исследовательские навыки;
• воспитывают усидчивость, аккуратность, бережное отношение к продукту деятельности и материалу;
• способствуют формированию добрых чувств к близким людям;
• формируют художественный вкус;
• совершенствуют речь и коммуникативные способности.
На занятиях по ручному труду дошкольники складывали из бумаги «собачек», «крокодилов», «петушков», плели коврики, изготавливали мебель, летательные аппараты, т. д. Проблемные ситуации создавались таким образом, чтобы ребенок сам захотел что-либо изготовить для решения поставленной перед ним игровой задачи. При проигрывании, обговаривании поделки дети не только научились работать и по образцу и показу, но и запоминали последовательность действий, что позволило им создавать поделки в группе и дома в самостоятельной игровой деятельности.
В процесс работы по конструированию и ручному труду вовлечены так же и родители для того, чтобы творческая работа продолжалась дома. Работа с семьей по этому направлению велась через такие формы, как консультации- памятки для родителей: «Развитие мелкой моторики рук», «Изготовление поделок из компьютерных дисков»;
- папки - «передвижки» : «Плетение волшебных ковриков», «Наши руки не для скуки». Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, совместных творческих выставок детей и родителей: «Все умеют наши мамы», «8 Марта», «Дары осени». В рамках Дня открытых дверей было проведено открытое занятие детей, педагогов и родителей «Экологическая тропинка». Заключительная часть данного мероприятия - совместная творческая деятельность родителей и детей. Как итог занятия - выставка поделок из природного материала и пластилина на тему животные и птицы. Такая совместная работа сплачивает детей и родителей. Появляется интерес. Они активно вовлекаются в работу.
Для реализации поставленных задач и отслеживания результатов эффективности применялась система диагностики (Л. В. Куцаковой, содержащая – задания, направленные на развитие детского творчества, и на стимулирование творческих способностей детей.
Критерии качества освоения ребенком конструирования и ручного труда:
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка. Владеет приемами работы с различными материалами. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. Умеет самостоятельно провести анализ поделки. Использует свои конструктивные решения в процессе работы. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки. Выполняет работу по замыслу. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей. Показывает уровень воображения и фантазии. Использует в работе разные способы ручного труда.
2.2 Результативность и эффективность опыта
По результатам педагогической диагностики можно сделать вывод, что дошкольники овладели умением в точной последовательности выполнять задания, приобрели практические умения и навыки, появилась самостоятельность при решении творческих задач, гибкость мышления (они совершенствуют поделки и находят им новое применение, научились эстетично и аккуратно оформлять работу, совершенствована мелкая моторика руки, сформированы умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами, пополнили активный словарь.
3. Заключение
В целом, подводя итоги проделанной работы, хочу отметить, что система развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования и ручного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом, в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность. Думаю, что моя педагогическая деятельность по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством прикладного труда поможет моим воспитанникам решить проблему эстетического развития личности, в перспективе вижу широкие возможности развития гармонического человека.
Список литературы:
Давыдова, Г. Н. Пластилинография для малышей– М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.-80 с.
Закржевская, Е. Д. 110 увлекательных поделок из пуговиц [Текст] /Е. Д. Закржевская, С. В. Марсаль. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006.- 124 с.
Короткова, Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду [Текст] Е. А. Короткова. - Академия развития, 2009.- 128 с.
Куцакова, Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада и родителей. - М. : Мозаика –Синтез, 2007.-112 с.
Парамонова, Л. А Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст] : метод. реком. / Л. А. Парамонова. – М. : Академия, 2008. – 192 с.
Пискулина, С. С. Художественно- творческая деятельность. [Текст] : аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет. – С. С. Пискулина. - Волгоград: Учитель, 2012.—95 с.
Пищикова, Н. Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2012.-48 с.
Рябкова, И. А. Художественно- творческая деятельность оригами [Текст] : тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет. – И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова. - Волгоград: Учитель, 2012.—95 с.
Салагаева, Л. М. Ручной труд для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного [Текст] : – СПб. : «Детство- экспресс», 2010.- 64 с.
Соколова, С. В. оригами для дошкольников. [Текст] : Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : Детство – пресс. 2010. – 64 с.
Шайдурова, Н. В. Учимся делать открытки [Текст] : Учебно-методическое пособие для педагогов. СПб. : ООО «Издательство – Пресс», 2010.- 48.