Ирина Кондина
Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме :
«Развитие творческих способностей детей
средствами бумагопластики»
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, рисунка, фантазии и творчества».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики“» размещена в разделах
Формирование творческой личности одно из важнейших задач современной педагогики. Проблема человеческих способностей всегда вызывала огромный интерес во все времена.
Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка. Важно не пропустить этот период, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Ребенок в этом возрасте достигает разные цели, он сам выбирает занятие по душе. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Он сам выбирает материал, способы действия с ним. Это и составляет основу творчества и служит фундаментом развития ребенка, успешного его обучения в целом.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях.
Многочисленные педагоги и психологи такие как О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, и другие подчеркивают, что творчество - это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
В условиях детского сада развитие творчества происходит через разные виды деятельности. Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.
Одним из видов деятельности, где можно проявить творчество является конструирование. Под детским конструированием понимается создание ребенком конструкций, моделей из разных материалов. Бумажное конструирование,по сути это художественное конструирование, в которых художественные образы создаются из пластичного материала бумаги. Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, является применение нетрадиционных техник работы с бумагой в работе с дошкольниками.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Бумага – материал универсальный. Она легко режется, рвется, скручивается, сгибается, склеивается различными клеями. Изделия из нее долго не теряют форму и качество. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.
Любая работа с бумагой развивает конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус, стимулирует память. При этом происходит обогащение словаря специальными терминами, активизирует мыслительный процесс. Занятия по бумагопластике подтвердили гипотезу исследования о высоко развивающемся потенциале этого вида деятельности для развития творчества детей дошкольного возраста.
Большое внимание художественному конструированию отдала Г. Н. Давыдова. Она определила этапы работы по художественному конструированию. Раскрыла технологии работы с бумагой в разных техниках. Дала последовательность изготовления поделок из бумаги. Раскрыла формы и методы обучения художественному конструированию
Бумагопластика – это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликации, рисованию, конструированию из бумаги.
В основу моего педагогического опыта положены следующие педагогические принципы:
• принцип «от простого к сложному»
• принцип личностного подхода
• принцип доступности
• принцип наглядности
• принцип опоры на интерес
• принцип ориентации на достижение успеха
•принцип системности
Педагогический опыт по развитию творческих способностей детей посредством бумагопластики реализуется через совместную и самостоятельную деятельность, в творческой мастерской, в ходе НОД по художественному конструированию.
Опираясь на труды Давыдовой были поставлены следующие цель и задачи:
Целью было создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через овладение основами бумагопластики.
- Задачи которые были поставлены :
Образовательные:
- обучать детей различным (нетрадиционным) приемам и способам выполнения работ из бумаги;
- знакомить со свойствами и качеством бумаги;
- расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из бумаги;
- знакомить со средствами художественной выразительности.
. Развивающие :
Закрепить знания у детей о бумаге и как правильно ей пользоваться.
- развивать творческие способности детей через бумагопластику;
- Формировать умения и навыки с бумагой.
- развивать художественное восприятие жизни, познавательную активность детей;
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; память, воображение.
- Развивать мелкую моторику рук ;
Знакомить с новыми технологиями и умение применять их на практике
Воспитательные:
- воспитывать интерес к бумагопластике;
- воспитывать стремление творить своими руками.
- воспитывать бережное отношение к используемым материалам и готовым изделиям.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному; воспитывать самостоятельность, трудолюбие;
- сплачивать детский коллектив в процессе коллективного творческого труда.
В ходе работы с детьми были накоплены дидактические материалы: конспекты НОД, наглядные средства : схемы, образцы работ, образцы бумаги.
Были созданы все условия для развития творчества в нашей группе в центре конструирования и художественного творчества. Подобраны разные виды бумаг, ножницы, клей и другие материалы для творчества.
Для разработки занятий по бумагопластике для дошкольного возраста я использовала такие техники бумагопластики : как оригами и объемная аппликация, модульное оригами. Такие виды бумагопластики позволяют создавать различные объемные бумажные композиции. Цветы, животные, выполненные в этой технике за счет объема, выглядят как произведения искусств. Работа создается из отдельных элементов, каждый из которых придает объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности изобразится в движении детской руки, тем тоньше взаимодействует с орудиями труда, чем сложнее движение необходимое для этого взаимодействия,тем глубже входит взаимодействие руки с природой,с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.» Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,тем умнее ребенок.
При составлении перспективного плана для занятий по бумагопластике для старшего дошкольного возраста я постаралась отразить темы, посвященные, праздникам: Новый год, день Святого Валентина, день защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, день Космонавтики, День Победы, День матери. Вначале мы с детьми проводили беседы о праздниках, о традициях празднования каждого праздника, дети знакомились с символикой, особенностями оформления праздника, в продуктивной деятельности. На занятиях по бумагопластике дети с большим удовольствием делали поздравительные открытки для своих близких, коллективные совместные работы для своих родителей, украшения для детского сада, и пособия для дидактических игр.
Занятия по бумагопластике проводились по следующей структуре:
1. Проводилась беседа на выбранную тему;
2. Анализировались формы объекта выбранного для художественной работы;
3. Показывали и обсуждали возможные способы работы;
4. Самостоятельная работа детей;
5. Обсуждались готовые работы
Перед началом занятия проводился инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем, кисточкой, карандашом.
В своей работе мы использовали разнообразные формы и методы:
Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления;
эксперименты с различными материалами (бумагой, направленные на развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения;
создание проблемной ситуации, направленной на активизацию творческого мышления.
экскурсии на выставки в художественную школу, в музей,в центр «Лад», в дом детского творчества и др..
Занятия проводились с использованием стихов, пословиц, загадок. Важное место на занятиях занимала мотивация детей; игры - путешествия, дидактические игры. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ.
В группе были созданы все условия необходимые для развития творчества в центре конструирования и художественного творчества.
Подобраны разные виды бумаг, ножницы, клей и другое оборудование.
В творческой мастерской «Умелые ручки» дети создавали оригинальные композиции, открытки, подарки для своих близких.
Работы детей используются в самостоятельной игровой деятельности, в оформлении интерьера детского сада, группы и участка, в оформлении выставок, как подарки на праздники.
Готовые поделки обыгрываются, используются для создания композиций, для сюжетно-образной игры. Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций.
Важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. При взаимодействии с родителями использовались такие формы работы, как родительское собрание на тему «Прекрасное в жизни ребенка». Провели семинар- практикум «Развитие творчества у детей», консультации для родителей: «Чудо-игрушка», устраивали творческие выставки «Моя фантазия», «Рисуют и мастерят дети», родители участвовали в проекте предметно-развивающая среда в группе и многое др.
Анализируя результаты диагностики по художественному конструированию по разделу: «Участие в создании разных поделок в соответствии с их назначением» мы видим положительную динамику роста творческой активности детей. Если в средней группе к концу года было 22% ,то в старшей группе 41%, а в подготовительной группе 54% на конец года.
Дети научились складывать бумагу, овладели навыками работы с ножницами и с другими инструментами. Познакомились с геометрическими понятиями : угол, сторона, квадрат, треугольник и др. Научились добиваться результатов.
Дети нашей группы принимали активное участие в выставках и конкурсах в детском саду. Участвовали дети в разных городских выставках и занимали призовые места.
Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей.