Осина Наталья Владимировна
Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Из опыта работы. Формирование коммуникативных навыков младших дошкольников посредством развития мелкой моторики рук».
Добрый день, коллеги! Сегодня вашему вниманию было представлено интегрированное занятие по развитию речи младших дошкольников, с использование разнообразных игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.
Публикация «Из опыта работы „Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В своей работе уделяю особое внимание именно этому направлению. И как не согласиться со словами выдающегося педагога - новатора Василия Александровича Сухомлинского: «Источники способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальных способностей ребенка, а в дальнейшем показатель его готовности к школе. Именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Согласна с тем, что проблема развития моторики не нова, но остается по-прежнему актуальной, так как у большинства современных детей отмечается слабое развитие общей моторики, и в частности – руки. В первую очередь это связанно с облегчением быта детей.
От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
В этом учебном году я набирала новую возрастную группу, знакомилась с новыми детьми, определялась с ведущими направлениями воспитательно – образовательного процесса.
После проведения мониторинга способностей детей и уровня их развития, я решила акцентировать внимание на развитии мелкой моторики рук. Так как большинство детей быстро утомлялись, испытывали серьезные трудности в овладении навыками самообслуживания. Также дети испытывали сложности в продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании. И, конечно, проблемы с речевым развитием. Я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость.
Свою работу начала с изучения литературы по теме, интернет –ресурсов, составления перспективного плана работы по теме.
В группе была создана необходимая предметно – пространственная среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, многие из которых сделаны своими руками из бросового материала и во многом нам помогали родители.
Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Стол оборудован горкой для прокатывания шариков, пирамидками, деревянными конструкторами, дидактическими деревянными игрушками.
Здесь же игры и пособия, сделанные своими руками: решетки с лентами, игры с прищепками, игры с крупами, бобовыми, шишки, шарики Су – Джок, разные бигуди, счетные палочки, игры для нанизывания, игры с пуговицами, зубные щетки, ручные массажеры, игры с пробками, планшет для игр с резинками, карточки для ниткографии, манка и подносы для рисования, тактильные крышки и т. д.
Работу за дидактическим столом провожу с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь.
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки. На двери прикреплены ленты с карандашами для скручивания. Имеются пособия со шнурками, молниями, пуговицами, кнопками.
В зоне изо деятельности: трафареты, штриховки, бумага, карандаши, раскраски, пластилин. В театральной зоне: пальчиковый театр.
Работа по развитию мелкой моторики у детей включается во все виды учебно-игровой деятельности. (на слайде)
В работе сотрудничаем со специалистами детского сада. (на слайде).
Так как без сотрудничества и комплексного педагогического воздействия положительный результат невозможен.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей, предложила осуществлять работу в трех направлениях :
- специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
- обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Кроме того с родителями была проведена консультация: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», «Су – Джок терапия – эффективный метод развития мелкой моторики рук ребенка».
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме, буклеты. Родители приняли активное участие в изготовлении дидактического материала и пособий, помогли в приобретении массажеров Су – джок.
Чтобы заинтересовать мам и пап этой темой, я подготовила информацию по теме и поместила в логопедический уголок «Веселые ладошки».
Для родителей эта тема оказалась очень интересной, они изучают представленный материал, получают консультации, принимают активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвуют в конкурсах, мастер – классах, развлечениях. Думаю, что существенно повысился уровень их компетенции в применении различных игр, упражнений, гимнастик в развитии мелкой моторики рук детей.
В работе с детьми стремлюсь к тому, чтобы у детей ежедневно повышался уровень развития мелкой моторики рук, они могли правильно держать столовые приборы и принадлежности для продуктивной деятельности, получали удовольствие от творчества, стремились к познанию окружающего мира, задавали вопросы.
В дальнейшем планирую продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.