Лучший педагог года

Особенности современных форм работы в ДОУ по развитию речи дошкольников

Ольга Шалимова
Особенности современных форм работы в ДОУ по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги!

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. На сегодняшний день количество детей с различными речевыми нарушениями не только не уменьшается, но наоборот, становится значительно выше. Поэтому проблема речевого развития детей - дошкольников стоит очень остро и является одной из важнейших педагогических задач.

Публикация «Особенности современных форм работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» размещена в разделах

В современном ДОУ педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Что же для этого должен делать педагог? Прежде всего, он сам должен владеть грамматически правильной, четкой, ясной, понятной для ребенка речью. Воспитатель должен постоянно побуждать детей к общению с взрослыми и сверстниками. Обеспечивать развитие звуковой культуры речи, овладение детьми грамматическим строем речи в соответствии с их возрастными особенностями, обогащать их словарь. Развивать у детей связную речь, упражнять в выполнении словесной инструкции, приобщать детей к культуре чтения художественной литературы, поощрять детское словотворчество. Педагог должен постоянно следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять, упражнять детей (организовывать звукоподражательные игры, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения).

Задачи речевого развития по ФГОС ДО

* Владение речью как средством общения

* Обогащение активного словаря

* Развитие связной, грамматически правильной диалогической

и монологической речи.

* Развитие речевого творчества

* Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных

жанров детской литературы

* Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

* Формирование звуковой аналитико – синтетической активности

как предпосылки обучения грамоте

Основные средства развития речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

* Общение взрослых и детей

*Культурная языковая среда

*Обучение родной речи на занятиях

*Художественная литература

*Изобразительное искусство, музыка, театр

*Занятия по другим разделам программы.

Основные направления работы по развитию речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с

контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и

произношения.

3. Формирование грамматического строя:

* Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)

* Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)

* Словообразование.

4. Развитие связной речи :

* Диалогическая (разговорная) речь.

* Монологическая речь (рассказывание)

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова,

нахождение места звука в слове.

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Для этого воспитателями в ДОУ используются современные образовательные технологии:

Здоровье сберегающие технологии. К этому разделу относятся физкультминутки, подвижные игры, минутки настроения, пальчиковая гимнастика. Все это должно широко использоваться воспитателями в своей работе.

Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям, куда относятся настольно-печатные игры, сюжетные, игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками). Сюда же относятся дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр. Наглядное моделирование – опорные картинки, схемы, мнемотаблицы, карточки – символы, реальные предметы и т. д. К методу наглядного моделирования относится мнемотехника. Что же это за метод?

Мнемотехника позволяет детям успешно запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Использование этого метода в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: развитие связной речи, преобразование абстрактных символов в образы, развитие памяти, внимания, образного мышления, сокращает время обучения.

Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, мнемодорожек и схем-моделей – это графическое изображение сказки, явлений природы, некоторых действий. Особенность методики в том, что детям для запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Символы максимально приближены к речевому материалу. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе воспитатель предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок сам включается в процесс создания своей схемы.

«На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник» - «Весна», «Новый год»

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному Сенсорно - графическая схема (Воробьёва В. К.) , Предметно - схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Коллаж (Большева Т. В.) Методика развития связной речи В. К. Воробьевой (картографическая схема) Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план (Рассказ «Зима»).

При описании рассказов об игрушках, одежде, посуде, животных, временах года, птицах, овощах применяются предметно-схематические схемы, которые разработала Т. А. Ткаченко. Схема разделена на 6 квадратов по количеству характерных признаков, что позволяет ребенку постоянно придерживаться схематического плана. Также схемы помогают дошкольнику выделить определенные качества объекта, наглядно представить его, ориентируясь на обобщенные символы цвета, величины, материала, формы, размера.

Методика коллаж Т. В. Большева. На лист картона наносятся различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т. д. ребенок учится связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. При ознакомлении с художественной литературой дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, что необходимо для пересказа литературного произведения.

Один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) - синквейн.

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач: придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Синквейн (от французского слова «cinq»-пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.

Актуальность использования синквейна в том, что это сравнительно новый метод – открывающий творческие интеллектуальные и речевые возможности. Он гармонично вписывается в работу по развитию лексико - грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.

Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются

• ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач)

• Логоритмика. (Речевые упражнения с движениями)

• Сочинительство.

• Сказкотерапия. (Сочинение детьми сказок)

• Экспериментирование.

• Пальчиковая гимнастика.

• Артикуляционная гимнастика.

Литература.

1. Голицина Н. С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006

г.

2. Елжова Н. В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/ Д:

Феникс, 2008 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» 6/ 2009

4. Журнал «Дошкольное воспитание» 11/ 2009

5. Ребенок в детском саду №3 2010 г.

Публикации по теме:

Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольниковОсвоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал УКАЗ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом Экологии. Цель.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Современные развивающие игры для современных дошкольников Доклад к педагогическому совету «Современные развивающие игры для современных дошкольников.» Развивающие игры cовременного поколения - интеграция.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольниковИгра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольников Материал для игры:цветные картинки с изображением разных животных,слайды с движущимися животными. Игра проводится около стола. На столе разложены.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников»Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности современных форм работы в ДОУ по развитию речи дошкольников
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 14:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности современных форм работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шалимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД