Получи документы

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой»

Ольга Кравцова
Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой»

Сообщение для педагогов ДОУ

Выполнила:

Кравцова Ольга Михайловна, воспитатель

В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного образования, введение которых обеспечит всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Концепцией ФГОС ДО является речевое развитие.

Публикация «Презентация „Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой“» размещена в разделах

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы.

Слушая сказку, ребёнок учится звуками родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи.

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и замысловатая внешне, она интересна и маленькому и взрослому. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребёнка. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохранилась.

Сказки являются эффективным средством развития речи у детей дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе. Развивая речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, решаю следующие задачи:

1. развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;

2. обогощение словаря;

3. развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликается на сказку;

4. развитие представления об окружающем мире;

5. воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;

6. побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельность.

Сказку использую как в воспитательном - образовательном процессе, так и повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми.

Система работы по развитию связной речи у дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.

1. Восприятие сказки идёт успешнее, если с детьми проводится предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий, которые они обозначают.

2. Далее идёт непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Чтобы помочь детям глубже воспринимать произведение, после его рассказывания провожу беседу. Включаю в неё разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей. Для большего эффекта восприятия, сопровождаю текст сказки предметными и сюжетными картинками. Ребёнок усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном рассказывании использую: настольный и кукольный театр, фланелеграф, моделирование, запись. Для лучшего усвоения содержания сказки, последовательности событий в ней использую мнемотаблицы и мнемодорожки – опорные схемы, с помощи которых дети быстро запоминают сказку, учатся пересказывать её. Мнемодорожка несёт обучающую информацию.

3. Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини-спектакли. Проведя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи. Не маловажным моментом в этой деятельности является, творческая деятельность ребенка, выраженная в рисунке.

Включение сказки вовсе виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Краткосрочный художественно-творческий проект по русской народной сказке «Снегурочка»

Тема: «Снегурочка»

"Использование сказочных образов в художественной деятельности для развития речи, творческого воображения детей".

Участники: дети средней группы, воспитатель.

Вид проекта: художественно-творческий.

Срок реализации: 1неделя, краткосрочный.

База реализации проекта: МАДОУ д/с №2 «Карамелька», средняя группа.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

• Написание планирования работы над проектом;

• Подбор литературы, иллюстраций к сказке;

• Выбор методов и приёмов реализации проекта.

Подбор методов и приё мов:

• Чтение сказки;

• Беседа;

• Видео просмотр;

• Экспериментальная деятельность;

• Творческая деятельность;

Основной этап (реализация) :

Первый день проекта: Чтение сказки «Снегурочка». Рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию сказки.

Второй день проекта: Видео просмотр сказки «Снегурочка». Экспериментальная деятельность. Беседа по содержанию сказки. Творческая деятельность.

Первый день проекта

Цель: учить эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь;

Оборудование: книга со сказкой «Снегурочка», красочные иллюстрации к сказке.

Содержание

Воспитатель. – Расскажите какие зимние забавы у детей, во что они любят играть зимой. Послушайте русскую народную сказку «Снегурочка» о том, что случилось в одной деревне зимой.

Воспитатель рассказывает русскую сказку «Снегурочка». Затем проводит беседу: - Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы.

Дети. Дед и баба слепили ее из снега.

Воспитатель. - Представьте деревню в которой жили дед и баба. Расскажите, сколько выпало снега?

Дети. Выпало много снега.

Воспитатель. Как выглядели дома и все вокруг?

Дети. Все было белым.

Воспитатель. Когда дед и баба пошли лепить себе дочку?

Дети. Когда увидели, как дети играют на улице.

Воспитатель. – Какой получилась у стариков Снегурочка?

Дети. – Красивой, как живой.

Воспитатель. – Как она выглядела?

Дети. – У нее волосок завивается, роток улыбается.

Воспитатель. – Подумайте, почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее?

Дети. Потому что ей было жарко.

Воспитатель. Какое настроение было у Снегурочки зимой? Какая она был?

Дети. Радостная, приветливая, веселая, счастливая, улыбающаяся).

Воспитатель. – Какой стала Снегурочка летом?

Дети. Грустная, печальная, скучная.

Воспитатель рассматривает с детьми книжные иллюстрации.

Беседа:

Посмотрите и скажите, как вы поняли, что на этой иллюстрации у Снегурочки веселое настроение.

Дети. Глаза сияют, на лице улыбка.

Воспитатель. – Как художники передают печаль, грусть девочки?

Дети. (Склоненная голова, грустное лицо, брови опущены, сидит, наклонившись.)

Второй день проекта.

Цель: учить эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь; познакомить со свойствами снега; развитие творческих способностей;

Оборудование: мультфильм сказки «Снегурочка»; иллюстрации Снегурочки; ёмкость со снегом для эксперимента; заготовки для творчества из бумаги (пальто для снегурочки).

Содержание интегрированной деятельности детей

Организационный момент.

На прогулке воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Слепи Снегурочку». С прогулки приносим в группу ведёрочку со снегом.

Воспитатель. Ребята сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, угадайте про кого?

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка.)

Дети. (Снегурочка.)

Воспитатель. Ну как ребята, понравился мультфильм, уже согрелись после улицы?

Дети. Да.

Воспитатель. Давайте мы посмотрим, что случилось с нашим снегом, которого мы принесли с улицы?

Дети. Растаял!

Воспитатель. Вот такие свойства есть у снега, в тепле таит и превращается в воду, а вода в мороз превращается в лёд. Как вы думайте, что случится с нашей Снегурочкой, которую мы сегодня слепили, когда солнце станет пригревать?

Дети. Растает.

Воспитатель. А кто знает, что случилось со Снегурочкой, когда она прыгнула через костёр, куда она исчезла?

Дети. Она тоже растаяла.

Воспитатель. Она превратилась в пар, такие свойства имеет вода, когда нагревается. Но эта вода не исчезла бесследно, в небе она превратится в капельки воды и вернётся к нам на землю в виде дождя летом или снега зимой.

Давайте мы с вами придумаем другой конец нашей сказке, ни такой грустный. Давайте представим себе, что Снегурочка вернётся на следующий год к дедушке и бабушке. А кто догадается как?

Дети. Со снегом.

Воспитатель. Дедушка с бабушкой ждали с нетерпением следующей зимы и они, слепили заново Снегурочку. А мы с вами ребята нарисуем новую одежду для неё.

Ребята получают шаблон из бумаги «Пальто для Снегурочки» и раскрашивают по своему желанию.

Ожидаемые результаты проекта

• знакомство с творчеством художественной литературы;

• обогащение речи детей;

развитие творческой деятельности и воображения;

Описание проекта: данный проект предполагается провести в течение двух дней (два занятия) в несколько этапов.

Началом проекта считается информационно – наглядным, в котором

знакомим детей с содержанием сказки. Во время рассматривания иллюстраций к данному произведению проводим беседу о сезонных особенностях зимы, характеризуем главных персонажей сказки, даём возможность каждому ребёнку выразить свои впечатления в словах, мимике, жестах, тем самым обогащая и развивая речь детей.

Вторым этапом является творческой частью, к которой плавно переходит группа. На прогулке воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Слепи Снегурочку».

С прогулки приносим в группу ведёрочку со снегом. Предлагаю вспомнить содержание сказки «Снегурочка» и посмотреть мультфильм. После просмотра мультфильма экспериментальная части беседа (особенности снега в разной среде). В творческой части проекта, предлагается детям раскрасить шаблон Снегурочки по своему желанию.

Итогом проекта станет выставка работ детей и коллективное оформление книжки – малышки с детьми к сказке «Снегурочка».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие исследовательской активности детей раннего возраста в процессе ознакомления с живой природой .

Презентация «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами» Знакомство с фольклором происходит у маленького ребёнка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос.

Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром. В современных.

Конспект открытого занятия по речевому развитию посредством ознакомления с художественной литературой «Пойманная птичка»Конспект открытого занятия по речевому развитию посредством ознакомления с художественной литературой «Пойманная птичка» Конспект открытого занятия по речевому развитию, через ознакомление с художественной литературой «Пойманная птичка», с детьми подготовительной.

Консультация для воспитателей «Методика работы с книгой в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой» Современные дети стали мало читать. Для получения информации, чтобы «быть в курсе» они прибегают к телевизору, компьютеру, интернету. Из.

План по самообразованию «Воспитание основ экологической культуры детей посредством ознакомления с художественной литературой»План по самообразованию «Воспитание основ экологической культуры детей посредством ознакомления с художественной литературой» Основные цели, которые я ставлю перед собой: -развитие экологической воспитанности детей через художественную литературу. Основные задачи:.

Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Развитие творческого мышления детей шестилетнего возраста в процессе ознакомления с геометрическим материалом Тема: «Развитие творческого мышления детей шестилетнего возраста в процессе ознакомления с геометрическим материалом» Кузнецова Елена Михайловна.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» Программное содержание: Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя.

Занятие по развитию речи детей в процессе ознакомления с речевым этикетом «Карлсон в гостях у ребят»Занятие по развитию речи детей в процессе ознакомления с речевым этикетом «Карлсон в гостях у ребят» Цель: создание условий для расширения знаний о правилах речевого этикета. Задачи: - развитие способности употреблять различные словесные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой»
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 19:29
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кравцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД