Наталья Шамшурина
Развитие исследовательской активности детей раннего возраста в процессе ознакомления с живой природой
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная активность успешно формируется в процессе взаимодействия, когда мы используя разные методы и приемы, побуждаем детей к самостоятельному поиску ответов на постоянно возникающие вопросы.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Публикация «Развитие исследовательской активности детей раннего возраста в процессе ознакомления с живой природой» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Общение с природой положительно влияет на ребёнка, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие качества. Природа своим разнообразием, красочностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в раннем детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияет на отношение человека к природе.
В процессе работы с детьми я постоянно привлекаю внимание детей к природе. Это проходит во всех видах деятельности:
• самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно,
• непрерывная образовательная деятельность
• совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства.
Осуществляется знакомство с природой и в повседневной жизни, в труде, играх на участке, наблюдениях, экспериментировании.
Особенно активно происходит исследование природы на прогулках. Дети заново открывают для себя такие природные явления как : ветер, снег, дождь и т. д.
Если во время занятий мы беседуем и рассматриваем иллюстрации о том, что осенью идет дождь, опадают листья, дует холодный ветер, то на прогулке дети сами обращают внимание на эти природные явления. Рассматриваем опавшие листья, уточняем цвет: зеленый – желтый, сравниваем величину: большой – маленький. Если ребенок заметил, что дует ветер, я уточняю «какой?»(холодный-теплый, сильный-слабый,если дети говорят – пошел дождь и одежда и игрушки стали мокрыми, я спрашиваю почему они стали такие, делаем вывод, что вода мокрая. Когда одновременно начинает дуть сильный ветер и идет дождь (как часто бывает в нашем регионе) дети бегут ко мне, я выясняю почему они ко мне подошли, они отвечают что им страшно, так я подвожу детей к пониманию опасности такой погоды, что надо быстро собрать игрушки и искать укрытие. Такой непосредственный контакт с природой дает детям больше знаний, чем все многочисленные беседы в группе.
Во время прогулок мы наблюдаем за птицами, я обращаю внимание детей на цвет птиц, их поведение, как они ищут корм, что едят, как кричат, некоторые дети могут сказать как птица называется. Учу бережному отношению к птицам, объясняю какую пользу они приносят, почему им зимой сложно добывать корм, и как мы можем помочь птицам зимой. Такие подвижные игры как «Птицы и автомобиль», «Воробышки», «Чижик», «Воронята», «Наши уточки с утра», помогают запомнить и название птиц, и их характерные особенности.
Летом и осенью наблюдали за земляными червями и разными жучками, за муравьями, как ползают, что делают. Объясняла, что нельзя наступать на насекомых и брать их в руки, т. к. это может быть опасно.
Особое место в формировании исследовательской деятельности детей раннего возраста занимает экспериментирование. Еще до поступления в детский сад ребенок начинает вместе с родителями делать «куличики» в песочнице, купаясь в ванне играть с «не тонущими» игрушками, но еще не понимает почему «куличик» рассыпается, а игрушка не тонет.
Когда мы выходим на прогулку дети говорят: «Я хочу копать», «Я хочу делать куличики», «Мне нужна лопатка», я спрашиваю: «Чем ты будешь копать, что тебе для этого нужно?», «Для чего тебе нужна лопатка, что ты будешь с ней делать?» Все дети умеют копать лопаткой, некоторые умеют делать куличики правильно и предугадать свой результат, другим объясняю и помогаю добиваться желаемого результата. Песочница является каждодневным источником эксперимента, дети понимают что из песка можно лепить, учатся создавать разные формы, обговаривать свои действия, обыгрывать свои постройки. Иногда песок недостаточно мокрый и ребенок удивляется, говорит что у него не получается сделать куличик, тогда я спрашиваю почему не получается, что для этого нужно, и что можно сделать. Так дети учатся понимать, что из мокрого песка можно лепить, а из сухого – нет. С помощью наблюдений на прогулке и дидактической игры “следы”, дети убеждались, что на мокром песке или снегу остаются следы и рисунок палочкой получается чётким выразительным (солнышко, дорожки, грибочки, зайчики и т. д.). К концу «песочного» сезона некоторые дети это запоминают и понимают,могут ответить на вопрос почему у них не получается. Другие дети раз за разом пытаются что- то сделать, и эти действия постепенно приведут их к пониманию «мокрый – сухой». Зимой дети пытаются лепить куличики из снега, лепим снеговика, играем в снежки, и тоже делаем вывод, что из снега можно лепить, а если положить на ладонь – он растает. Если ребенок берет снег руками, то скоро он понимает, что снег холодный, руки замерзли и надо одеть варежки.
Весной мы наблюдали, как начинает таять снег (почему тает снег – потому что греет солнце, распускались почки на деревьях, появлялись первые листочки. В группе наблюдали за веточками вербы, поставленными в воду.
Эксперименты с водой дети любят больше всего. Если на улице есть лужи и светит солнце, то я обращаю внимание детей на то, что можно увидеть свое отражение. Проводя эксперимент в группе выясняли почему одни предметы тонут, а другие нет. Сначала дети не могут сказать почему так происходит, поэтому я предлагаю подержать предмет в руках, сравнить их, объясняю, что один предмет легкий, другой – тяжелый, из чего сделаны предметы (пластик, железо, дерево).
В режимных моментах дети убеждались, что вода очищает, смывает грязь, может быть теплой, холодной. Рисуя – приходили к понимаю, что вода может менять цвет.
Родители нашей группы сделали стол с подсветкой для «рисования» манной крупой. Такое рисование способствует развитию тактильных ощущений детей, успокаивает их, и если рисунок не получился, можно выровнять поверхность и рисовать снова. По моему мнению, манная крупа чем-то напоминает подушку «антистресс».
Подводя итог всему сказанному, можно сказать, что жизнь является бесконечным источником исследовательской деятельности детей. А от нашего отношения к этой деятельности, будет зависеть, насколько она будет активна. Ведь если мы будем отмахиваться от ребенка, говорить ему постоянно: «не трогай», «не лезь» (если того не требует безопасность) и т. д., то исследовательское любопытство ребенка угаснет, что приведет к торможению развития его личности.