Приложение МААМ

Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром

Татьяна Курьян
Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром.

В современных исследованиях (Л. В. Красильниковой, В. К. Воробьевой) понятие «речевая активность» рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, это свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации; с другой — качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

Публикация «Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах

Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов.

В связи с этим важной задачей коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста является развитие как познавательной, так и речевой активности.

Сейчас все больший контингент детей страдает различными речевыми расстройствами, а, следовательно, и низким уровнем речевой активности.

В настоящее время количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР) значительно возросло.

Речь детей с ОНР характеризуется искажением звуков, невнятностью, замедленностью речи, наличием аграмматизмов, в связи с этим дети замкнуты, стесняются своего дефекта, с нежеланием идут на контакт. Это в свою очередь, напрямую задерживает и ограничивает развитие речевой активности. Данные факты обуславливают необходимость разработки

методики коррекционного воздействия с целью повышения уровня речевой активности у детей с данной речевой патологией.

На наш взгляд, наибольшей эффективности в развитии речевой активности у старших дошкольников с ОНР возможно добиться в процессе в процессе ознакомления с окружающим миром. В этом и заключается актуальность исследования.

Целью исследования является: определение условий формирования речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в ходе ознакомления с окружающим миром.

Объект исследования: формирование речевой активности у детей 6-го жизни с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: процесс формирования речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром.

Гипотеза: формирование речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром окажется наиболее эффективным при выполнении следующих условий:

систематическое обогащение предметной окружающей среды в дошкольном образовательном учреждении;

развитием мотива к проявлению инициативной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в различных формах деятельности (наблюдение, беседа).

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме исследования.

2. Разработать и апробировать методику диагностики речевой активности у старших дошкольников с ОНР.

3. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

4. Разработать и реализовать методику формирования речевой активности у старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с окружающим миром в условиях опытно-экспериментального исследования.

5. Проанализировать результаты формирования речевой активности у детей 6-го года жизни с ОНР после формирующих мероприятий.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 52 «Ласточка» г. Старый Оскол. Для проведения данного эксперимента была определена группа детей в количестве 10 человек с общим недоразвитием речи.

Исходя из теоретического анализа первой главы было выявлено, что основными компонентами речевой активности являются языковое и семантическое оформление высказывания, внутреннее программирование высказывания дошкольника, речевое общение.

Методика экспериментального исследования состояла из двух блоков заданий. Первый блок включал задания, направленные на определение уровня развития речи. Второй блок был направлен на изучение состояния речевого общения у старших дошкольников с ОНР.

Детям были предложены серии заданий. Цель заданий были направлены на:

- определение способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы по изображенному на картинке действию.

- выявление умений построения предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное в именительном падеже».

- исследовать системы словоизменения в различных синтаксических конструкциях.

- исследование понимания беспредложного управления.

- исследовать состояние предложного управления.

- определить умения в согласовании количественных числительных с существительными.

Например,

Ребенку предлагалось несколько сюжетных картинок следующего содержания: девочка вытирает парту тряпкой; девочка дает корм собаке; мама вынимает пирог из духовки.

Инструкция к заданию: «Составь предложение по этой картинке».

Предполагаемые ответы: «Девочка вытирает парту тряпкой. Девочка дает корм собаке. Мама вынимает пирог из духовки».

Если ребенок справляется с заданием № 1, то эксперимент на этом заканчивается. Если же ребенок не придумывает предложение исследуемой структуры, то переходят к заданию №2.

Цель задания - исследование понимания схем предложений и умения составлять предложения по схеме.

Экспериментатор указкой показывает субъект, предикат (движением от субъекта к объекту, объекты. Затем задается вопрос «Какое же предложение я придумала?». Предлагаются сюжетные картинки следующего содержания: девочка читает книгу; птицы сидят на крыше; мальчик ставит вазу на стол.

Инструкция к заданию: «Я загадаю предложение, покажу тебе его по картинке, а вслух не скажу. А ты внимательно смотри, какое предложение я придумала и отгадай его».

Предполагаемые ответы: «Девочка читает книгу. Птицы сидят на крыше. Мальчик ставит вазу на стол».

Также детям предлагалось поиграть в игру Дочки - матери. Ты будешь мамой, а кукла твоей дочкой, поиграй с ней». Целью данного задания было определение преобладания формы общения.

Предполагаемые действия: если у ребенка хорошо развита ситуативно - деловая форма общения то он без помощи экспериментатора создаст ситуацию в которой будет переодевать, кормить, укладывать спать и ходить на прогулку с "дочкой".

В дальнейшем ребенку предлагалось прослушать рассказ Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

Инструкция к заданию: «Послушай какой рассказ я тебе почитаю, а потом мы с тобой обсудим рассказ».

Затем детям были предложены следующие вопросы к рассказу:

1. Кто нашел волшебное полено, из которого потом смастерили Буратино?

2. Кто сам того не желая, помог Буратино пробраться незамеченным в харчевню, где беседовал Карабас Барабас?

3. Вещь, которую пришлось продать папе Карло, чтобы купить Буратино «Азбуку».

5. Куда отправился Буратино вместо школы? И т. д.

С целью определение желания общаться с детьми в группе было предложено следующее задание: «Представь что ты капитан корабля, с кем бы ты хотел отправиться в плаванье? А они бы с тобой поплыли?».

Если ребенок активно общается в группе с большинством детей, то назовет много имен и будет уверен что ребята поплывут с ним. Если же в общении ребенок пассивен, не проявляет интереса к другим детям, то сможет назвать всего одно - два имени.

Оценка результатов диагностики речевой активности у старших дошкольников с ОНР определялась в соответствии с выделенными нами критериями.

Критерии оценки:

1) языковое оформление высказывания;

2) состояние семантической стороны речи;

3) внутреннее программирование высказывания;

4) состояние речевого общения.

По итогам диагностического исследования нами были выделены 3 уровня сформированности речевой активности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи : высокий, средний и низкий. Показатели каждого уровня служили качественной и количественной оценкой развития речевой активности у старших дошкольников с ОНР.

высокий уровень развития речевой активности- не выявлен

средний уровень развития речевой активности - 40%

низкий уровень развития речевой активности - 60%

В соответствии с результатами, полученными на этапе констатирующего эксперимента, нами были определены направления и содержание работы по формированию речевой активности у старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с окружающим миром.

Данная методика развития речевой активности разрабатывалась на основе исследований Л. В. Красильниковой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Для эффективного развития речевой активности у старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с окружающим миром, в структуру занятий были включены мероприятия направленные на формирование речевой активности.

Для обогащения словаря и формирования языковой оформленности высказывания мы использовали беседы и сенсорно-графическую схему В. К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Описание работы с моделью на примере рассматривания персика.

Например– «Что нам помогает увидеть персик - его цвет, форму, величину? Правильно, глаза (помещается на табло карточку с изображением глаз). Мы посмотрели на персик и увидели, что оно. (оранжевого цвета). Найдите карточку, обозначающую оранжевый цвет, поставьте ее в этот карманчик и т. д.

После рассматривания предмета детям предлагается рассказать о нем.

Нами были использованы следующие приемы для развития речевой активности : создание речеактивизирующих ситуаций; упражнения на активизацию языкового оформления высказывания, создание условий для благоприятного протекания сенсомоторного уровня речи, расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов, беседы с детьми, описание предметов.

С целью определения эффективности разработанной нами методики по формированию речевой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим был проведен контрольный эксперимент. Контрольное исследование проводилось по тем же заданиям, что и констатирующий эксперимент.

В результате мы выявили следующие соотношения развития речевой активности : высокий уровень отмечен у 20% детей; средний уровень отмечен у 70% детей; на низком уровне 10% детей.

Таким образом, имела место положительная динамика после проведения формирующих мероприятий, хотя не все дети смогли перейти на более высокий уровень сформированности речевой активности. Сравнительный анализ показателей уровня развития речевой активности свидетельствует об эффективности предлагаемых направлений в коррекционной работе и позволяет говорить о возможности их использования в коррекционной практике с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Публикации по теме:

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Малафеева Лидия.

Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей За последние 10 лет данные показатели здоровья населения России прогрессивно ухудшаются. Для детей с тяжелыми нарушениями речи проблема.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи Учитель — логопед Дудорова Валентина Дмитриевна Формирование синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л. Б. Фесюковой ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК ПО МЕТОДИКЕ Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ Проблема изучения связной речи.

Использование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миромИспользование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Познавательная деятельаность детей старшего дошкольаного возраста приобреатает сложные формы, заметно возрастаают возможнаости интеллеактуальной.

Консультация «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой» «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль.

Протокол «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность» Протокол №3 от 29.03 2016. года. Тема: Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» Программное содержание: Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя.

Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром В 2016 году в рамках городского методического обьединения представила собственный опыт работы. Развитие речевой активности и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром
Опубликовано: 18 июля 2018 в 13:38
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Курьян (УИ 590525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД