Папки-передвижки

Сказки-источник первых знаний ребенка о жизни

Марина Пшеничная
Сказки-источник первых знаний ребенка о жизни
▼ Скачать + Заказать документы

М. А. Рукавцова, МБДОУ «Детский сад № 57»

городского округа город Воронеж.

«Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир», - эти слова С. И. Мерзляковой, взяты за основу в работе по театрализованной деятельности дошкольников.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, мы накапливаем для себя жизненные ситуации, поэтому очень важно, что бы осознание сказочных героев на-чиналась с раннего возраста. В душе каждого ребенка таиться желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знако-мые литературные сюжеты. Именно это активизирует эго мышление, тренирует память, развивает воображение и фантазию. Важным факто-ром для художественного-эстетического эмоционального восприятия детей является возникновение таких ситуаций, которые вызывают ду-ховную радость, наслаждение художественными образами, создают благоприятную атмосферу эмоциональной отзывчивости.

Публикация «Сказки-источник первых знаний ребенка о жизни» размещена в разделах

Участвуя в инсценировке, сценке, ребенок непосредственно и есте-ственно вживается в образ. Он реально передает все действия и движе-ния персонажа, как будто это происходит с ним самим, таким образом, ребенок приобщается к прекрасному. В ходе игры на сцене воспитыва-ется и правильное отношение к труду, и такие нравственные качества, как взаимовыручка, ответственность, товарищество, справедливость.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педаго-гические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ре-бенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Во время театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Дети познают радость, связан-ную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Воспитательные возможности театрализованной дея-тельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Во время непосредственно образо-вательной деятельности педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В образовательную деятель-ность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образова-тельной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.

В нашем детском саду начиная со второй младшей группы мы зна-комим детей с видами театра. Каждому времени года посвящаются свои календарно - тематические праздники согласно возрастным особенно-стям детей, связанные с наступлением Осени, встреча Нового года, день мамы, день папы, проводы зимы, прилетом птиц, начало лета.

Совместно с детьми ставим не большие театральные постановки по знакомым сказкам («Теремок», «Колобок», «Репка») которые мы читаем в образовательной деятельности по программе «Развитие речи».

Сами постановки показываем на открытых занятиях в рамках дет-ского сада и на родительских собраниях. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создает благоприятный климат, вызывает у них интерес, чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрас-ным. В наших занятиях по театрализованной деятельности мы исполь-зуем игры по ритмопластике:

«Мороженое». Цель: развивать умение владеть мышечным напря-жением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координиро-вать движения. Дети «превращаются в мороженое» : руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холо-дильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.

«Мокрые котята». Цель та же, что и в игре «Мороженое». Дети изображают котят. По команде «Дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы; по команде «Солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя с лапок».

Этюд «Осенние листья». Цель: передавать в пластических свобод-ных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, посте-пенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).

Любое занятие начинается с пальчиковой или дыхательной гимна-стики.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и фи-зического здоровья через определенные двигательные упражнения, раз-витие головного мозга через движение.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позво-ляющих активизировать межполушарное воздействие, упражнения по-могают в помощи детям с проблемами в развитии. Основная цель это - развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Под влиянием кинезиологических трени-ровок в организме происходят положительные структурные изменения. Поэтому чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Например: «Кулак-ребро-ладонь» Три положения руки на плоско-сти стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлен-ная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро - ладонь).

Дыхательное упражнение “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед ва-ми стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими пор-циями выдоха.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Такое начало заня-тия помогает детям сконцентрировать свое внимание. Затем начинаем активизировать мышцы языка, губ, подготавливаем артикуляционный аппарат детей, формируем навыки общения и умения вести диалог. Шутки, потешки, небольшие стихи, чисто говорки, скороговорки помо-гают сделать обучение увлекательным, разнообразным, (Са-са-са – Са-са-са –Укусила нас оса, мы видели кошку под нашим окошком, шумит на опушке мишка Топтышка шишка на макушке у бедного Мишки, две букашки на опушке шьют мышатам по подушке) поэтому такой матери-ал используется мной на каждом занятии.

Детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и пси-хологи, подчеркивают большое значение, особенно в эстетическом раз-витии личности ребенка.

Творческие способности – это индивидуальные особенности каче-ства человека, которые определяют успешность выполнения им творче-ской деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях.

Следует отметить, что наряду с творческими способностями у де-тей в процессе театральной деятельности формируются нравственные ценности. И от того какие ценности будут сформированы сегодня, зави-сят личные особенности каждого из них и общества в целом.

Творчеству детей способствует контакт с родителями. Необходимо достичь таких отношений, когда мама и папа будут не безучастны к творчеству детей, а станут активными участниками в организации теат-ральной деятельности. Многие родители учувствуют в создании деко-раций к детским спектаклям, изготовляют вместе с ребенком костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, смотрят видео фильмы, посе-щают театры. Для проведения эффективной работы по театрализован-ной деятельности в домашних условиях родители получают рекоменда-ции в виде консультации. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопони-манию и сближает их.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качест-ва, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел вла-деть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел му-жество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Таким образом, особое значение в детских образовательных учре-ждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, по-знакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным ис-кусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педаго-гами в необычном волшебном мире.

Литература

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М. : Сфера, 2009.

2. Вакуленко Ю. А., Власенко О. П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. – Волгоград, 2008.

3. Капранова Л. Н. Бабушкины забавушки. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008.

4. Лора Поляк. Театр сказок. – М. : Детство-Пресс, 2001.

Публикации по теме:

Роль сказки в жизни ребенка Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам - урок Уважаемые взрослые, вы, наверное, каждый день читаете своим детям сказки? Это значит,.

Информационная страничка «Вода — источник жизни!» Опыты с водой (можно проводить дома) 1. Окрашивание воды Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода — источник жизни» Задачи: Уточнить знания детей о роли воды в природе, о том, как человек использует воду. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде.

Доклад «Плавание и праздники на воде, как источник здорового образа жизни» Плавание и праздники на воде, как источник здорового образа жизни Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья человека (повышает.

Проект «Вода — источник жизни» Развитие познавательной мотивации воспитанников дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности Проект «Вода-источник жизни».

Проект «Книга — незаменимый источник знаний» Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа.

Развлечение в подготовительной группе «Закрепление знаний о правах ребенка с помощью сказки» Воспитатель: Ребята, почтальон принес письмо, прочтем его. «Дорогие, ребята, жители моей сказочной страны совсем не знают своих прав. Помогите.

Роль сказки в жизни ребенка-дошкольника Родительский всеобуч на тему: Роль сказки в жизни ребенка дошкольника воспитатель: Котылева О. О Сказка в определенной степени удовлетворяет.

Семейный экологический исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле» Вид проекта: исследовательский Продолжительность проекта: среднесрочный проект (3недели). Объект исследования: вода. Возраст: Старшая и.

Конспект НОД «Вода — источник жизни. Свойства и превращение» ХОД НОД: Орг. момент: Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, сегодня нас пригласили в телестудию принять участие в телепередаче. Мы находимся.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сказки-источник первых знаний ребенка о жизни
Опубликовано: 21 марта 2016 в 00:04
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказки-источник первых знаний ребенка о жизни» (включая файлы) размещена пользователем Марина Пшеничная (УИ 366363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД