Олеся Костылева
Роль сказки в жизни ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Родительский всеобуч
на тему: Роль сказки в жизни ребенка дошкольника воспитатель: Котылева О. О
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественных потребности ребенка :
- потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы. - потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха. - потребность в активности. Герой всегда находится в действии. Е. А. Флерина, знаменитый педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия. знавательное значение сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.
Публикация «Роль сказки в жизни ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести. Сказка развивает эстетическое чувство.
Функции сказки :- Социализирующая функция- Креативная функция - Голографическая функция - Развивающая функция - Культурно-этническая функция - Лексико-образная функция
Роль сказки в воспитании и обучении ребенка-дошкольника в современное время велика.
На примере сказок мы показали, что в процессе развития ребенка главным для него становится формирование целостной картины окружающей его действительности.
2.1 Возрастные особенности дошкольников
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Начав работу в детском саду в 2007году в старшей группе с детьми, которые до этого не посещали сад, я обратила внимание на то, что дети совершенно не могут играть вместе, присутствуют такие качества как злость, жестокость, самолюбие. Передо мной стала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.
Чтобы развить определённые качества и способности с помощью сказки, надо уметь преподать материал, который принесет наибольшую пользу детям. И это не просто,
Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. И поэтому целесообразно первоначально остановиться именно на детском фольклоре. Детский фольклор и его роль в воспитании дошкольников
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Пестушки
Имеют строго определё нную бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой.
Учат ребенка прыгать :
Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.
Потешки Главное значение забавы - приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физического и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.
Умой моё личико, чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Докучные сказки большой педагогической ценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желаниях, чувства юмора.
Жили-были два гуся — Вот и сказка вся!
Скороговорки помогают ребенку проговаривать слова правильно, четко и быстро.
Мышонок да мышь:
«Ты всё шуршишь – не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Детский фольклор можно использовать в разных возрастных пределах. Так, например, для ребят 3-4 лет желательны:
Песенки, потешки, заклички
«Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Травка-муравка…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи.», «Дождик, дождик, пуще…», «Заинька, попляши…», «Чи-ки-чики-чикалочки…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «
а для ребят 6-7 лет Песенки
«Лиса рожью шла…», «Чигарики-чок-чигарок…», «Идет матушка-весна…», «Вот пришло и лето красное…», «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…», «Зима пришла».
Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «Коляда, коляда, ты подай пирога…», «Как пошла коляда»,
Прибаутки: «Где кисель – тут и сел…», «Глупый Иван…», «Братцы, братцы.», «Федул, что губы надул?.», «Сбил, сколотил – вот колесо…»,
Основные задачи, которые ставит педагог перед собой при изучении малых форм фольклора:
1. Знакомить детей с фольклором: песенками, потешками; развивать интерес к их обыгрыванию.
2. Развивать речь детей, посредством малых фольклорных форм. Обогащать словарный запас.
3. Формировать нравственные качества малышей: например, сострадание, желание прийти на помощь. Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Дети данного возраста легко запоминают сказки. В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале года детей следует знакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная каталочка, которой раскатывают тесто (в сказке "Лисичка со скалочкой") и др.
После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет.
В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику. В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое.
Использование сказки и малых форм фольклора в педагогической практике.
У народной сказки, как мы выяснили, большой педагогический потенциал. Она является средством влияния на развитие личности В процессе работы с детьми педагоги используют разные принципы и приемы обучения, о которых пойдет речь ниже.
Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм как средства приобщения детей к русской культуре и знакомства с историей быта и народного костюма сводятся к следующему:
• заложить представление о традиционной крестьянской семье как нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни, познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;
• познакомить с понятием дом - как частью культуры, местом основных жизненных ценностей человека;
• познакомить с основными традиционными занятиями крестьян: земледелием, животноводством, орудиями производства; показать роль природы в жизни крестьянской семьи; обогатить знаниями о высокой ремесленной культуре наших предков;
• приобщая детей к русской народной сказке и национальному фольклору, обращая особое внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа;
• освоить старинные детские игры, обогатить речь ребенка присказками пословицами, поговорками, загадками и т. д. из словаря наших предков; путем личного участия ребенка в праздниках народного календаря (Святки, Масленица, Пасха) приобщить его к истории и обычаями основных народных праздников;
• познакомить со старинными предметами быта.
• познакомить с мифическими персонажами русских сказок и историей их возникновения.
Основной формой и способом реализации этих задач являются:
-Чтение сказок.
-Рассказывание сказок.
-Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам
-Занятия в групповом музее «Преданья старины глубокой»
-Дидактические и медиа образовательные игры.
-создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей»(картотека игр, диски с любимыми мультфильмами и медиа образовательными играми, присказки и поговорки, загадки по сказкам).
-игровые занятия;
-комплексные занятия;
-самостоятельная игровая деятельность детей;
-самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Два-три раза в неделю во время утренней беседы с детьми можно проводить пятиминутки «Что мы читаем?». Один-два ребенка рассказывают о том, что они вчера читали, понравились ли им книга и почему. Когда дети научатся анализировать прочитанное, можно предложить им не просто рассказать о прочитанном, а сочинить рекламу или антирекламу книги (можно использовать юмор, рисунки, театрализацию).
Эффективной формой работы является ведение дневников читателя. Ребенок сам или с помощью взрослых записывает книги, которые прочитал или прослушал. Рисует красное солнышко, если они понравились и принесли пользу, желтое солнышко - если просто получил удовольствие, тучку - если принесли вред (не мог уснуть, заболела голова, зря потратил время, не понравилось и т. д.).
2) для каждого возрастного этапа, несомненно, должны быть свои приемы, методы и способы обучения и воспитания. Это положение касается и использования малых средств фольклора и сказки. Поэтому приходим к выводу о том, что на разных этапах становления личности нужно использовать новые формы сказок и малых форм фольклора.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.