Наталья Турлюк
Семейный экологический исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: исследовательский
Продолжительность проекта: среднесрочный проект (3недели).
Объект исследования: вода.
Возраст: Старшая и подготовительная группа дошкольного учреждения.
Содержание:
1. Введение
2. Цель
3. Задачи
4. Актуальность
5. Вывод
Введение
Публикация «Семейный экологический исследовательский проект „Вода — источник жизни на Земле“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода - это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода - это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода - источник жизни на Земле»
Цель работы: Воспитание бережного отношения к воде.
Формирования у детей экологической грамотности и знаний об окружающей природе.
Показать, что вода – активная среда для жизни животных, растений и человека
Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Развивать самостоятельность в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
•Узнать из разных источников о запасах воды.
•Сформировать представления детей о свойствах воды: текучесть, запах, прозрачность, вкус, выталкивающая сила воды, вода в разных состояниях, круговорот воды в природе.
•Показать значение воды в жизни живых существ, сформировать у детей знания о воде: кому она нужна, для чего и как человек использует воду.
•Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности.
•Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.
•Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.
Гипотеза: Воды на земле станет больше - если мы будем ее беречь.
Объект исследования: вода – источник жизни
Предмет исследования: способы сбережения воды.
Продолжительность проекта: 3 недели.
Оборудование необходимое для проекта:
Видеокамера, техника для прослушивания музыки, фотоаппарат, компьютер (использование слайдов, показ презентации о вод сбережении, материал для продуктивной деятельности, модель свойств воды, пустые стаканы, стаканы с грязной водой на каждого ребенка, марля, специальные фильтры для воды, воронки по количеству детей; сахар, соль, плакат с изображением круговорота в природе.
Ресурсы: Экскурсия к водоему.
Методы:
•Прослушивание музыки «Шум воды» ,чтение книг, рассматривание иллюстраций,
•поиск информации в интернете, наблюдение, эксперимент.
•Продуктивная и игровая деятельность.
Актуальность:
Вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар, вода обладает выталкивающей силой.
Вода есть всюду: океанах,морях, реках, озерах, земле, камне, живых организмах, растениях, животных, человеке, воздухе.
Вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.
Вода – первый и любимый детьми объект для исследования с самого момента рождения. Экспериментирование и игры детей с водой развивают познавательные способности, интерес к явлениям окружающей природы и воспитывает экологическую грамотность детей.
В проектно-исследовательской работе происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Расширяет представление детей о значении и роли воды для здоровья человека. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, умение экономично использовать воду, расширяет представление детей о значении и роли воды для здоровья человека. Развивает у детей внимание, память, элементы логического мышления, умение взаимодействовать со сверстниками.
Знакомит детей с познавательными и художественными произведениями о воде, её свойствах, о значении и использовании воды в жизни всего живого на земле.
Развивает творческое воображение детей при создании художественной композиции (рисунок, лепка, аппликация).
Развивает творчество детей при слушании различных звуков воды в природе (журчание ручья, шум льющейся воды из крана, шум дождя, фонтана, водопада и др.)
Научив ребенка просто закрывать за собой кран, мы научим его беречь воду. Свою работу мы проводили на природе, в детском саду и в домашних условиях. Почему была выбрана тема «Вода - источник жизни на Земле»»? Эта тема сама привлекла и заинтересовала детей. Ведь мы знаем, что вода первое, что притягивает интерес ребенка. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для использования в сельском хозяйстве. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Вода нужна всему живому на Земле.
Взаимодействие с родителями воспитанников: привлечение родителей к сотрудничеству с детьми по развитию их познавательного интереса к окружающему миру.
Цифры и факты, приведенные в интернете:
•2 % воды - это льды.
•1 % воды – это пресная вода.
•3 %– пригодные для человека. Запасы пресной воды распределены так:
•Запасы пресной воды на Земле (3 %) .
•69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.
•24-30 % - грунтовые воды.
•0, 5 % - атмосферная влага.
•0, 5 % - поверхностные воды.
•Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.
•Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.
•Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.
Подготовительный этап.
1. Чтение художественной литературы:
•С. Маршак «Загадка о дожде»;
•Н. Каноненко «Хмурое утро», «Капельки»;
•И. Мельничук «Дождик», «Гололед»;
•Б. Сокров «Облака»
•Н. А. Рыжова «Вода»;
•Загадывание загадок о воде
•И. Одоевский «Мороз Иванович»;
•Б. Заходер «Что случилось с рекой?»
•Беседа с детьми «Живая вода»
2. Наблюдение в природе на прогулке за водой в водоемах, капельками дождя, льдом из холодильника в домашних условиях
3. Просматривание мультфильма «Домовенок Кузя».
«На воде» Союзмультфильм 1986г.
4. Закрепление представлений детей о звучании воды: шум дождя, журчание ручейка, шум водопада, волны, звук льющейся воды из крана, звук падающей капли и т. д.
5. Закрепление знаний детей об использовании свойств воды в жизни человека во время рассматривания картин и иллюстраций, обратить внимание на предупреждающие плакаты.
Исследовательский этап.
Совместная деятельность детей и взрослых
1. Беседа с детьми «Живая вода»
2. Экспериментирование «Свойства воды», «Круговорот воды в природе», «Фильтрование воды»
3. Наблюдение на прогулке за водой в водоемах, за дождем, за водой в лужах.
Дидактические игры: «Для чего нужна вода?» (с использованием условных заместителей и картинок с изображением использования воды человеком); «Свойства воды».
Подвижная игра «Веселые капельки»
Познавательно-тематическое занятие «Ребятам о воде», закрепление представлений детей о круговороте воды в природе. Знакомство детей с тем, какой долгий путь проходит вода, прежде чем попасть в наш дом.
Формирование представлений об очистке воды, её фильтрации, о том, как много людей трудятся, чтобы очистить её для питья. Беседа «Без воды невозможна жизнь на Земле».
Экспериментирование «Вода пресная - вода соленая» (с использованием моделирования, глобуса).
В течение проекта ребёнок вместе с родителями:
•Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.
•Проводят сверку счетчиков,состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.
Родители в домашних условиях и на прогулках закрепили свойства воды.
Провели опыты: «Когда вода приобретает запах и вкус», «Когда вода является растворителем?».
Организовали и провели опыт «Батискаф с яйцом» и обсудили с детьми результаты опыта о свойствах воды.
Родители провели эксперимент в домашних условиях: использовали воду простым методом, открывая кран. Записали показания счетчика, сколько воды использовали за 1 день. На 2 день в быту использовали вод сберегающую насадку и, посмотрев на счетчик,увидели, что воды вылилось меньше, чем в первый день. Принцип действия насадки оказался прост - она уменьшает приток воды, что позволяет экономить воду.
Значит, разумно и экономно используя воду, прибегая к разным инновациям, люди не только берегут её, но и экономят свои деньги.
Свойства воды:
Во время опытов мы выяснили, какие бывают свойства воды:
•прозрачная,
•без запаха,
•бесцветная,
•является растворителем,
•текучая.
Проводя эти опыты, мы знакомим детей с некоторыми свойствами воды. Обращаем их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.
Чтобы сократить потери воды, надо:
•не оставлять краны с водой открытыми;
•следить за исправностью кранов
•регулировать струйку воды;
•не размораживайте замороженные продукты питания под струей холодной воды, это сохранит огромное количество воды.
•для мытья посуды в раковине следует использовать пробки.
Рекомендации:
Всегда обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран, или позови взрослых. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины. Рассказывай наши рекомендации своим друзьям.
Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, научились бережно относиться к воде и экономить ее. Ребёнок осмысленно, зная о проблеме чистой воды на земле, не пройдёт мимо включенного крана, или крана из которого просто капает вода. Будет бережно относиться к водоемам. Вырастит экологически грамотным человеком. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар, вода обладает выталкивающей силой. У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.
Используемая литература:
1. Т. В. Меркулова. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, 2010г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» №12, 2012г. ст. «Волшебная вода».
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2012г. ст. «Волшебница вода». Т. В. Меркулова.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2012г. ст. «Учение с увлечением».
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2013г. ст. «Я - исследователь
6.«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.- М. : ТЦ Сфера, 2003.
7. Данные, опубликованные интернете.