Анна Краус
Роль сказки в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка - ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам - урок
Уважаемые взрослые, вы, наверное, каждый день читаете своим детям сказки? Это значит, что вы занимаетесь сказкотерапией и поступаете мудро!
А теперь, давайте вернемся к терминологии и вникнем в суть – что же такое «СКАЗКОТЕРАПИЯ»?
Одно из значение слова «терапия» - забота. Рассказывая ребенку сказки, обсуждая их, вы заботитесь о развитии его души и интеллекта. Дело в том, что в сказках, легендах, притчах, мифах «зашифрована» чрезвычайно важная информация для жизни человека. Ребенок же воспринимает ее неосознанно. В его бессознательном создается символическая «картотека» Банка Жизненных Ситуаций.
Публикация «Роль сказки в жизни ребенка» размещена в разделах
Пока человек не стал самостоятельно размышлять о законах жизни, эта «картотека» находится в пассивном состоянии, но, тем не менее, влияет на формирование системы ценностей. Именно к этому процессу активно подключается сказкотерапевт и чуткий родитель. Ведь сказкотерапия – это еще и «питание» жизненной оси, нравственного стержня человека. Сказка становится отправной точкой для совместных размышлений ребенка и взрослого.
Но чтобы сказки, притчи, мифы, легенды начали открывать свои тайны, нужно научиться владеть своими чувствами, иначе они будут «застилать разум» и мешать познанию законов жизни.
Ребенку можно рассказать историю о волшебной стране, которая называется Внутренним Миром, в которой правит Король, и у него есть множество слуг – это – Радость, Удовольствие, Интерес, Злость, Страх и Обида. Все эти слуги приходят к своему Королю по первому его требованию. Можно представить, что будет, если один из слуг задержится у своего Короля слишком надолго? Поэтому все слуг-чувства обладают удивительным волшебным качеством – МЕРОЙ. Благодаря тому, что каждый слуга ЗНАЕТ МЕРУ, он приходит, когда это необходимо Королю, и уходит вовремя.
Бывают истории, когда некоторые слуги (Злость, Страх, Обида) решают устроить заговор и сажают Короля в темницу, а сами начинают править в волшебной стране под названием Внутренний Мир. Конечно, страна разрушаетс…и вот добрые слуги Короля – Радость, Удовольствие и Интерес решают добраться до волшебницы по имени Любовь. Путь к ней долгий и очень трудный, но добравшись до места, где живет Любовь, путники почувствовали необыкновенный прилив сил. Волшебница дала путешественникам сосуд с Любовью, чтобы они отнесли его своему повелителю. Ведь в этом было спасение их страны. В конечном итоге слуги по имени Злость, Страх и Обида стали жить на границе Внутреннего Мира Короля, и охранять ее. А Любовь согревала ее. Все жили долго и счастливо.
Главная идея – растождествить образ «Я» с эмоциональными процессами. Поэтому мы говорим ребенку, что есть Король, а есть его Слуги. Действительно, чувства, мысли, намерения, желания служат нашему «Я», помогая развиваться. Но это утверждение справедливо только при условии, что «Слуги знают Меру». Мера- это символ баланса во внутреннем мире. Эта история рассказывается ребенку для того, чтобы он учился «владеть чувствами». Кроме идеи эмоциональной саморегуляции в этой истории заложена ценность Любви как особой Силы и Добродетели. Очень часто можно увидеть, как некоторые родители стесняются проявлять свою любовь к детям. Может от того, что не знают, как это сделать, не владеют чувствами или культурой их выражения? Культуру выражения любви можно начинать формировать с помощью этой истории.
Сказка (история) написана, так, чтобы вы могли в процессе прочтения размышлять, обсуждая ее события с ребенком. После этого можно нарисовать Короля и его Слуг.
И теперь, если ребенок вдруг начнет необоснованно злиться, беспокоиться или, наоборот, долго хохотать, доводя себя до изнеможения, вы можете его спросить: «Скажи, пожалуйста, помнят ли Слуги о Мере? Помнит ли Король твоей страны о том, что он Король?»
Нередко родители, интуитивно понимающие, что воспитание необходимо соотносить с полом ребенка, спрашивают сказкотерапевтов, какие сказки читать девочкам, а какие мальчикам.
Конечно, и девочкам, и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки. В каждом из нас есть и мужское и женское. В их взаимовлиянии – наша сила.
В гендерном отношении все сказки, мифы, легенды, притчи можно условно разделить на три группы (при этом принадлежность героя к антропоморфной группе не имеет значения) :
- «мужские» : главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу;
- «женские» : главная героиня (или героини) – персонаж женского пола;
- «смешанные» : есть два главных героя обоих полов.
Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой или (героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и приобрел некий урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а «женские» - соответственно, женские. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
Самыми популярными сказками для мальчиков являются «Три поросенка» и «Колобок». В них проявлен важнейший для мужчины архетип Борьбы. Причем если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победителя, превосходящего силой противника, то в «Колобке» (где дополнительно актуализирован архетип Дороги) содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. С одним противником нужна сила, с другим – блеф, с третьим – осторожность и предусмотрительность, с четвертым – хитрость, с пятым – надежная команда и т. д.
Сказка о братьях поросятах, несмотря на кажущуюся простоту, содержит три важные для мальчика идеи.
Во-первых, соотношение принципов удовольствия и реальности. Наф-Наф наряду с умением радоваться жизни и наслаждаться моментом обладает здоровой прагматичностью. Для мальчика, мужчины – важно найти внутри себя оптимальное соотношение принципов удовольствия и реальности, гибко определить Меру в соответствии с текущим моментом.
Во-вторых, представление о враге и безопасности. Исторически мужчина несет функцию защитника. Способность собирать информацию о враге, строить стратегию борьбы с ним или защиты от него чрезвычайно важна для формирования мужественности. Источник беспечности Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа не в стремлении гулять и веселиться, а в неправильном подходе к сбору информации о враге. И это обстоятельство характеризует их как плохих стратегов. Итак, в сказке содержится важная для мужчины информация: прежде чем расслабляться, обеспечь безопасность.
В-третьих, - стратегия борьбы с врагом. Как боролись с волком поросята? Они убегали. Привело ли это к успеху? Нет, бегство только раззадорило волка. Противник такого типа вряд ли пойдет на сделку, он не успокоится, пока не будет повержен или не увидит, что ему противостоит более мощная сила. Получается, что сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. Крепкое убежище, объединение сил, фактор удачи, использование собственного преимущества и слабых сторон противника – вот слагаемые успеха.
В нашем мире забыты традиции обучения мальчиков. Конечно, в архаические времена их воспитывали отдельно от девочек и наставниками были лучшие мужчины. Именно мальчикам рассказывались сказки, передавая, таким образом, важнейшие знания о борьбе и победе. Сегодня некоторые говорят о «раздельном обучении». Но кто сейчас будет обучать мальчиков? Те же женщины-педагоги, не обладающие тайнами «мужского обучения», которые, собственно, им и не к чему. Конечно, сохранились «мужские институты», но они имеют либо военную, либо духовную направленность и не являются продолжателями традиции воспитания мужественности.
Традицию воспитания мальчика можно попробовать восстановить благодаря «мужским сказкам». Сказки и мифы особенно важны для мальчика на этапе накопления знаний о мире. Этот этап длится примерно до подросткового возраста, мальчик приобретает знания о том, как устроен мир, формирует собственную Я-концепцию.
Для мальчика важно понять, что «правильно», что «неправильно»; что «эффективно» что «неэффективно»; что приводит к успеху, что влечет за собой поражение. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, и что такое плохо»,- говорил В. Маяковский. Действительно, дать четкое определение, классифицировать явления для мальчика чрезвычайно важно. Никакой неопределенности, должна быть четкая ясность. Почему? Может быть потому, что принцип мужского начала – Активность, предполагающая расходование энергии. Чтобы грамотно ее расходовать, нужно знать, куда и как. Поэтому неопределенность для мужского начала губительна – энергия расходуется вхолостую.
Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Все ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир. И в первую очередь мальчик выделает те модели поведения, с помощью которых можно достичь успеха.
Если он видит, что над слабым потешаются, а побеждает сильнейший, он будет «качать мускулы». Если он видит, что побеждаю хитрые, он будет совершенствовать свое искусство обмана и т. д. и т. п. Поэтому в процессе развития и воспитания мальчика важно показать ему как можно больше мужских моделей. Мальчики и сами их жадно впитывают: смотрят боевики (современные «мужские» сказки, занимаются спортом, тянутся к познанию «мужских» форм проведения досуга. Они стремятся попробовать свои силы и создают ситуации угрозы собственной жизни. Мужское начало целенаправленно требует риска, проверки собственных сил, сферы приложения активности, Приключения.
Работая со своим мальчиком (я убеждена, что все родители способны стать своему ребенку сказкотерапевтами, подбирайте «мужские» сказки и делайте основной акцент на поведении героя, на том, что приводит его к успеху, как он преодолевает трудности, относится к неудачам.
В сказках есть описание различных способов преодоления препятствий, типология врагов и стратегия борьбы с ними. Все это должно войти в «мужскую библиотеку» моделей успеха.
Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и др. Если в «мужских» сказках не всегда есть женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (зооморфный или антропоморфный). Героине приходится либо строить с ними отношения, вступая в борьбу, либо она готовит себя к счастливому замужеству. Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине. Это неудивительно. Принципы Любви, продолжения рода, основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически все «женские» сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужчиной.
Начнем с того, что в каждой «женской» сказке имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, - она должна перебрать перемешанные семена (мак, просо, чечевицу, горох). Во-вторых, - прибраться в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости и смекалки, но не применения физической силы.
Итак, что же означает перебор семян? Здесь имеет место тонкий символизм женской избирательности. Одной из важнейших задач женщины – выбор достойного партнера, способного дать здоровое, сильное семя для продолжения рода.
Что дает нам это знание для процесса воспитания девочки? Первое, чему мама, воспитательница, педагог, должна научить девочку – это умению выбирать для себя Лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать себя.
Мудрая мама говорит своей дочери: «Ты самая красивая. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Придет время, ты станешь дарить свою любовь и тем, кто будет дорог твоему сердцу. Не бойся любить, чем больше ты отдаешь, тем больше ты получаешь взамен. Слушай свое сердце, и оно подскажет тебе того, кто должен быть дорого твоему сердцу. Как, перебирая крупу, ты отделяешь грязные, черные, некрасивые крупинки от красивых, так ты выберешь тех, кто достоин, быть рядом с тобой.
Иногда женщины говорят: «А разве выбирает женщина? Мы – то думали мужчина!» Да, истинный выбор делает женщина. Именно она выбирает себе достойного партнера, если, конечно, умеет это делать. Не случайно во многих сказках и мифах героиня устраивает испытания претендентам на ее руку и сердце. Она знает, что только достойнейший выполнит все ее задания.
Символизм второго женского урока (уборка дома) – это способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где бы она ощущала себя защищенной. Среда, где ее сила не утекает, а преумножается. В более поздних пересказах известных сказок («Золушка», «Белоснежка» и др.) рассказывается о том, что героиня все работы по дому делает сама. Фактически более позднее искажение сказок передает девочке идею о неизбежности домашнего труда, почти «до седьмого пота». Однако в большинстве «неискаженных» дидактическим пересказом сказок героиня мало что делает сама, своими руками. Ей помогает весь окружающий мир: начиная от «бабок-нянек» заканчивая маленькими муравьишками.
Это не значит, что на самом деле девочка должна быть лентяйкой, совсем нет. Тонкий урок сказочной уборки дома заключается в другом. Девочка должна научиться создавать вокруг себя комфортную среду, а также принимать помощь. Девочке необходимо помочь развить в себе способность ощущать комфортное гармоничное состояние на всех уровнях: физическом, эмоциональном, ментальном и духовном. Другими словами, владеть собой, гармонизировать собственное состояние, вычищать накопившийся мусор из сердца, ума и окружающей обстановки.
Поэтому вместо слов: «Немедленно убери свои игрушки!» или «Приберись, наконец, в своей комнате!», мудрая мать, говорит совсем другие слова. «Солнышко, присядь, прислушайся к себе. Разве тебе удобно и приятно находиться в комнате, где разбросаны вещи и игрушки? Разве ты чувствуешь себя настоящей хозяйкой, когда вокруг грязь и все лежит некрасиво? Поверь, все, что внутри, то и снаружи. Пусть твоя красота как в зеркале отразится в твоей комнате».
Здесь рассмотрены только два урока. Кажется, что они просты по сути. Но оказывается, для того, чтобы развить в себе эти женские качества, требуется большая внутренняя и внешняя работа.
Конечно, можно спросить, а зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее для себя? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ прост: чтобы не расплескать, поддерживать, чувствовать, принимать, дарить энергию Любви. Да, именно с энергией Любви связана Мила Женственности. В любой сказке, мифе, легенде, если там появляется женский персонаж, там обязательно появляется Любовь в самых разнообразных ее проявлениях. Любовь к себе, миру, детям, мужчине, творчеству и так далее.
Именно Любовь является основным питанием Женственности. «…Часто можно встретить женщин, которые выплескивают свою любовь на мужчин, которые ими даже не увлечены…И божественная любовь раз за разом превращается в черную боль. Тогда женщины, чтобы жить дальше, делают себе «заморозку» сердца и называют это «опытностью», - говорит московский писатель Сергей Селихов.
Действительно, женственность является своеобразным укором технократической цивилизации, поэтому последняя делает все возможное, чтобы подогнать женщину под свои стандарты. И первый шаг в этой технологии – «заморозка сердца».
Каковы же «инструменты» для «заморозки сердца»? Их четыре.
Во-первых, - это культивирование прагматических ценностей в ущерб ценности Любви. Девочку косвенно, а иногда и напрямую) обучают использовать других людей, особенно мужчин, в целях обеспечения себе достойной жизни. Но достаточно вспомнить «Сказку о рыбаке и рыбке» и увидеть, что женская манипуляция хоть и дает материальные блага, не дает удовлетворенности и гармонии. Культивирование прагматических ценностей приводит еще и к тому, что внутри женщины теряется чувство Меры. Ей все время «мало». Просто в ее внутреннем пространстве нет уже Любви, позволяющей переживать гармонию и удовлетворенность.
Второй инструмент для «заморозки сердца» - это страх. Страх быть отвергнутой, страх неразделенной любви, страх предательства, страх одиночества. Можно сказать, что базовым страхом женщины является страх потери Любви. И это правильно, но как только страх потери Любви теряет Меру, он мгновенно превращается в инструмент для «заморозки». «Лучше вообще не чувствовать Любовь, чем пережить боль от потери», - это иррациональное утверждение является пусковым механизмом для «заморозки».
Третий инструмент - это подмена чувства Любви объектом Любви. В женском сознании довольно широкое распространение получил миф о том, что источником любви является объект любви. Появление мужчины, его действия по отношению к женщине являются основными условиями для возникновения Любви. И это – трагическое заблуждение. Женственность – это огромный резервуар Любви. Появление внешних значимых объектов - мужчины, ребенка, близких людей, животных – придает Любви направление, ускорение, особые краски. С появлением другого значимого переживание Любви внутри женщины обостряется. Вот это обострение и принимается за саму Любовь. Теперь значимый другой воспринимается как носитель Любви. Все прекрасные переживания связываются только с ним. Так и происходит подмена: в качестве источника Любви воспринимается не внутренняя Женственность, а мужчина, ребенок и т. д. Женщине кажется, что с уходом источника уйдет и Любовь. Это невероятное заблуждение приведет к тому, что женщина обязательно разочаруется в объекте своей любви, особенно если это мужчина. Разочарование убьет Любовь и «заморозит сердце».
В четвертых, - это культивирование во внутреннем пространстве боли, обиды, вины. Жизнь не всегда благоволит к Женщине, (собственно так же как и к мужчине). И многие привыкают к переживанию обиды и боли. С другой стороны от девочки, женщины часто требуют слишком многого: и любви, и внимания, и «хороших поступков» и успехов. Но женщина не всегда может справиться с таким объемом обязательств. И тогда весь мир культивирует в женщине чувство вины. И она к этому тоже привыкает. И наступает момент, когда женщина, если не испытывает чувства вины, боли или обиды, уже не чувствует, что живет.
Так как же не превратиться в Снежную Королеву? Сама природа женственности очень хрупкая, тонкая, изменчива. Как рассказать девочке, девушке о ее уникальном женском пути? Для этого к счастью написано много сказок. Если окунуться в древность, то знание сказок будущей хозяйкой и матерью подтверждало ее духовную зрелость и усвоение правил поведения рода или общины.
В качестве примера, можно привести сказку – загадку, к которой обращались «экзаменаторы» во время инициации девочки-семилетки:
- А что растет без кореньев? А что цветет без алого цвета? А что шумит без буйного ветру?
На что семилетняя отличница отвечала:
-Растет камень без кореньев, шумит вода без буйна ветру, цветет сосна без алого цвету.
Но учителя не унимались:
- А что краше лета? А что выше леса? А что чаще рощи? А что без ответу?
Умница без запинки отвечала:
- Краше лета- красно Солнышко, выше леса – светел Месяц, чаще рощи – часты звезды, без ответу судьба Божья!
Именно в семь лет девочка уже могла «сдать экзамен» и стать царицей своего королевства, то есть стать хозяйкой в своем доме.
Кстати, генетически с обрядом инициации связан и свадебный ритуал. Брачные обычаи и обряды многих народов мира: башмачок Золушки, запекание кольца в пирог, ряжение невесты в свиную кожу (в японской сказке, подставная мнимая невеста, бегство невесты или жениха, запрет называть родовое имя невесты и т. п. – все это находит объяснение в древней ритуальной семантике и сопоставимо с инициирующими женскими ритуалами архаического общества.
Изучая сказки ушедших времен, наши современники видят ясную картину мира, эволюцию человека далекого прошлого: во что он верил, чему поклонялся, каким следовал ритуалам и жизненным установкам. Мы узнаем все о приоритетах,укладе, быте, характеров предков. В этом уникальность и непреходящая ценность сказочного материала.
Иногда иносказительно, иногда напрямую в сказке звучат заповеди, которым должен был следовать человек.
Например в ирландской сказке «Мудрость Кормака» находим, почти как строки из духовного учения, как молитву, слова, которые хочется донести до людей, прочитать своим детям и внукам.
Когда короля Кормака спросили: «Каковы были твои обычаи в юности?» - «Нетрудно сказать, - отвечал Кормак. -
Я слушал лес,
Я глядел на звезды,
Я избегал тайн,
Я молчал в толпе,
Я говорил с людьми,
Я был кроток на пирах,
Я был горяч в бою,
Я был нежен в дружбе,
Я был великодушен со слабыми,
Я был тверд с сильными.
Я не был высокомерен, хотя был силен;
Я не обещал ничего, хотя был богат;
Я не хвастал ничем, хотя был искусен во многом;
Я не говорил плохо о том, кто отсутствовал;
Я не поносил, а восхвалял;
Я не просил, но давал,
Ибо только эти обычаи делают юношу мужем и истинным воином.
- А каким обычаям следовать мне? - спрашивает его юноща.
- Нетрудно сказать, - отвечал Кормак, - если следовать учению предков:
Не смейся над старым, если ты молодой;
И над бедным, если ты богатый;
И над хромым, если ты проворный,
И над слепым, если ты зрячий,
И над больным, если ты здоровый,
И над тупым, если ты мудрый.
Не будь слишком глуп и не будь слишком умен,
Не будь слишком самонадеян и не будь слишком застенчив,
Не будь слишком горд и не будь слишком скромен,
Не будь слишком разговорчив и не будь слишком молчалив,
Не будь слишком суров и не будь слишком добр.
Если ты слишком умен, от тебя будут ждать слишком многого;
Если ты будешь слишком самонадеян, тебя будут избегать,
Если ты будешь слишком скромен, тебя не будут уважать,
Если ты будешь слишком болтлив, на тебя не будут обращать внимания;
Если ты будешь слишком мочалив, с тобой не буду считаться.
Если ты будешь слишком суров, от тебя отшатнуться;
Если ты будешь слишком добр, тебя растопчут.
А какие обычаи хороши для Короля? – спросили Кормака.
- Нетрудно сказать, отвечал король.
Для него лучше всего: твердость без гнева,
Настойчивость без спора,
Вежливость без надменности,
Пусть он охраняет древние науки,
Вершит правосудие,
Вещает истину,
Почитает поэтов,
Поклоняется ВСЕВЫШНЕМУ БОГУ.
По определению Ф. Ницше, «человек – это мост между зверем и ангелом».
Вот и сказки очень хорошо дают понять, как на протяжении всего пути развития цивилизации человек учится быть ЧЕЛОВЕКОМ.
Ребенок, который в силу неблагоприятных обстоятельств развития и воспитания не имел возможности слушать и рассказывать сказки, фактически оказывается отрезанным от важнейшей информации. Это с одной стороны. С другой, он оказывается отлученным от позитивного стремления к познанию Тайны и Чуда. А именно это делает хорошая волшебная сказка – подкрепляет иррациональное стремление человека к Чуду.
Человек ни смотря ни на что, верит в Чудо. И вот парадокс: чтобы легче было сопротивляться суровой прозе жизни, ребенок должен напитаться поэзией сказки, именно она, эта душевная духовная оплодотворенность, зрелость может противостоять серьезным жизненным испытаниям.
Сказка правит миром. Миллионные тиражи изданий детективов, любовных романов, миллионы долларов от кинопроката, миллиарды на воплощение в реальность идеологических сказок и мифов. А индивидуальная судьба каждого из нас, разве это не сказочный сюжет? Так что, мы сказки не рассказываем, мы в них живем!