МААМ-картинки

Программа организации игр с куклой как средство развития словаря детей раннего возраста

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Программа организации игр с куклой как средство развития словаря детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Программа организации игр с куклой как средство развития

словаря детей раннего возраста.

В ходе работы с детьми раннего возраста составила перспективный план организации игр с куклой с целью обогащения и активизации их словаря.

План

понедельник среда пятница

1 неделя Дидактическая игра №1 «Куколка-красавица»

Цель: выделять главные свойства куклы, опираясь на детали в определенной последовательности и составляя целостный образ куклы.

Публикация «Программа организации игр с куклой как средство развития словаря детей раннего возраста» размещена в разделах

Активизировать словарь : «кукла», «глаза», «брови», «ресницы», «губы», «руки», «ноги», «красивая», «платье». Дидактическая игра №2 «Укладывание куклы Кати спать»

Цель: расширять запас понимаемых слов, учить по слову взрослого находить и показывать предметы, а так же осуществлять с ними действия, приучать отвечать на вопросы, продолжать расширять и обогащать словарный запас.

Дидактическая игра №3 «Кормление куклы»

Цель: учить осуществлять действия с предметами, продолжать расширять и обогащать словарный запас существительными.

2

неделя Дидактическая игра № 4 «Угостим кукол чаем»

Цель игры: Учить детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо». Учить совершать цепочку последовательных действий.

Активизировать словарь : чай, чашка, чайная ложка, салфетка, скатерть, блюдце.

Дидактическая игра № 5 «Помоем руки Кате»

Цель игры: Учить детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий.

Побуждать к речевому сопровождению действий. Активизировать словарь : мыло, полотенце, вода, течет, мыться.

Дидактическая игра № 6 «Кукла Катя поет и пляшет»

Цель: Продолжать знакомить детей с куклой;

Показать куклу в действии.

Побуждать детей выполнять действия вместе с куклой.

Учить детей понимать простые по содержанию фразы, которыми воспитатель сопровождает показ игрушек, действия с куклой.

Активизация словаря : Катя, кукла, иди, на, пой.

3 неделя Дидактическая игра №7 «Наш малыш» Цель игры: Закреплять умение детей правильно держать ложку, кормить «малыша» кашей, вытирать рот салфеткой.

Формировать доброе отношение к младшим детям.

Активизировать словарь : ложка, салфетка, скатерть, каша, кастрюля.

Дидактическая игра №8 «Научим Степу одеваться на прогулку».

Цель игры: Учить детей соблюдать последовательность при одевании.

Активизировать словарь : носки, рейтузы, свитер, сапоги, шапка, пальто

Дидактическая игра №9 «Укладывание куклы Степы спать»

Цель: расширять запас понимаемых слов, учить по слову взрослого находить и показывать предметы, а так же осуществлять с ними действия, приучать отвечать на вопросы, продолжать расширять и обогащать словарный запас.

4 неделя Дидактическая игра № 10 «Покатаем куклу Катю с горки»

Цель: Формировать представление о зиме. Уточнить представление о санках, их назначение.

Активизировать словарь : горка, санки, катятся, белый, холодный, много, зима, снежинки.

Уточнять и закреплять словарь по теме «Одежда». Дидактическая игра № 11 «Что умеет наша Катя!»

Цели: развивать речь детей в процессе речевой подвижной игры, обогащать словарь детей глаголами, развивать слуховое, фонематическое восприятие, учить сопровождать игру речью, координировать речь с движениями, запоминать короткий рифмованный текст.

Дидактическая игра № 12 «Кукла Катя заболела»

Цель: Упражнять детей в назывании предметов необходимых для лечения куклы.

Активизировать словарь детей : врач, градусник, таблетки, бинт)

Реализация плана началась с проведения и моделирования серий игр-занятий с дидактическими игрушками для обогащения активного и пассивного словаря детей раннего возраста.

1 неделя - это было знакомство с куклой Катей. (д. и. «Куколка- красавица» «Угостим кукол чаем») Обогащение словаря было направлено на усвоение слов обозначающие части лица (брови, носик, глаза, ресницы) части тела (руки, ноги,одежды (красивое платье, туфли).

При знакомстве обращалось внимание на внешний вид куклы. На закрепление знаний детей о частях тела, лица и об элементах одежды игры повторялись, но с другим действующим лицом. Вместо куклы-девочки можно укладывать спать и одевать после сна куклу-мальчика. При этом меняются предметы одежды у куклы-мальчика (рубашка, штанишки, ботиночки «Укладывание куклы Степы спать»)

Игры были проведены по лексическим темам с использованием дидактической куклы, направленные на обогащение лексического словаря.

Дидактическая игра №2 «Укладывание куклы Кати спать» дидактическая игра №3 «Кормление куклы» ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово повторялось несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Игры с куклами помогали закрепить в речи детей названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания и др.

2 неделя – Продолжаю знакомить детей с куклой. Показываю куклу в действии. Дети учатся совершать цепочку последовательных действий.

В игре «Угостим кукол чаем» учу детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо». Словарь обогащается словами : чай, чашка, чайная ложка, салфетка, скатерть, блюдце.

В игре «Помоем руки Кате» дети побуждались к речевому сопровождению действий. Обогащение словаря было направлено на усвоение слов : мыло, полотенце, вода, течет, мыться. В ходе игр ребенок овладевал бытовым ситуативным словарем. Тихеева считает, что игры с дидактическими куклами являются эффективным средством для обогащения и активирования речевого словаря детей, что я и наблюдала при организации игр.

Так же с целью развития и понимания речи я широко практиковала метод поручений (просила детей что-либо принести, показать, найти и т. д., обучение выполнению целевых действий с предметами.

3 неделя - была посвящена играм на закрепление полученного материала.

Дети учились детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо» но только с другим героем – куклой Степой. (дидактическая игра №7 «Наш малыш») Игры повторялись, на закрепление знаний детей о частях тела, лица и об элементах одежды, но с другим действующим лицом. Вместо куклы-девочки укладывали спать и одевали после сна куклу-мальчика. При этом менялись предметы одежды у куклы-мальчика (рубашка, штанишки, ботиночки - Дидактическая игра №9 «Укладывание куклы Степы спать», Дидактическая игра № 8 «Научим Степу одеваться на прогулку».) Где целью становиться научить детей соблюдать последовательность при одевании, активизировать словарь : носки, рейтузы, свитер, сапоги, шапка, пальто расширить запас понимаемых слов, учить по слову взрослого находить и показывать предметы, а так же осуществлять с ними действия, приучать отвечать на вопросы, продолжать расширять и обогащать словарный запас.

На 4 неделе - игры с Куклой Катей продолжились. (дидактическая игра «Покатаем куклу Катю с горки») Вместе с куклой дети вспоминали о назначении санок. Обогащение словаря было направлено на усвоение слов обозначающих признаки зимы (горка, санки, катятся, белый, холодный, много, зима, снежинки.) Уточнялся и закреплялся словарь по теме «Одежда».

Дидактическая игра «Что умеет наша Катя!» помогла подготовить детей к предстоящему новогоднему празднику (танцевать, читать стихи, двигаться в соответствии со стихотворным текстом.) Речь детей развивалась в процессе речевой подвижной игры, словарь детей обогащался глаголами. (топает, хлопает, прыгает, пляшет, машет) Одной из целей игры было научить детей сопровождать игру речью, координировать речь с движениями, запоминать короткий рифмованный текст. (топ-топ, хлоп-хлоп, гоп-гоп)

Таким образом, в процессе организации игр, формируя активную речь детей, развивала у них подражание словам, учила заменять облегченные и звукоподражательные слова общеупотребительными, побуждала отвечать на вопросы словами, а не жестами.

Мои наблюдения показали, что речевая активность ребенка в играх с куклами в 3-7 раз превышает таковую в самостоятельной деятельности. Общение со взрослым служит для ребенка образцом для подражания и выступает на занятии дидактическим приемом.

Следовательно, в раннем детстве речевое воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми, сверстниками. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие игры и занятия с куклой, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно.

Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками.

Для детей в первую очередь нужны куклы. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, потому как кукла - есть уменьшенная копия человека. Ребенок выбирает себе подобного маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, переживает и взрослеет. Кукла используется в большинстве игр дошкольников, она как представитель той или иной игры помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности. Занятия с куклой ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Занятия с куклой помогает закрепить в речи детей названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, потребления пищи и др.

Для соблюдения постепенности и последовательности в работе с куклой необходимо составляется перспективный план на год.

Игры-занятия с куклой, проводимых с детьми раннего и дошкольного возраста, одно из самых эффективных средств речевого развития детей, т. к. они приобретают необходимые речевые навыки, связанные с повседневной бытовой деятельностью.

Эффективность таких занятий обусловлена использованием разнообразных приемов обучения и воспитания: сюрприз, занимательность, повторы, показы, усложнения, образец воспитателя, указание, сенсорное обследование.

Выполнение детьми игровых действий по поручению или указанию воспитателя ведет к пониманию вопросов, умению отвечать на них отдельными словами, фразами или простыми предложениями, что способствует повышению уровня речевого развития малышей.

Речь воспитателя должна быть грамотной, литературной. Структура речи воспитателя с детьми раннего возраста должна соответствовать возрасту детей : предложения должны быть короткими и простыми. Важна точность и ясность речи. От точности речи зависит точность понимания восприятия, отчётливость понимания и мышления. Воспитатель должен регулировать темп своей речи, силу своего голоса: говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи. Речь воспитателя должна быть эмоциональна и выразительна. Она должна отражать необходимый интерес и внимание.

Публикации по теме:

«Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений»«Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений» Особый интерес в работе с детьми раннего возраста у меня вызывает овладение словарным запасом, который составляет основу речевого развития.

Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего возраста «Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации.

Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Сенсорный, чувствительный опыт служит источником познания мира.

Игра-занятие с дидактической куклой в группе раннего возраста «Оденем куклу на прогулку»Игра-занятие с дидактической куклой в группе раннего возраста «Оденем куклу на прогулку» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Закрепить уточнить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания. 2. Обогащать сюжет детской игры.

Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возрастаМатрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий.

Народные игры как средство социально-личностного развития детей раннего возраста Меньшакова Марина Вячеславовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 165 «Колокольчик», г. Котлас, п. Вычегодский. Народные игры – как средство.

Консультация «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребёнка раннего возраста» Воспитатель МАДОУ ЦРР ДС№462: Баранова И. Н., первая квалификационная категория Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет или упражнения для.

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития.

Программа «Сказка как средство целостного развития детей 2–3 лет» Сентябрь КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ Русская народная сказка «КУРОЧКА РЯБА». Целевые ориентиры развития ребенка (на.

Возможности игрушки в развитии словаря детей раннего возраста С каждым годом жизнь требует все больший объем знаний не только от нас, взрослых людей, но и от детей. Одним из условий успешного обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа организации игр с куклой как средство развития словаря детей раннего возраста
Опубликовано: 5 декабря 2015 в 14:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа организации игр с куклой как средство развития словаря детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Валентиновна Рюгина-Семенова (УИ 392935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД