Получи документы

Педагогический опыт «Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста»

Людмила Гусева
Педагогический опыт «Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Публикация «Педагогический опыт „Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста“» размещена в разделах

Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори,

О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

Работая с детьми в данном направлении, я ставила следующие задачи:

- формировать у детей представления о цвете, форме, величине;

- учить устанавливать сходства и различия между двумя одинаковыми по названию предметами;

- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;

- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;

- учить детей называть свойства предметов;

- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности.

В своей работе использую следующие методы и приемы:

-практические (игры и упражнения);

-наглядные (рассматривание иллюстраций, предметов, наблюдение);

-словесные: (беседы, рассказывание, чтение художественной литературы).

Для обеспечения полноценного сенсорного развития ребенка необходимо обеспечить детей разнообразными впечатлениями и различным материалом для активной деятельности. Специально подобранные игрушки и пособия, различные по цвету и величине, материалу, форме, назначению, очень обогащают восприятие ребенка и практически знакомят его с реальными свойствами вещей. Такие предметы находятся у нас в сенсорном уголке (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаики).

Использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук (расстёгивание и застёгивание молний, пуговиц, использование шнуровок).

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития :

-Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

- Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай рукавицу» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

- Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Угадай, что спрятали», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты», и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата - собрать башенку, собрать бусы и т. д.

Цель этих игр: - способствовать закреплению качеству предметов (величина, форма, цвет).

В работе с детьми использую словесные игры «На птичьем дворе», «Найди игрушку по описанию», «Чей голос».

Настольно-печатные игры «Найди листочек», «Посади бабочку на свой цветок», «Найди колеса к машинам», «Собери цветок», которые направлены на закрепление у детей умения сравнивать и классифицировать предметы.

Так как сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании, наблюдении, занятиях со строительным материалом.

Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.

Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки.

Работа по формированию познавательных способностей начинается со знакомства с цветом и формой. Конкретная цель обучения – научить детей различать и называть цвет и форму, систематизировать предметы по этим признакам.

Обучение мы начинали с красного цвета и с таких признаков формы, как большой, маленький. Виды игр, которые мы использовали с детьми на классификацию признаков: цвет и форма. «Найди предметы такого же цвета (на пластину зеленого цвета нужно подобрать предметы только зеленого цвета; на красную пластину – только предметы красного цвета и. т. д.)». «Разложи грибочки» (грибочки желтого, синего, красного и зеленого цветов раскладываем на дощечках с отверстиями соответствующих цветов).

Виды игр на название цвета: «Назови цвет предмета», «Угадай, какого цвета одежда». «Разложи предметы по цвету». Я выкладываю дидактический материал для свободной игры (например, кубики) и побуждаю детей называть цвета.

Чтобы закрепить полученные знания о цвете я провожу с детьми игры в течение всего пребывания их в детском саду. (Например, обращаю внимание на то, какой красивый красный костюм у Наташи и предлагаю детям найти у себя в одежде что-нибудь красного цвета или вместе с детьми собираем на один стол игрушки только синего цвета, за другой стол зеленого цвета и. т. д.). Главное в работе – чаще фиксировать внимание детей на цвете.

При рассматривании книжных иллюстраций я подбираю книги с цветными рисунками, в которых чаще всего встречаются изучаемые цвета. В беседах с детьми я завожу разговор о цвете, предлагаю ребенку назвать свой любимый цвет. Во время рисования мы используем краски заданного цвета (травка – зеленая, цыпленок – желтый и. т. д.)

Так же как и цвет, форма имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Знакомя детей с признаками предметов «большой», «маленький», мы проводим такие игры на классификацию: «Оденем куклу» (дети должны подобрать одежду для большой, маленькой куклы). На называние предметов мы используем такие игры, как «Чудесный мешочек» (дети на ощупь должны определить предмет, его величину, назвать его: пуговица большая или маленькая, камешек большой или маленький, кубик большой или маленький).

Затем мы проводим игры на систематизацию: из строительного материала, имеющегося в группе, выбираются большие и маленькие кубики. Дети строят башенку, чередуя большой и маленький кубики.

Проводим подвижные игры на закрепление (например, при слове «большой» дети становятся такими большими, как великаны. Они встают на носочки и поднимаются вверх. При слове «маленький» дети становятся такими маленькими, как «карлики», дети приседают).

Закрепление материала проводится в течение всего дня. Во время беседы я стараюсь рассказывать детям о больших и маленьких животных. Во время сервировки стола я обращаю внимание на то, что среди ложек, тарелок есть маленькие и большие. Во время физкультурных занятий я предлагаю детям достать из корзинки сначала большие, а затем маленькие мячики.

При ознакомлении детей с признаками предметов «длинный», «короткий» используем д/и на классификацию или же на конструировании дети строят длинную и короткую дорожку для матрешек. Используем игры детей на название данного признака: «Мы шагаем» (Дети ходят по комнате, делая короткие и длинные шаги).

При знакомстве детей с формой предмета начинаем с такого предмета, как мяч. Обращаю внимание на то, что он круглый, может катиться. Предложила детям подвижную игру с мячом (Дети, сидя в кругу, катали мяч друг другу, а потом я предложила покатать кубик). Дети на собственном опыте убедились, что кубик не катится. Обсудила с детьми причину неудачи, рассказала о свойствах круглого предмета по сравнению с кубиком. У нас есть такая игра «Разложи правильно», где на карточках наклеены геометрические фигуры, и дети должны правильно наложить все круги на круги, а квадраты на квадраты. Во время рисования дети рисуют предметы круглой формы: мячи, моточки ниток, комочки снега. Во время занятия лепкой дети лепят приемом раскатывания: «Мячик для куклы», «Яблоки», «Вишни в корзине», «Колобок румяный бок».

На конструировании мы с детьми строим домик из кубиков, а крыша у него треугольная.

На название формы снова использовала игру «Чудесный мешочек», где дети находили круг, квадрат, вынимая их из мешочка и называя их. У нас есть д/и «Собираем елочку», где дети из треугольников разной величины собирают елочку; «Собери неваляшку» (дети из кругов разной величины собирают неваляшку).

Положительное влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей может быть достигнуто при условии проведения их не в виде изолированной тренировки отдельной функции. Например, угадывание цвета на одном и том же пособии не проводится, а используется разный материал и в различных сочетаниях двигательной активности с разнообразной умственной деятельностью.

Так, например, для уточнения цвета дети действуют с разнообразными материалами – пирамидками, коробочками, пуговицами, крышками, кубиками, картинками, игрушками. Детям даются разные задания, требующие различия и угадывания цвета. Например: «Дай, пожалуйста, все красные шарики». «Посмотри, какое платье у Алены? Да, оно тоже красное».

Различный природный материал – песок, вода, камешки, шишки, также используется, как дидактический материал. Дидактические игры я провожу на занятиях. По мере того, как дети овладевают дидактическими пособиями,

т. е. используют их целесообразно, в соответствии с задачей, эти пособия передаю для самостоятельной деятельности. Но стараюсь, чтобы дидактические пособия использовались по назначению. Провожу индивидуальную работу, стараюсь, чтобы все дети усвоили материал. Полученные детьми знания я закрепляю при повседневном общении с детьми во время игр, на прогулках, в быту.

Для закрепления знаний полученных в детском саду, параллельно велась работа с родителями. Проведено родительское собрание «Что такое сенсорное развитие». Проведены и оформлены консультации, на которых родителям было рассказано о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Родители проявляют интерес к данному вопросу, выполняют мои рекомендации и советы.

В заключении хотелось бы сказать, своевременное сенсорное воспитание детей от

1,5 до 3-х лет – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Перспективой воспитательной - образовательной работы по данной методической теме является:

• изучение соответствующей литературы;

• разработка цикла конспектов НОД по сенсорному развитию;

• картотека сенсорных игр;

• разработка цикла консультаций для родителей;

• дополнить дидактическими играми уголок сенсорного развития.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Сенсорный, чувствительный опыт служит источником познания мира.

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр» . Актуальность и перспективность опыта. Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном.

Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленькому человеку с большими возможностями окрашивать.

Опыт работы по теме «Современные технологии как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная.

Консультация «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребёнка раннего возраста» Воспитатель МАДОУ ЦРР ДС№462: Баранова И. Н., первая квалификационная категория Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет или упражнения для.

Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» o Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Процесс познания.

Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Данная презентация раскрывает важность развития мелкой моторики рук и показывает, в какие игры с нетрадиционным материалом можно играть.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста МБДОУ № 67 «Медвежонок» Русанова Надежда Евгеньевна Воспитатель, 1 кв. категория. Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего.

Программа организации игр с куклой как средство развития словаря детей раннего возраста Программа организации игр с куклой как средство развития словаря детей раннего возраста. В ходе работы с детьми раннего возраста составила.

Мелкая моторика и координация движений пальцев рук как условие развития речи детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста»
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 14:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Гусева (УИ 221346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД