Татьяна Филатова
Игровые технологии — эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи : уровень информативности высказывания очень низкий, высказывания состоят из отдельных фрагментов, у них снижена речевая активность. Поэтому задача не только учителя-логопеда, но и воспитателя развивать произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в чужой речи; совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца; учить детей составлять рассказы-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Публикация «Игровые технологии — эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих технологий, эффективность которых очевидна. Одним из таких является использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе по развитию связной речи у детей с ОНР.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, речь, моторику, интеллект. Игровые приемы возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место в развитии связной речи детей с ОНР.
Значение игровых технологий в работе с детьми с ОНР велико :
- во-первых, у детей формируется интерес к процессу обучения, повышается мотивационная направленность, расширяется словарный запас и развивается связная речь;
- во-вторых, у дошкольников с ОНР повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление её улучшить, преодолевается застенчивость, робость;
- в-третьих, игровые технологии, так как они обладают мощными развивающими характеристиками, влияют на развитие всех познавательных процессов.
Работу по развитию речи с использованием игровых технологий можно проводить :
- в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми, учитывая принцип интеграции и тематического построения образовательного процесса;
- в совместной деятельности воспитателя с ребенком, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);
- в семье (взаимодействие детей и их родителей).
Для развития умения составлять описательные рассказы можно использовать такие игры, как «Угадай игрушку», «Что игрушка рассказывает о себе», «Узнай по описанию», «Волшебный мешочек», в ходе которых дети учатся подбирать прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; лиса - хитрая, рыжая, пушистая и т. п., существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (медведь – берлога, малина, лес и т. п. ; лисица - норка, лес, и т. п.). В ходе таких игр дошкольники отвечают на вопросы воспитателя не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями, а затем и целыми рассказами. Кроме этого можно провести игры-соревнования, например «Кто больше увидит и скажет про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». В них дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. За каждый правильный ответ ребенок получает фигурку игрушки или жетон, о которой рассказывал. Такие игровые ситуации повышают речевую активность дошкольников, позволяют детям овладевать навыками необходимыми для построения связного монологического высказывания: отбирать лексический материал в соответствии с темой и ситуацией высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции, и переносить полученные умения в самостоятельные игры.
Например, игра «Как ты узнал?». В процессе этой игры речь ребенка обогащается прилагательными, дети учатся правильно согласовывать прилагательные с существительными, подбирают доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
Итак, используя эту игру, дети составляют мини описательные рассказы о предмете.
Игра «Чудесный сундучок» («Чудесный мешочек»). Здесь по инструкции воспитателя ребенок учится составлять небольшие рассказы.
Педагог достаё т предмет из мешочка и спрашивает: «Что это?». Дети отвечают на вопрос. Основой для диалога является способность отвечать на вопрос или использовать нужный жест руки, мимический жест, движение головы. Для безречевых детей очень важно владеть жестами и мимической речью. Рекомендуется использовать следующие жесты и мимику: «радость» (губы ребёнка растянуты в улыбке, «прошу» (руку вверх ладошкой вытянуть вперёд к собеседнику, «огорчение», «удивление» и т. п. эти жесты подбираются однотипными на определенный период обучения и имеют сигнальное значение в диалоге до тех пор, пока ребёнок не будет в состоянии заменить жест соответствующим словом.
В ходе обучения детей с ОНР рассказыванию по картине активно использую игровые приёмы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его, учат рассуждать и делать самостоятельные выводы:
- «Окошко» (Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм.) Рассматривая картину педагог задаё т вопросы: «Кого (что) мы видим в окошках», «Какая картина спряталась?»
- «Волшебная труба» (Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.)
- «Кто больше назовёт» (дети называют увиденные предметы на картине, а по ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета, пространственного расположения, принадлежности и т. п.)
«Почему» (по ходу рассматривания картины задаётся вопрос и устанавливаются связи между объектами, дети сначала строят предложения, затем составляют рассказ о картине с опорой на вопросы воспитателя).
Игра «Поиск пропавших деталей»
Главная цель в этой игре - научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.
Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».
С целью закрепления умения строить предложение по картине или по серии сюжетных картинок использую готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек или фигурок на мольберте. Т. е. сюжет каждой картинки обыгрывается детьми и педагогом и проговаривается. Пример составление рассказа по картине «К кукле Маше приходят гости». Заранее на столе стоят игрушки, расставленные в виде комнаты: стол, на столе чашки, сахарница, чайник; кукла Маша стоит рядом со столом; за столом сидят зайчик, мишка. Я говорю: «Сегодня к Маше пришли гости. Она решила напоить их чаем. Что сделала Маша?». Дети производят действия, которые комментируют: «Маша села за стол; разливает чай; угощает конфетами гостей; подаёт чашку мишке». В заключение дети составляют связный рассказ по картине. Такие игровые действия повышают умственную активность детей, способствуют многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.
Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов. Для этого есть такие игровые приемы :
«Сравним два предмета», чем похожи, чем отличаются? (огурец - помидор; самолет - ласточка).
«Что ты увидел за три секунды?», (ребенок должен запомнить и рассказать об увиденном).
«Я начну, а ты закончи». Взрослый начинает рассказ, а ребенок заканчивает.
Игра «Исправь меня», взрослый неправильно рассказывает, ребенок
исправляет.
Для составления связного рассказа использую игру, которую очень любят дети - Игра «Нарисуй сказку»
Целью этой игры является научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при пересказе знакомой сказки.
Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.
Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т. е. выделить главные повороты сюжета.
В ходе этой игры дети учатся пересказу хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Развитие связной речи осуществляется не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах. Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:
• сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей, описание погоды, наблюдения во время прогулок и т. д. ;
• предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);
• предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
• использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов
В процессе совместной деятельности с детьми так же происходит работа по развитию связной речи детей, например, театральные игры. Тематика их может быть разнообразной: сказки, игрушки, сценки из жизни животных и т. д. В театрализованной деятельности дети учатся внимательно слушать речь других и свою собственную (развивается слуховое внимание, отражать интонацию героев, темп, ритм, если используется музыкальное сопровождение, подстраиваются под ритм, темп (развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи, дети имитируют движения героев, развивается координированность движений, дети запоминают и воспроизводят тексты инсценировок (обогащается пассивный и активный словарь).
Театрализованные и сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В ходе таких игр дети учатся договариваться о распределении ролей. В процессе сюжетно-ролевой игры дети очень любят перевоплощаться в продавцов, докторов, почтальонов и т. д. В ходе такой игровой деятельности у детей развивается диалогическая и монологическая речь.
Роль педагога в любой игре – это создание условий для нее, оказание помощи, опосредованное обучение всем ходом воспитательной работы, накопление содержания игр и игровых упражнений.
Таким образом, использование игровых технологий является эффективным средством коррекции недостатков в связной речи у детей с ОНР.