Елена Рево
Игры с крупами, как эффективное средство развития тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Контингент групп дошкольных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время отличается значительным разнообразием: это дошкольники с различной степенью нарушения интеллекта, среди них есть дети с легкой умственной отсталостью или пограничными состояниями.
В связи с особенностями развития дети с ОВЗ нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого.
Публикация «Игры с крупами, как эффективное средство развития тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Крупы. Игры с крупами, дидактические пособия
- Крупы. Поделки из круп
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Ученые, исследующие особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь отмечают у детей патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений; активизацию их познавательной деятельности.
Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предполагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры с крупами.
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того она способствуют развитию мелкой моторики. При соприкосновении рук с крупой, происходит стимулирование активных точек, находящихся на ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Игры с крупами имеют две цели : одна из них обучающая (развитие и совершенствование ручной моторики, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой ребенок действует.
Особенности моторного развития и зрительного восприятия у детей с ОВЗ :
Несформированность ручных умений;
Узость объема и пассивность восприятия;
Нарушения зрительной сферы (инертность и непрочность зрительных образов);
Отвлекаемость, неустойчивость внимания;
Игры с крупой можно использовать с детьми имеющими:
• легкую форму интеллектуальной недостаточности;
• задержку психического развития при органических поражениях мозга;
• синдром раннего детского аутизма;
Принципы работы с крупой :
Доступность.
Связь с жизненным опытом и интересами ребенка
Эмоциональность.
Вариативность
Динамичность.
Многие игры и упражнения разработаны авторами, некоторые взяты из других пособий и адаптированы. При этом использованы приёмы работы, предложенные Катаевой. А А., Стребелевой Е. А., Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П.
Виды игр с крупой :
Раздел 1. Посвящен играм и упражнением, направленным на развитие и коррекцию ручной моторики. Проведение этих игр способствует развитию у ребенка хватательных движений, развивает зрительно- двигательную координацию, соотносящие действия.
Раздел 2. Включает игры и упражнения, направленные на развитие соотносящих действий, коррекцию внимания, способствует формированию целенаправленности действий и устойчивости внимания.
Раздел 3. Представлен играми, способствующими развитию движений пальцев на каждой руке, развивает внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец (узор).
В раздел 4. Включены игры и задания, направленные на развитие и коррекцию слухового восприятия и внимания.
В разделе 5. Даны игры и занятия, использование которых будет способствовать формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, конструированию.
Условия реализации:
Для игр с крупами рекомендуем использовать:
гречку, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычную соль;
емкости, ложечки и сито
наглядные запрещающие картинки с целью формирования основ безопасного поведения (нельзя брать крупу в рот, засовывать в нос, рот).
Использовать игры с крупой можно :
организуя совместную деятельность с ребенком (педагог – ребенок, родитель- ребенок);
на индивидуальных занятиях у дефектологов, логопедов;
в качестве индивидуальной работы воспитателю;
Важно помнить, что крупа не должна находиться в свободном доступе для детей в целях безопасности!
Этапы работы с крупой :
1. Знакомство с крупой используются игры и упражнения, направленные на развитие ручной моторики.
2. На втором этапе проводятся игры и упражнения, направленные на развитие соотносящих действий, способствует формированию целенаправленности действий и устойчивости внимания;
3. Третий этап работы - игры, способствующие развитию движений пальцев на каждой руке, развитию внимания, подражания, умения анализировать и воспроизводить несложный образец (узор)
4. Четвертый этап - игры и занятия, использование которых будет способствовать формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, конструированию.
Важно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения, и ободряющее поведение взрослого, Ребенку всегда предлагается инструкция с одновременным показом определенных действий, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Способы работы с крупой на продуктивных видах деятельности и во время игр:
• Выкладывание. Наиболее простые работы – из гороха. А чтобы работы смотрелись ярче, можно раскрашивать горошинки гуашевыми красками.
• Способом засыпки лучше работать с мелкими крупами (манка, пшеничная, кукурузная крупа).
• Комбинированный способ: контур изделия – выкладыванием, а внутри – способом засыпки.
• Вдавливание в солёное тесто или пластилин.
Итак, использование игр с крупой в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию и коррекции :
• мотивационной сферы детей;
• ручной моторики (тренировка мышц руки);
• тактильной чувствительности;
• воображению (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);
• речевого развития (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);
• восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления;
• поведенческих отклонений;