Наталья Минзюк
Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Данная презентация раскрывает важность развития мелкой моторики рук и показывает, в какие игры с нетрадиционным материалом можно играть с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики.
Слайд 2 При рассмотрении теоретических основ вопросов развития мелкой моторики рук я опиралась на специальные исследования в области физиологии высшей нервной деятельности известных ученых. Это
Публикация «Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах
физиологи: Сеченов, Павлов, Антакова- Фомина, Исенина, Кольцова;
Педагоги и психологи: Венгер, Эльконин, Ткаченко, Светлова, Цвынтарный
Современные педагоги - практики: Янушко, Шульженко.
На основе изучения и анализа психолого-педагогической и специальной литературы, были выявлены особенности психомоторного развития детей раннего возраста, показана взаимосвязь развития мелкой моторики с развитием предметного восприятия, мышления, речи.
Слайд 3 Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке.
Слайд 4 Марьяна Михайловна Кольцова, доктор медицинских наук, профессор-физиолог в своих исследованиях отмечает, что: "связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей".
Слайд 5 «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними», - писал Д. Б. Эльконин.
Слайд 6 Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их в сложные интегративные образы и представления.
Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи.
Слайд 7. Для развития мелкой моторики рук я использую нетрадиционный материал :
• игры с песком, крупой, водой, макаронами;
• игры с предметами домашнего обихода - с прищепками, пуговицами, кнопками, застежками, шнуровками, клубками; шестигранными карандашами;
• игры с природным материалом-шишками, грецкими орехами, камешками;
• игры с аквагрунтом;
• игры с использованием специальных тренажеров для самомассажа - шариков Су - джок, «колючего» коврика Ляпко)
Слайд 8. Преимущества нетрадиционных материалов :
• Всегда доступны
• Не требуют больших финансовых затрат
• Если ребенок что – то сломает, материал легко заменяется новым
• Новизна впечатлений и необычность привлекает детей и служит прекрасным средством развития
• Формируют познавательную активность и творческое воображение детей
Слайд 9. Особый интерес и яркий эмоциональный отклик у детей в группе вызвали игры с крупой. Первоначально малышам было трудно контролировать свои движения, подчиняться простейшим правилам, большое количество крупы было рассыпано. Но постепенно, в процессе «вхождения в деятельность», дети научились играть в этом «развивающем центре - экспериментирования». Особенно им нравилось участвовать в играх с крупой, в которой прятались разнообразные предметы. Дети сами прятали игрушки вновь и вновь, испытывая радость и воодушевление.
Сухой бассейн из круп Игра: «Прячем ручки, ищем игрушки»
Слайд 10. Игры : «Пересыпание круп из одной емкости в другую»;
«Пересыпание с помощью ложки».
Слайд 11. Для обогащения предметно - игровой среды группы было изготовлено дидактическое пособие: «Выложи дорожки» с использованием гороха, фасоли. Малыши активно сортировали крупы и делали дорожки.
Слайд 12. Большой интерес у детей вызвала сортировка круп. Например, игровое действие «Накорми петушка горошком, а куклу Машу макаронами». Была взята большая игрушка – Петушок и кукла Маша. Дети с восторгом раскладывали нужные крупы в отдельные тарелочки. Наибольшее количество тарелок всегда было у петушка. На мой вопрос «Почему?», дети отвечали: «Чтобы вырасти большим, надо много кушать».
Слайд 13. Огромный интерес у малышей вызвало рисование на манке. Каждый ребенок с удовольствием подолгу рисовал и с неохотой отдавал поднос другому.
Слайд 14. Многофункциональная книжка для развития сенсомоторики : работа с пуговицами, липучками, молниями.
Слайд 15. Большую сложность для детей представляли игры с прищепками. Действия в этих играх требовали от детей развитости мускулатуры пальцев, настойчивости в достижении цели. Им было необходимо не просто раскрыть прищепку, но и удержать ее в таком положении, а затем прикрепить к картинке. По прошествии некоторого времени у них это стало получаться, что вызвало у детей целый спектр ярких положительных эмоций. Дидактические пособия своими руками: «Тучка», «Солнышко», «Елочка - колкая иголочка».
Слайд 16. Лепка из соленого теста то же способствует развитию мелкой моторики рук и очень нравится детям.
Слайд 17. «Чем больше ребенок располагает в своем практическом опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях будет его творческая, исследовательская, познавательная деятельность» - писал Л. С. Выгодский.
В заключении я хочу сказать, что моторный уровень является базовым для развития высших психических функций, поэтому развитию мелкой моторики кистей рук должно уделяться серьезное и пристальное внимание с самого раннего возраста, так как именно в этот период уровень интеллектуального развития ребёнка напрямую связан с уровнем развития двигательной активности.