Папки-передвижки

План по самообразованию «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции»

Ольга Соловьева
План по самообразованию «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции»
▼ Скачать + Заказать документы

План по самообразованию

[/b]

Учителя-логопеда О. В. Соловьевой на 2014-2016 учебный год.

А. С.  макаренко:
Учитель может учить других до тех пор, пока учится сам".

Общая тема самообразования:

Публикация «План по самообразованию „Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции“» размещена в разделах

«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Время работы над темой: сентябрь 2014 – май 2016г.

Цель: Обобщить опыт по использованию артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

2. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

3. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

4. Пополнить развивающую среду кабинета.

Тема:

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников».

(1 год)

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

2. Выяснить причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

3. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

4. Пополнить развивающую среду кабинета.

ПЛАН РАБОТЫ

1. Изучение методической литературы.

2. Оформление уголка:

«Артикуляционная гимнастика».

3. Изготовление буклетов для родителей и воспитателей: «Комплексы артикуляционной

гимнастики» и др.

4. Проведение консультаций для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних

условиях».

5. Обобщение педагогического опыта по теме: «Артикуляционная гимнастика как средство

развития речи дошкольников».

6. Размещение статьи на сайте ДОУ.

7. Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

8. Отчет на педсовете (система работы).

Тема:

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников».

(2 год)

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

2. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

3. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

4. Пополнить развивающую среду кабинета.

5. Вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и легкость, без подергивания, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому, умение работать с зеркалом.

Предполагаемые результаты использования артикуляционной гимнастики:

Выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.

Поддержание интереса ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребности в логопедических занятиях. Побуждать активность, самостоятельность, инициативность.

ПЛАН РАБОТЫ

1. Разработка программы логопедического клуба «Логоцветик».

2. Обследование подвижности органов артикуляционного аппарата, звукопроизношения

детей.

3. Изучение методической литературы.

4. Изучение опыта работы по данной теме.

5. Изготовление буклетов для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних

условиях».

6. Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного

аппарата ребёнка» Памятка для родителей «Комплексы артикуляционной гимнастики».

7. Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала:

- картинки для проведения артикуляционной гимнастики;

- стихи, считалки, сказки для проведения арт. гимнастики.

8. Оформление картотеки артикуляционных упражнений.

9. Проведение занятий, артикуляционной гимнастики в течение дня, дидактических игр,

проговаривание чистоговорок, стихов, считалок. (в том числе с использованием ИКТ).

10. Обобщение педагогического опыта по теме: «Артикуляционная гимнастика как средство

развития речи дошкольников».

11. Размещение статьи на сайте ДОУ.

12. Отчет (система работы).

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития звукопроизношения»

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии:

М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичёва, Н. А. Чевелёва и др.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

• Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

• Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата. Им доступно выполнение простейших артикуляционно – двигательных и мимических упражнений. Например «часики», «качели», «окошко», «улыбка». В начале логопед учит детей выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течении некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью широко используется игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, камушки, бусы… Затем логопед знакомит детей с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «вкусное варенье». Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом перед зеркалом. Логопед обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно, на положение органов артикуляции. В старшем дошкольном возрасте логопед знакомит детей с такими названиями, как нёбо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «грибок», «гармошка», «кучер»….

Существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик.

В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, такая структура позволяет решить ряд других задач, а именно:

• улучшить координацию движений пальцев рук;

• выработать правильное речевое дыхание;

• развить интонационную выразительность голоса;

• научить выражать свои чувства и эмоции;

• совершенствовать пластику движений.

Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения у детей. .

При работе придерживаемся следующих аспектов:

• В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, на НОД логопеда и воспитателей, а также в режимные моменты, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

• Продолжительность видов деятельности в режимные моменты или так называемые «пятиминутки»:

1 минута – развитие мелкой моторики;

1 минута – развитие дыхания и голоса;

1 минута – развитие мимики;

2 минуты – развитие артикуляции;

• Артикуляционная гимнастика проводится в группе в течении дня 2-3 раза, сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

• Комплекс упражнений сочетает в себе статические и динамические упражнения.

• При выполнении новых упражнений обязательно закрепляются старые.

• Перед артикуляционными упражнениями используются дыхательные, голосовые, мимические.

Комплексы артикуляционной гимнастики, для сохранения интереса и поддержания мотивации ребёнка к НОД соответствуют годовому тематическому планированию. А также используется язычок в форме варежки, которая надевается на ведущую руку взрослого и ребенка; при этом рука и язык выполняют синхронные движения. То есть рука (варежка) помогает движению языка и проведению артикуляционной гимнастики – метод биоэнергопластики.

Публикации по теме:

Игры с крупами, как эффективное средство развития тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики у детей с ОВЗ Контингент групп дошкольных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время отличается значительным.

План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» План по самообразованию воспитателя МБДОУ “Детского сада КВ № 42” Струковой Виктории Александровны на 2015 – 2016 учебный год. Актуальность.

План по самообразованию Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованой деятельности (Старшая группа) Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Актуальность В театральной деятельности.

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе» Актуальность Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь.

План по самообразованию «Народное творчество как средство развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Месяц План содержания Отметка выполнения В течении года Теоретический этап. Изучение методической литературы по данной теме Сентябрь.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

План работы по самообразованию «Влияние детского фольклора на развитие речи детей» на 2015–2016 учебный год воспитателя Меметовой Д. И. Тема: Влияние детского фольклора на развитие речи детей. Актуальность: Детский фольклор обширная область устного.

Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста c ОВЗ» Детско-родительский образовательный проект: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста c ОВЗ» Выполнила:.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие артикуляционной моторики как средство профилактики, коррекции речевых нарушений» Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Своевременное овладение правильной,.

Семинар-практикум для воспитателей «Волшебные круги. Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в семинаре, с нетрадиционной технологией аппликации для развития мелкой моторики у детей с общим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 19:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Соловьева (УИ 204739) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД