Зеленина Кристина
Системный подход к изучению нарушений голоса и темпо-ритмических нарушений речи
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАИКАНИЕ
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обу-словленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Изучением заикания занимались: Н. М. Асатиани, Л. И. Белякова, М. И. Буянов, Б. З. Драпкин, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин, В. В. Ковалёв, В. С. Кочергина, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, В. М. Шкловский и др.
Этиология.
В современном мире нет единого мнения об этиологии заикания. Исследователи полагают, что существует ряд определенных факторов,
1) Определенные годы ребенка.
2) Положение центральной нервной системы ребенка.
3) Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза.
Публикация «Системный подход к изучению нарушений голоса и темпо-ритмических нарушений речи» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
4) Особенности формирования функциональной асимметрии головного мозга.
5) Наличие психической травмы.
6) Генетический фактор.
7) Половой диморфизм (заикание встречается в среднем в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек).
Предрасполагающие предпосылки :
1) невропатическое бремя отца и матери (нервные, инфекционные и сома-тические заболевания, которые ослабляют или дезорганизуют функции центральной нервной системы);
2) невропатические характерные особенности самого заикающегося (ноч-ные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональное напряжение);
3) конституциональная тенденция, а именно существующие заболевания, поражающие вегетативную нервную систему человека, высокая степень уязвимости высшей нервной деятельности, своеобразная реакция на психологическую травматизацию.
4) наследственное бремя. В данном случае подразумевается, что в основе формирования заикания лежит слабость речевого аппарата, которая яв-ляется врожденной. Такой признак имеет вероятность передачи в свой-стве рецессивного показателя по наследству.
5) поражения головного мозга. На разных стадиях развития воздействие неблагоприятных воздействий может привести к повреждению струк-тур мозга. К ним относятся травмы во время родов и внутриутробная травматизация плода, асфиксия. В послеродовом периоде это послед-ствия инъекций, травмы и патологии обменно–трофического характера в случае заболеваний в младенческом возрасте.
Указанные причины приводят к различным патологическим сдви-гам как в соматической, так и в психической сферах, наблюдается задержка в развитии речи, нарушения речи, способствуют прогрессированию икоты.
Неблагоприятные условия:
1) Физическое истощение детей;
2) Особенности мозговой деятельности, связанные с возрастом. Большие полушария головного мозга в основном формируются к 5 годам. Для этого возраста характерна функциональная асимметрия в деятельности мозга.
3) Ускоренное развитие речи. В возрасте 3-4 лет у детей может наблюдать-ся ускоренное речевое развитие, что связано с быстрым развитием ком-муникативных, когнитивных и регуляторных функций под влиянием общества на старшее поколение. В отмеченный возрастной период в ре-чи детей может отмечаться повторение слогов или даже отдельных слов, т. е. повторения, которые можно охарактеризовать как физиологические.
4) Скрытое психическое ущемление ребенка. Взаимодействия ребенка с окружающими его людьми, характеризуемые как ненормальные, а также конфликт между окружающей средой и степенью его осведомленности могут быть почвой для повышенной реактивности.
5) Недостаточность положительных эмоциональных контактов. В данном случае речь идет о взаимодействии взрослого и ребенка. В таких ситуа-циях напряжение носит чувственный характер, что иногда внешне ска-зывается на речевой функции в виде заикания.
6) Недостаточное развитие двигательных функций, ритмического чувства, а также мимико-артикуляционных двигательных актов.
Если отмечено наличие любого из вышеперечисленных неприятных состояний, то раздражителя исключительной силы будет достаточно, что-бы вызвать нервный срыв и заикание.
При перечислении причин, по которым может возникнуть заикание, невозможно сосредоточиться только на этиологических факторах, указан-ных в таблице. Однако они являются наиболее значимыми, так или иначе (прямо или косвенно) влияющими на этот процесс, о чем свидетельствуют многочисленные исследования нашего времени.
Симптоматика.
I. Биологическая симптоматика заикания
4) Подъязычная судорога - это судорога, связанная с подъязычной костью, повторение слогов при выдыхании. Страдают заднеязычные звуки: [г], [к], [х].
II. Лингвистическая симптоматика.
1. Фонемы (звуки). Самые труднопроизносимые: [п], [т], [к].
2. Стечение фонем. Самые труднопроизносимые: [тр], [ст], [кр].
3. Слово.
Малочастотные слова - это те слова, которые употребляются редко; здесь запинки проявляются часто
Притеснение
Предударные слоги Ударные слоги Заударные слоги
В заударных слогах запинки не проявляется. В предударных и ударных слогах возникают запинки
4. Словосочетание.
Информационная нагрузка - это слово в словосочетании, которое в про-изношении выделено ярче другого и в нем у заикающегося ребенка бу-дет много ошибок.
Например: «Зеленая тетрадь»
Слово «зеленое» несет информационную нагрузку (оно выделено голо-сом).
5. Предложение.
Предложения бывают простые и сложные. У ребенка с заиканием будут проблемы в произношении сложных предложений, чем с простыми.
Например: «Мама любит красивое пирожное».
Запинки будут в сложных словах и в начале предложения.
Информационная нагрузка обозначается голосом.
6. Текст.
Текст бывает простой и сложный. В сложных текстах с большим коли-чеством терминов запинок будет больше.
1. Речевое дыхание.
Речевое дыхание
Короткая фаза вдоха - длинная фаза выдоха Физиологическое дыхание
Фаза вдоха - фаза выдоха (говорим и дышим).
На выдохе должно хватить воздуха на окончание фразы. Во время упражнения увличиваем фразу на одно слово.
Характеристика:
• Поверхностная реакция - ритм неустойчив, легко нарушается эмоцио-нальным напряжением; вдох неустойчив по объему; часто произносится на вдохе или в фазе полного выдоха.
• Вегетативная реакция - бледность/покраснение кожи; потливость; уча-щенное сердцебиение.
• Сопутствующие движения - надувание крыльев носа, зажмуривание глаз, раскачивание на стуле, сжатие пальцев в кулак (все эти движения сопровождаются речью).
Для работы у логопеда должно висеть большое зеркало.
Речевые уловки:
• Замена слова на очень простое;
• Эмболофазия - это слова без смысла, которые заикающийся вставляет в свою речь, когда понимает, что скоро начнутся судороги.
Например «Я хочу это поиграть». («Это» и является эмболофазией).
Логофобия - это страх, боязнь речи (данным заболеванием занимает-ся психолог).
Диагностика.
Для того чтобы правильно спланировать программу ра-боты логопеда совместно с врачами и определить эффектив-ность ее выполнения, важно точно организовать процесс диа-гностики человека с заиканием, принимая при этом во внима-ние симптомы самого заикания.
Обследование состоит из нескольких этапов:
1) Сбор анамнеза;
2) Изучение состояния речи и двигательных функций;
3) Изучение личностных характеристик.
При оценке состояния диагностируемого важная роль отводится изучению анамнеза, которые по содержанию отра-жают особенности речевого онтогенеза и двигательных навы-ков. Эти же данные способствуют правильному планированию работы логопеда.
При логопедическом обследовании важным компонен-том является описание состояния речи – формирование "рече-вого статуса". Логопед дает такую характеристику индивиду-ально для каждого заикающегося. Речевая характеристика должна быть сформирована специалистом до начала логопе-дической работы. Личностные особенности заикающегося мо-гут быть изучены логопедом или психологом. Стоит отме-тить, что трудности индивидуального логопедического обсле-дования не могут быть отражены в каждой схеме. Л. И. Беля-кова отмечает, что "категоризация определенных аспектов опроса в определенной степени условна".
Логопеду необходимо получить ответы на вопросы о том, когда появилось заикание, как оно было выражено внешне, что могло спровоцировать, по мнению родителей, начало заикания. Также специалиста интересуют возможные особенности проявления, отмеченные близким окружением. Например, заметили ли они у него какие–либо двигательные нарушения (судороги, сопутствующие движения - покачива-ние, сжатие кулаков, топанье ногой и другие возможные, де-фекты речи (произношение фразы или отдельного слова в мо-мент вдоха, дополнительные звуки, слова и многое другое). Еще один вопрос, необходимый в процессе диагностики, каса-ется коррекции заикания и окружающей среды, окружения. Необходимо уточнить, как заикающийся говорит в момент одиночества. Отмечали ли родители связь каких-либо состоя-ний с периодами беглости речи или увеличением числа заика-ний. Информация об отношении самого заикающегося к соб-ственному дефекту речи также важна при обследовании, то есть необходимо уточнить, замечает ли он или наоборот его отсутствие речи, равнодушен к нему или переживает по этому поводу, на этой почве может возникнуть стыд, боязнь гово-рить и т. д.).
Обращение за помощью перед постановкой диагноза к другим специалистам также должно быть записано. В этом случае будут уместны вопросы о том, где, когда, какие реко-мендации были даны, каков результат.
Выбор основной формы лечебно-педагогического воз-действия зависит от информации о специфике течения заболе-вания. На необходимость двигательных упражнений, а также комплекса занятий физиотерапией указывают сопутствующие нарушения двигательных навыков.
Проводится обследование общительности, личностных характеристик, двигательных навыков, подражательности, как впечатляющей речи, так и экспрессивной, а также других ви-дов деятельности (игровой, учебной и производственной). Различные исследования:
• Начальный (в течение первого месяца пребывания в логопе-дическом дошкольном учреждении или первых двух недель пребывания в санатории для заикающихся детей, в школь-ном логопедическом центре).
• Динамическое исследование (в процессе коррекционно-воспитательного воздействия).
Во время диагностики внимание логопеда должно быть сосредоточено как на двигательных, так и на речевых сопут-ствующих дефектах:
1) Двигатель:
• Клещи;
• Миклонусы;
• Вспомогательные движения;
• Скованность и напряжение общих двигательных актов;
• Резкость, хаотичность, отсутствие порядка, "раскован-ность".
2) Речь:
• Дополнительные слова и звуки;
• Произнесение отдельных звуков, слов, предложений во время вдоха;
• Неправильное произношение звуков;
• Недостатки лексики и грамматической структуры;
• Недостатки темпа.
Информация о психологических особенностях кающего-ся извлекается из бесед, проводимых с родителями. Информа-ция, которая важна для специалиста при постановке диагноза, включает:
• установление контакта с другими людьми, например, в за-висимости от возраста - со сверстниками или взрослыми, в разных условиях - дома и в школе и т. д. ;
• отношение к собственному дефекту речи;
• наличие защитных реакций, например, избегание общения, застенчивость или обида и т. д. ;
• характеристики речевого поведения на момент постановки диагноза, например, уровень независимости – оказывает помощь или стремится самостоятельно преодолеть недоста-ток, а также недостаточная осведомленность о необходимо-сти корректирующей помощи.
Обследование лиц с заиканием не ограничивается только постановкой диагноза в начале, оно продолжается на протя-жении всего курса коррекции. Помимо бесед с заикающимися, их родственниками, анализа медицинской, а также психолого-педагогической документации, используются методы создания экспериментальных ситуаций, психодиагностические. Эти ме-тоды используются в качестве ценного источника информации для дополнения картины обследования. Полученная с их по-мощью информация (количественная и качественная) в даль-нейшем интерпретируется специалистами, реализующими комплексный подход.
Завершением проделанной работы будет создание лого-типа-педикюра. На этом этапе происходит констатация факта нарушения просодической стороны речи и особенностей этого речевого расстройства в конкретном случае. Логопедическое заключение включает данные по следующим аспектам:
С помощью логопедического заключения становится возможным провести дифференциальную диагностику заика-ния. В свою очередь, это позволяет отличать заикание от ре-чевых расстройств, таких как тахифразия, дизартрия и физио-логические расстройства, а также отличать формы заикания друг от друга в зависимости от их проявления. Полученные данные комплексного исследования помогают определить природу этого речевого расстройства.
Профилактика.
[/b]Методы профилактики заикания делятся на две группы. Один из них направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, второй направлен на организацию речевого развития ребенка. Правильное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены являются важными составляющими психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Правильное чередование бодрство-вания и сна способствует нормальному функционированию нервной системы и ее защите от перегрузок. Необходимо оградить психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр "взрослых" телепередач, чтение гипер-эмоциональных сказок перед сном, ситуаций, которые могут вызвать испуг.
Полноценное речевое развитие ребенка должно вклю-чать в себя три направления. Первый - это расширение круго-зора, понятий и представлений об окружающем мире, явлени-ях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе - это профилактика и недопущение заикания в речи ребенка, обуче-ние плавности и замедленности речи, умению логично и по-следовательно выражать свои мысли и желания. Третье - это формирование правильного звукопроизношения, ритма и темпа речи. Однако сообщать ребенку новую информацию необходимо постепенно, дозированно.
Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать для ребенка соответствующую обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.
Коррекция.
Для достижения высоких результатов и формирования здоровой и полноценной личности ведется профилактика и корректировка работы центральной нервной системы и всех сторон, ответственных за состояние организма. Также прово-дится психологическая и психотерапевтическая реабилитация, снятие психологических наслоений ребенка, устранение нега-тивного отношения к его дефекту речи; воспитание его поведе-ния с другими и в одиночестве, формирование здоровой лич-ности. Одной из важнейших целей является уменьшение про-явления или исключение речевых припадков, нормализация дыхания и коррекция его нарушений, работа над формирова-нием ровной и спокойной речи, моторики и голоса; психосо-циальные меры помощи через труд, обучение, трудоустрой-ство и т. д.
Комплекс медико-педагогический делится на: коррекци-онно-педагогический и лечебно-оздоровительный.
Важнейшим и центральным вопросом коррекционно-педагогической работы, решаемым логопедом, является про-филактика психологических особенностей и дефектов речи, то есть перевоспитание неправильно сформированной речи заи-кающегося. Одновременно логопед осуществляет лечебно-педагогическую деятельность, привлекая специалистов, необ-ходимых для оказания полноценной и эффективной помощи ребенку (воспитателя, воспитательницу, обеспечивающую об-разование детей, ритмиста, музыкального руководителя, ме-дицинских работников, специалиста по лечебной физической культуре и других). Они используют в своей работе методы и инструменты, которые обеспечивают благоприятные коррек-тирующие действия для преодоления заикания.
Задачами специалиста в этом компоненте можно считать составление правильного питания, отвечающего физиологиче-ским потребностям ребенка, и его контроль и организация ре-жима дня, составление структуры и этапов лечения, физиоте-рапии, закаливания организма и сопутствующих процедур, физиотерапии и психотерапия, лекарства.
Логопедическая работа - это сочетание коррекционных и педагогических мер, которые важны для правильного форми-рования речи и личности ребенка, в зависимости от тяжести травмы.
Первое из направлений коррекционной работы рассмат-ривается как активное взаимодействие между логопедом ре-бенка и воспитателем, благодаря которому обеспечивается со-блюдение учеником всех возможных речевых моментов, наблюдение и контроль социального поведения. Особое вни-мание в этой работе следует уделить тем, кто страдает речевой депривацией. Ограничение речевого общения детей осуществ-ляется непосредственно членами семьи, взрослыми, ответ-ственными за ребенка. Задачи родителей состоят в наблюде-нии и контроле плавного и попеременного перехода речевых стадий. Работа с речью на занятиях с логопедом основана на формировании и нормализации всего периферического аппа-рата речи, который включает в себя артикуляционный, во-кальный и дыхательный отделы.
Второе обозначенное направление берет свое начало в индивидуальных и групповых занятиях с людьми, страдаю-щими заиканием. Эти процессы и формы необходимы для формирования правильного ритма, плавного и спокойного темпа, а также выработки правильного физиологического и речевого дыхания, характерного для детей дошкольного и школьного возраста. Логопед работает над развитием речи и артикуляционной моторики, а специалист по физиотерапии корректирует общие двигательные нарушения. В задачи педа-гогической работы входит стимулирование ребенка к речево-му общению, развитие и коррекция фонетической и фонемати-ческой стороны речи, словарная работа по расширению, обо-гащению, уточнению и активизации активного и пассивного словарного запаса, совершенствование грамматической сто-роны речи и непосредственная коррекция речевых наруше-ний.
На проводимых встречах и занятиях специалист обра-щает внимание, прежде всего, на отношение ребенка к своему речевому расстройству, насколько сильна фиксация на заика-нии. Следовательно, учитель нормализует это отношение, чтобы в будущем был прогресс и результат исправления. Па-раллельно вводятся упражнения и тренинги для интеллекту-ального развития. Вся коррекция направлена на устранение речевых симптомов у дошкольников и школьников, формиро-вание гармонично развитой личности без психологических нарушений в их поведении.
Индивидуальная работа с ребенком требует наличия ме-ста на случай выполнения необходимых заданий и упражне-ний, направленных на психологическую поддержку в процессе преодоления нарушения, а также коррекцию звуковоспроиз-ведения и уточнение работы других аспектов речи.
Логопедические занятия должны быть оснащены не только речевым материалом, который будет соответствовать этапу работы и возрасту ребенка, но и представлять его в ин-терактивном формате, который привлечет внимание ученика и пробудит мотивационную активность на занятиях.
В зависимости от ситуаций последовательность речевых упражнений может проявляться следующим образом: прове-дение урока, направленного на постановку правильной речи в знакомой обстановке, в незнакомой обстановке, в знакомой, привычной обстановке.
Следовательно, анализ практики корреляционной дея-тельности с заикающимися дошкольниками показывает, что введение эмоционально-сенсорного, игрового материала в структуру занятий с ними значительно повышает продуктив-ность коррекции, проводимой логопедом, значительный ре-зультат дает мотивация ребенка к исправлению своей речи расстройство, следить за плавностью и правильностью речи. К сожалению, на сегодняшний день не выявлено методики, соче-тающей речевые и неречевые формы деятельности и общения между логопедом и ребенком.