Лилия Кан
Системная комплексная логоритмика в коррекции нарушений речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Системная комплексная логоритмика
в коррекции нарушений речи у дошкольников.
Общеизвестно, что упражнения по логоритмике при различных нарушениях речи, занимают одно из центральных мест в коррекционной работе. Зачастую дети с речевыми нарушениями имеют моторное нарушение речевого аппарата, обусловленное расскординированностью его работы, поэтому важно применять на занятиях комплексную систему упражнений логоритмической направленности.
Публикация «Системная комплексная логоритмика в коррекции нарушений речи у дошкольников» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У детей с речевыми нарушениями часто отмечается общая моторная неловкость, отсутствие чувства ритма, неразвитость мелкой моторики, зажатость артикуляционного аппарата, ассиметрии лица, наличие сопутствующих навязчивых движений и слов. Крайнюю затрудненность вызывают упражнения на пространственную ориентировку и переключаемость право-лево, верх-вниз, особенно когда это связано с речевым сопровождением. Многоступенчатые инструкции порой вообще недоступны.
Так при выполнении артикуляционных упражнений крайне сложно удерживать артикуляционный уклад и загибать/разгибать пальцы рук под счет логопеда. Это обусловлено тем, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует прямая функциональная связь. Нарушение общей и мелкой моторики характерно для всех логопатов.
Формирование чувства ритма у детей с нарушениями речи является одной из наиболее важных и сложных задач. Необходима регулярность и систематичность в работе над ритмом, которую рекомендуется проводить в несколько этапов. На начальных этапах работы преобладает моторная деятельность. Затем развивается способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и на речевом материале. Следующий этап – восприятие ритма в движении. И наконец, воспитывается способность к ретенции ритма – сохранению его в памяти. Музыкальное сопровождение в логоритмике помогает пространственно-временной организации движений, они преобладают плавность, большую точность, выразительность. Художественно-образное восприятие носит эмоционально-насыщенный характер и тесно и связано с речевым развитием дошкольника. Музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в эмоциональных началах речи. Это более важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, имеет большое значение, чем фонетическое строение. Слово в сочетании с музыкой организует и регулирует двигательную сферу ребенка, активизирует познавательную деятельность. В свою очередь, движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его.
К наиболее эффективным приемам работы по логопедической ритмике следует отнести начертание «ритмо-схем» - графических рисунков, где длительности выстраиваются в определенных комбинациях на одной строке и передаются детьми с помощью простукивания, прохлопывания метроритмических структур. Ритмо-схемы дают конкретное представление о том или ином метроритмическом узоре. Хлопки, отстукивание сопровождают мысленное произнесение текстов детьми и позволяют педагогу контролировать правильность воспроизведения ритмического рисунка.
Задачи воздействия на детей а речевыми нарушениями средствами логопедической ритмики :
1. Формирование чувства темпа – восприятие равномерной последовательности одинаковой длительности.
2. Развитие мышечного ощущения направления движения.
3. Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания.
4. Стимуляция творческой активности.
5. Расширение пассивного словарного запаса, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.
Таким образом, на занятиях по логопедической ритмике осуществляется развитие слуховых функций, оптико- пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы.