Екатерина
Система занятий по развитию экологических представлений детей подготовительной группы с использованием моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №1.
Тема: Малыши – насекомые.
Цель: Формировать у детей представление о строении, потребностях, среде обитания насекомых.
Задачи:
Образовательные – Систематизировать представления детей о многообразии насекомых.
- Закреплять знания детей об общих признаках насекомых. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способом передвижения и средой обитания.
Публикация «Система занятий по развитию экологических представлений детей подготовительной группы с использованием моделирования» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Воспитательные – Воспитывать интерес ко всему живому и бережное отношение к насекомым, желание общаться с живой природой.
Развивающие – Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение)
- Развитие познавательного интереса.
Предварительная работа - Наблюдения за сезонными изменениями, оформление календаря наблюдений. Просмотр фильмов о насекомых. Рассматривание изображений насекомых и стадий их развития. Чтение художественной и познавательной литературы.
Методы и приемы: Сюрпризный момент, загадки, вопросы к детям, проблемная ситуация, дидактические упражнения «Что общего, чем отличается, «Лабиринт», физкультминутка, триз. игра, «Хорошо-плохо», анализ высказывания детей.
Индивидуa льная работа: Задания с индивидуально – дифференцированным подходом, дифференциация сложности вопросов от уровня развития детей. – выс., -ср., -низ. От детей добиваться ответов, полным предложением, к детям с низким уровнем обращаться с вопросами после ответа других детей. Упражнять детей в сравнении.
O борудование: Модели зон обитания, модели насекомых, карточки с заданиями, модель птицы, маски насекомых, флонелеграф.
Ход зaнятия
Воспитатель – Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел. Вы его должны угадать.
Воспитатель загадывает загадку.
Oн зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет
Дети отвечают.
Воспитатель – Молодцы! Все верно.
Воспитатель выносит игрушку кузнечика.
Кузнечик здоровается с детьми и рассказывает, что он отправился в путешествие, чтобы найти много друзей.
Воспитатель – Ребята, поможем найти кузнечику друзей. Я загадаю вам загадки, и мы узнаем в кого мы с вами превратимся, чтобы отправится с кузнечиком в путешествие.
1. Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чё рные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке (муравьи)
2. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет (бабочка).
3. Села на цветок.
В цветок – хоботок!
Нектару взяла
Сзади игла… (пчела).
4. Люди все его боятся –
Очень любит он кусаться,
Хоть и маленький бандит.
А когда летит – пищит (комар).
5. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда тружусь. (жук).
Воспитатель - А теперь я произнесу заклинание и мы превратимся в насекомых.
Дети надевают маски насекомых.
Воспитатель – A теперь посмотрите друг на друга – мы все родные. Давайте познакомимся поближе.
Воспитатель дает детям карточки – понятия, дети выкладывают модель насекомого и рассказывают по модели о себе.
Воспитатель – Мы с вами познакомились и давайте отправимся в путешествие. По пути нам будут встречаться трудности, но мы с вами должны с ними справиться.
- Первая преграда - лабиринт.
Задание: Дети должны найти дорогу к своему домику и прикрепить карточку со своим насекомым. Дети должны объяснить, почему выбрали именно этот домик.
Физкультминутка –
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Воспитатель ставит на флонелеграф птицу. Обращает внимание детей, что это тоже насекомое и оно хочет дружить с вами.
Воспитатель – Ребята, а голубь тоже насекомое?
Дети рассуждают, почему голубь не насекомое. Потом составляют модель – понятие (внешний вид, где живет, что ест, потребности).
Воспитатель – Ребята, может голубь быть нашим другом?
Дети – Нет (объясняют свои ответы).
Воспитатель - Теперь давайте подумаем, как насекомые защищают себя от врагов.
Рассуждения детей (окраска, жало, маскировка и т. д.)
Воспитатель – Ребята, давайте подумаем, a нужны ли насекомые?
Дети рассуждают (опыляют цветы, служат кормом и т. д.)
Aутотренинг – звучит музыка звуки леса.
«Я лежу в траве, трава мягкая, шелковистая, я вдыхаю прекрасный аромат, я слышу стрекот кузнечиков, шуршание жучков. Мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем. Но вот подул ветерок, я чувствую, как набираюсь сил, бодрости, я открываю глаза, у меня хорошее настроение, я весел».
Воспитатель предлагает играть в игру «Хорошо – плохо».
- Ребята, насекомых на земле много или мало? A что бы произошло, если бы насекомых не стало? Много разных насекомых – это хорошо или плохо?
Хорошо (интересно наблюдать, красиво, пища для животных, опыляют цветы и т. д.)
Плохо (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.).
Воспитатель – Давайте сделаем выводы, хорошо или плохо, когда насекомых много, больше пользы или вреда?
- Наше путешествие подошло к концу. А как вы думаете, наш кузнечик нашел друзей?
Дети – Нашел. Мы все его друзья!
Занятие №2.
Тема: Путешествие в лес
Цель: Закреплять представления детей и среде обитания животных.
Задачи:
Образовательные: Закреплять представления детей о среде обитания животных.
- упражнять детей в определении особенности приспособления животных к сезонным изменениям в природе.
-Упражнять детей в выделении характерных особенностей внешнего вида животных и выделении общих классификационных особенностей.
Развивающие : Продолжать развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)
- Продолжать причинно – следственные связи в мире животных и делать на их основе выводы.
- Продолжать развивать знаково-символические функции психики.
- Развивать познавательный интерес.
Воспитательные: Воспитывать у детей осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что все нужны друг другу.
Предвaрительная работа : Наблюдение за сезонными изменениями, оформление календаря наблюдений. Чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание демонстрационного материала с изображением животных и приспособлений их к среде обитания. Рисование знаков, отражающих правила поведения в лесу, на водоемах, на лугу.
Оборудование: Дидактические картинки с изображением луга, леса, водоема (на них при помощи съемных деталей переданы особенности погоды ранней осени, картинки с изображением животных зимой и летом, карточки – задания.
Индивидуальная работа: Упражнять в сравнении, добиваться от детей полных ответов.
Метода и приемы: Сюрпризный момент, проблемные ситуации, д/и «Цепи питания», «Можно – нельзя», д / упр. «Лес, луг, водоем», задания по карточкам, физкультминутка, моделирование, анализ и оценка детских ответов.
Ход занятия.
Воспитатель – Ребята, где мы находимся, куда мы с вами попали, как вы думаете?
Воспитатель и дети подходят к воображаемым воротам с объявлением.
Воспитатель – Что здесь написано, давайте прочитаем.
«Внимание, парк закрывается!
Срочно нужно разместить животных по своим местам.»
На доске прикреплены картинки с животными (лиса, волк, заяц, медведь, ёж, соловей, рыбы, бабочки).
Воспитатель - Нам нужно расселить животных туда, где они должны жить.
Дети прикрепляют животных на модели экосистем (лес, луг, водоем, объясняют, почему поселили это животное именно сюда.
Воспитатель – Где живут рыбы? Могут ли они жить без воды? Какие у них приспособления для выживания в воде?
Рассуждения детей и составление моделей (где живет, строение тела, чем питается, что необходимо для жизни)
Воспитатель – Где живут звери? Как они приспособились к жизни в лесу? Могут ли звери летать?
Дети – Нет. У них нет крыльев, перьев.
Дети составляют модель зверей (лиса) и модель птицы (соловей). Сравнивают, делают вывод.
Воспитатель – Где живут насекомые? Как насекомые приспособились к своей среде обитания? Могут ли они плавать под водой?
Рассуждение детей, составление и сравнение моделей рыб и насекомых.
Воспитатель - Скажите, ребята, а как животные защищаются, спасаются от врагов.
Дети - У ежа иголки, у пчелки жало и т. д.
Воспитатель – Что будут делать животные, увидев своего врага?
Задание №1.
Найдите тех животных, которые будут прятаться, убегать улетать. Почему?
Задание №2.
Найдите тех животных кому не надо прятаться. Почему?
Воспитатель - A для чего животные защищаются?
Дети – Чтобы их не съели.
Воспитатель – Кто из животных есть траву, а кто других животных?
Ответы детей.
Воспитатель - Животные связаны друг с другом. Можно составить цепь питания.
Д/упр. «Цепи питания».
Дети составляют модель «Цепи питания»
Воспитатель - Ребята, а что будет, если мы из этой цепочки уберем одно звено.
Дети - Нарушится цепочка.
Воспитатель – Правильно! В природе все взаимосвязано и если разорвется эта цепь, нарушится баланс в природе и животные погибнут. Давайте мы с вами немного отдохнем, превратимся в маленьких белочек.
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (прыжки на месте.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке (прыжки на одной ножке.)
Ребята, посмотрите, что же случилось с нашим лугом, лесом, водоемом (с деревьев убираются листья, убираются цветы и прикрепляется снег)
Дети - Все правильно, наступила зима.
Воспитатель - A как животные приспосабливаются к зиме?
Дети - Запасают еду, меняют шубку, впадают в спячку и т. д.
Воспитатель - Ребята, подумайте и скажите, какие особенности зверей помогают им выжить в лесу?
Дети - Шерсть, окраска, сильные лапы и т. д.
Дети рисуют модель – строение тела, чем питается, что необходимо для жизни.
Воспитатель – Ребята, скажите как нужно вести себя в лесу, на лугу, водоеме?
Дети - Тихо, не ломать деревья, не разорять гнезда и т. д.
Воспитатель - A хотите ещё поиграть. Давайте поиграем в игру «Можно – нельзя».
Дети хлопают в ладоши - если можно, топают ногами - если нельзя.
- Ломать деревья.
- Собирать грибы, ягоды
- Разорять гнезда
- Ловить бабочек
- Уносить животных домой
- Подкармливать птиц
- Убивать животных
- Любоваться природой
- Стрелять в птиц из рогатки.
Воспитатель - Молодцы, ребята, теперь мы знаем как нужно себя вести в лесу и будем соблюдать все правила.
Воспитатель - Ребята, где мы сегодня побывали? A что делали? Кому помогали? Что показалось интересным, a что трудным?
Воспитатель - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, расселили всех животных правильно, они остались довольны и вспомнили правила поведения в природе.
Занятие № 3
Тема: Викторина «КВН животные родного края»
Цель – Обобщать и закреплять представление детей о животном мире родного края.
Задачи:
Образовательные - Oбобщать знания детей о животном мире средней полосы, о среде обитания, которые проявляются во внешнем виде животных, их особенностях, их жизнедеятельности (питание, движение, способы добывания пищи, защита и т. д.)
Развивающие - Продолжать развивать мыслительные процессы.
- Продолжать развивать умения устанавливать причинно – следственные связи в мире животных и делать на их основе выводы.
- Развивать познавательный интерес.
Воспитательные - Воспитывать у детей гуманное отношение к животным на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой.
Предварительная работа : Наблюдения за животными, сезонные экскурсии, рассматривание демонстрационного материала, работа с моделями сред обитания и самих животных, чтение художественной и познавательной литературы, д. /упр. «Кто, где живет?», «Третий лишний», «Цепь питания», триз «Хорошо – плохо», «Да-нетка».
Оборудование: Карточки с животными (насекомые, птицы, рыбы, звери). Модели среды обитания (лес, луг, водоем, 2 обруча, карточки – задания.
Методы и приемы: Задания по карточкам, вопросы воспитателя, проблемная ситуация, д. /упр. «Лес, луг, водоем», Д/И «Третий лишний», д. /упр. «Лабиринт», д. /упр. «Да-нетка», П/и «Кто, чем питается», п/и «Собери животное», моделирование, загадки.
Индивидуальная работа: Дифференциация заданий к д/упр., лабиринт.
Разноуровневые вопросы воспитателя в зависимости от уровня развития детей, добиваться от детей полных ответов.
Ход занятия.
Воспитатель – Ребята, мы сегодня поиграем в игру «КВН знатоки животных родного края». В этой игре будут задания на смекалку и на быстроту, внимательность. За правильные ответы команда будет получать по 2 балла. Для этого нам нужно разделиться на две команды, выбрать капитана и придумать своей команде название.
Задание 1. П/и «Собери животное»
Соревнование команд. На противоположном конце группы разложены перемешанные разрезные картинки частей животных. Каждый игрок обеих команд по сигналу бежит, берет одну часть картинки, возвращается, затем вторые игроки бегут за своей частью картинки и т. д.
В конце команды должны собрать свою картинку с животными.
Кто быстрее соберет целую картинку, побеждает. Подведение итогов.
Задание 2. Д. / упр. «Лес, луг, водоем».
На доску вывешиваются картинки среды обитания (лес, луг, водоем). Из команды вызываются по три игрока, которые рисуют модель животного, которое обитает в данной среде и объяснить почему.
Побеждает та команда, которая правильно нарисует животное в своей среде обитания.
Задание 3. «Третий лишний».
Каждая команда получает карточки с животными (насекомые, птицы, звери) Вы должны разложить этих животных на 4 кучки и объяснить: почему вы так считаете. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с этим заданием. Победитель получает 2 балла.
Задание 4. П. /и. «Кто чем питается?»
Соревнование команд. Воспитатель кладет два обруча, внутри которых картинки с пищей для хищников и растительноядных. Детям прикрепляют значки с животными, дети на скорость собирают пищу для своих животных. Побеждает та команда, в которой игроки правильно и быстро подберут для своего животного картинку с пищей. Подведение итогов.
Задание 5. Загадки.
Воспитатель загадывает каждой команде загадки. Выигрывает та команда, которая отвечает правильно на все загаданные загадки. Подведение итогов.
Задание 6. Д/ упр. «Найди свой дом».
Детям раздаются картинки с заданиями «Лабиринт». Нужно правильно и быстро нарисовать дорогу к дому и прикрепить карточку своего животного. В конце задания вопросы воспитателя, почему выбрал тот или иной домик. Выигрывает та команда, в которой все игроки справились с заданием. Подведение итогов.
Задание 7. «Да-нетка».
Одна из команд загадывает животное, не называя его, затем описывает (среда обитания, внешний вид, чем питается, другая команда должна отгадать, что это за животное. Затем команды меняются.
Побеждает тот, кто правильно отгадает животное. Подведение итогов, подсчитывание баллов.
Победившая команда награждается медалями.