Наталья Зозуленко
«Лес». Конспект занятия по обучению грамоте и экологии в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
в подготовительной к школе группе
по обучению грамоте и экологии
Тема занятия:
Составитель:
Зозуленко Н. С.
Липецк
Цель:
- развитие фонематического слуха.
Задачи:
- расширять представления о лесе.
- дать элементарное представление об «этажах» леса
- продолжать учить находить заданный звук в слове с помощью схемы «рыбка».
- упражнять в умении подбирать названия лесных цветов на заданный звук.
- уточнить знания букв и звуков «Ц», «В», «Е», «Т», «О», «К».
- учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
- учить рисовать округлые линии.
- уточнить знания цифр от 1 до 6
Оборудование:
- аудиозапись голоса птицы зяблика
- аудиозапись шума леса
- аудиозапись «Бабочки»
- растения на доске нашего региона
- листья клена
- буквы: ц, в, е, т, о, к.
- кроссворд «насекомые»
- трафареты бабочек
- цветные карандаши в карандашницах
- певчая перелетная птица - зяблик
- карточки с лесными цветами
- карточки с изображением животных и названием этих животных
- простые карандаши
- алфавит
- слайды «Животные леса»
- схема «рыбка».
Раздаточный материал:
- трафареты бабочек
- все для ИЗО деятельности
- карточки с цветами
- карточки с названием животных
- простые карандаши, цветные карандаши
- круги зеленого и синего цвета.
Предварительная работа:
- Чтение стихотворений, рассказов и сказок о лесе
- рассматривание картин «Лес»
- изготовления трафаретов бабочек
- д/и «Цветы»
- д/и «растения нашего региона»
- барельефная лепка «Бабочка»
- рисование «Березовая роща»
Формы организации совместной деятельности:
- во время прогулки, игра «какого яруса это растение»
- в ИЗО деятельности после сна изготовления панно «Бабочки»
- во время, прогулки «С какого дерева листок»
- придумай и расскажи сказку с помощью имеющегося пособия на фланелеграфе
- настольно-печатная игра «Расскажи мне о …»
Интеграции с другими образовательными областями.
1. физическая культура: физкультминутка
2. здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами
3. безопасность: самоконтроль за правильностью сидением на стуле
4. социализация: учить приходить другу на помощь, учить, не смеяться над неправильными ответами других.
5. труд: помощь в раздаче пособия для занятия, уборка своего рабочего места
6. познание: закреплять умения формировать задания, используя условные обозначения, дать понятия о лесе, как о доме для лесных обитателей, учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
7. коммуникация: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища.
8. чтение художественной литературы
9. художественное творчество: составление орнамента на крылья бабочки.
10. музыка: прослушивание аудиозаписи: пение птиц в музыкальном сопровождении, шум леса, «Бабочки».
Ход занятия:
1 часть.
Дети входят в группу.
- Какое сейчас время года?
- Были ли вы в парке или в лесу?
- Почему не слышно птиц?
(Слышится звук пения птицы)
Воспитатель привлекает внимание к перелетной птице, которая поёт. Пение птицы привлекает внимание детей. Воспитатель дает детям разглядеть птицу, говорит, что маленькую птицу зовут зяблик, эта птица живет в лесу. Чаще всего она вьёт свои гнезда на березе. Предлагает детям оставить птицу зяблика у себя в группе, так как птица поранила крыло и не может лететь с перелетными птицами на юг. Дети соглашаются.
Зяблик: Спасибо дорогие ребята, а то я лесу могу замерзнуть, я хочу вам рассказать одну сказку про лес, хотите послушать
Дети: да
Зяблик: Тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте: (проверка осанки)
- Лес - это большой дом для его обитателей. И как у любого дома в лесу есть свои «этажи». Всего в лесу шесть «Этажей» - ярусов леса. Самый верхний первый ярус - образуют деревья, высота которых достигает до 20 метров и выше. Подумайте, какие это деревья?
Дети: Сосна, ель, береза, дуб, тополь.
Зяблик: Молодцы. (на доске выставляет фото этих растений)
Во втором ярусе расположены деревья второй величины, высота которых более 7 метров, но не выше 20 метров. Подумайте, какие деревья можно отнести ко второму ярусу?
Ответы детей: Рябина, клен, липа, береза, ива, черёмуха, дикая яблоня.
Зяблик: Молодцы. (Выставляет фото деревьев второго яруса)
Третий ярус леса состоит из кустарников, назовите, пожалуйста, кустарники, которые растут в нашем лесу
Ответы детей: Малина, смородина, ежевика, орешник, шиповник, жимолость, калина.
Зяблик: Замечательно. (выставляет фото кустарников)
Четвертый ярус леса состоит из высоких трав и цветов. Назовите полевые цветы, которые вы знаете?
Ответы детей: Колокольчик, ромашка, ландыш, подснежник и т. д. педагог выставляет фото полевых цветов
Зяблик: Пятый ярус это наиболее низкие растения, такие как лесная земляника, черника. (Выставляет фото на панно)
Шестой ярус - это мхи, грибы. Назовите грибы, которые вы знаете?
Дети: Подосиновик, подберезовик, волнушки, опята, мухомор и т. д.
Зяблик: Посмотрите, какой красивый макет леса у нас получился. Скажите мне, пожалуйста, сколько «этажей» у леса?
Дети: шесть
- Как по-другому называют «этажи» леса?
Дети: Ярусы
Воспитатель: - Видели ли вы в лесу пни?
- Откуда они взялись?
- Какая польза от леса?
Зяблик: Молодцы, вы всё запомнили
2 часть
Д/И «Читай, думай, отвечай»
Зяблик: А еще я вам принесла волшебную коробочку, в которую я собирала кленовые листья. Давайте назовём, с какого дерева упал листочек. Осень приготовила для вас задание: нужно отгадать зашифрованное слово, а помогут вам в этом цифры на обратной стороне листьев. (Дети читают заколдованное слово «цветок»)
• Береза - ц
• Рябина - в
• Дуб - е
• Клен - т
• Ольха - о
• Ива - к
Зяблик: посмотрите на схемы, какое задание нам необходимо выполнить.
Прочитать, подумать, написать и выполнить фонетический разбор слова.
1. Сколько слогов в слове цветок?
1.2. Назовите согласные _ц, в, т, к,
3. Назовите гласные е, о.
4. Сколько букв в слове цветок Дети: 6
5. Сколько звуков в слове цветы Дети: 6
3 часть
Зяблик: Молодцы, хорошо справились с заданием, а теперь мне бы хотелось узнать, знаете ли вы названия лесных цветов?
Д/И «Вспомни и назови названия лесных цветов»
На мольберте картинки лесных цветов, подумайте и назовите цветок на звук [Л], [Н], [П], [Р], [К].
Дети приступают к выполнению задания.
Зяблик: Ребята, как вы думаете, можно ли в лесу рвать цветы?
Ответы детей: Нет.
Зяблик: Почему вы так считаете, для чего нужны цветы?
Ответы детей: что б было красиво.
(На экране появляется первое правило поведения в лесу «Цветы рвать нельзя» и схему к нему).
Воспитатель: Цветы очень вкусно пахнут и на этот сладкий запах слетаются кто?
Ответы детей: насекомые
Воспитатель: а для чего они прилетают и садятся на цветы?
Ответы детей: Они питаются нектаром цветов
Воспитатель: а если мы сорвем все цветы в лесу, что произойдет с насекомыми
Ответы детей: они погибнут.
Воспитатель подводит итоги беседы: в лесу все взаимосвязано, если человек уничтожит один из видов цветов, могут, погибнут несколько видов насекомых, а если насекомых станет меньше, могут погибнуть кто?
Ответы детей: птицы
Воспитатель: почему?
Дети: им не хватит еды.
Воспитатель правильно, потому, что в природе все взаимосвязано и если исчезнет один из видов растений, могут погибнуть некоторые виды насекомых и птиц.
4 часть. Физкультминутка. (слайд ромашка с божьей коровкой)
На лужайке, на ромашке, (Стоят на месте, руки за спиной)
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (руки за спиной, движения кистями рук)
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь, (руки вверх, качают руками)
Низко - низко наклоняюсь. (наклоны туловища вниз)
Зяблик: Посмотрите, что это за цветок вырос у меня в лесу на поляне?
Выставляет слайд цветка «колокольчик»
Дети: колокольчик
Зяблик: А что узнать какие насекомые прилетели полакомиться нектаром этого цветка, мы с вами должны разгадать загадки. Готовы? Слушайте внимательно.
1. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Ответ: Муравьи
2. Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Ответ: Пчела
3. Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
Ответ: Паук
4. Черен, да не ворон,
рогат, да не бык,
шесть ног без копыт;
летит - воет,
падет - землю роет.
Ответ: Жук
5. Звучит труба басисто.
Не трогайте солиста!
Пускай садится на цветок
И пьёт в антракте сладкий сок
Ответ: Шмель
6. Модная, крылатая
Платье полосатое
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
Ответ: оса
(На экране появляется второе правило поведения в лесу
«нельзя ловить насекомых»)
6 часть: ИЗО деятельность
Зяблик: посмотрите, кто ещё летает над нашей полянкой и ищет свой любимый цветок
Дети: бабочки
Зяблик: Посмотрите, какие они красивые, чем же они похожи.
Дети: рисунок чаще состоит из овалов и кругов
Зяблик: Я вам предлагаю попробовать нарисовать похожую бабочку, для этого у вас на столе лежат трафареты и цветные карандаши, можете приступать к работе.
Дети приступают к работе.
7 часть «Найди звук в слове»
Зяблик: Про кого из лесных жителей мы с вами забыли поговорить:
Дети: про животных
- Правильно
Найди место звука [Л] в словах «лиса», «лось», «белка»
[К] в словах «волк», «кабан», «ежик», «крот»
(На экране появляются слайды лесных животных)
Воспитатель: Молодцы все быстро справились с заданием.
8 часть. Подведение итогов занятия:
Воспитатель спрашивает детей, чем они занимались сегодня на занятии и что нового узнали.
- Что было бы если не было леса?
- Кому мы сегодня помогали?
- Чем мы помогали зяблику?