Светлана Мартыненко
Система работы по звуковой культуре речи
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения в школе. Поэтому работе по исправлению дефектов речи следует уделять большое внимание. Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико - фонематической стороной речи. Для осуществления этой задачи необходимо,чтобы все воспитатели детских садов включились в речевую работу в борьбе за чистую правильную речь детей. Такая работа должна проводиться как на занятиях, так и индивидуально, в повседневной жизни.
Публикация «Система работы по звуковой культуре речи» размещена в разделах
Прежде чем приступить к занятиям, по развитию правильного произношения,необходимо предварительно обследовать детей. С этой целью воспитатель с начала каждого учебного года должен в течении 2-3 недель изучить речь детей.
Для обследования речи детей нужно использовать предметные картинки, в названии которых нужный звук есть в начале, середине и конце слова. После обследования речи детей следует провести систематизацию индивидуальных карточек обследования, а именно, объединить в группы с похожими звуками для индивидуальной работы. Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов:
1. Обследование речи и произношения ребенка.
2. Развитие правильной артикуляции.
3. Закрепление правильного произношения в повседневной жизни.
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Навыки звукового анализа предложения и слова.
Развитие правильной артикуляции звуков.
Для выработки правильного произношения звуков, нужно уметь наглядно показать ребенку артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Звуки преподносятся детям в виде разных песенок, которые поет веселый язычок. Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией дается в форме сказок о Веселом язычке. В этих сказка полость рта называется домиком язычка, кончик языка - хвостиком, твердое небо - потолком, Нижние зубы- крылечком,верхние зубы - дверкой, а выдыхательная струя - ветерком. Положительная, эмоциональная окраска каждого занятия и применение игровой формы во время занятия являются основным требованием при проведении речевых занятий.
Закрепление правильного произношения.
Процесс закрепления правильного произношения требует длительной тренировки. Процесс закрепления правильного произношения нового звука в разговорной речи начинается с произношения звука в слогах и начале слова. Слоговые упражнения нужно давать детям в форме шуток - чистоговорок. Дальше переходим к произношению звука в словах и предложениях. Дидактическим материалом являются картинки со словами на этот звук. Воспитатель следит, чтобы ребенок говорил медленно, четко и громко, правильно артикулируя звуки.
Для закрепления звуков в речи даются рассказы, которые составлены так, что в них входит много слов на данный звук.
Большое значение имеет и проговаривание, т. е. повторение за воспитателем слов и предложений.
Для закрепления звуков в речи можно использовать и речевые игры. Во время речевых важно следить за тем, чтобы дети говорили четко и грамотно.
Развитие фонематического восприятия.
Работа по развитию фонематического восприятия проводятся в следующей последовательности:
Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
Различие изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
Узнавание звука в слове.
Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине слова).
Различие на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции.
Придумывание слов на определенный звук.
При проведении фронтальной работы необходимо, ориентироваться на речь большинства детей данной группы. Проработке тех звуков, которые большинство детей произносят правильно, можно уделить меньше времени. С ребенком, который неправильно произносит звук, надо проводить индивидуальные занятия.
Литература:
рекомендуемая воспитателям для работы по звуковой культуре речи.
"Обучение дошкольников правильной речи". Генинг М. Г., Герман Н.
"Учите, играя" Максакова.
"Воспитание у детей правильного произношения" Фомачева М. Ф.
"Воспитание правильной речи" Городилова, Родина.