Елена Худякова
Консультация для воспитателей младших групп детского сада «Воспитание звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - наиболее сензитивный период для воспитания звуковой культуры речи.
Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и её дикцию.
Воспитание звуковой культуры предполагает :
Публикация «Консультация для воспитателей младших групп детского сада „Воспитание звуковой культуры речи“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
- воспитание орфоэпически правильной речи - умение говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;
- формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребёнок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
- выработка дикции - отчётливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
- воспитание культуры речевого общения как части этикета.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, чёткой аритикуляции;
- развитие восприятия речи (слуховое внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух)
Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение звуко- и словопроизношения, так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш).
Правильное произношение звуков имеет большое значение для формирования полноценной личности ребёнка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняя взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребёнка и развитие других сторон речи.
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребёнка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарём и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
Процесс произношения звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются ещё и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции (движения и положения губ, языка и др. артикуляционных органов) говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем самым уточнять свои собственные движения (Ф. Ф. Рау).
Важными предпосылками овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте являются нормальная работа органов слуха, зрения и речедвигательного аппарата (язык, губы, мягкое нёбо, челюсти и т. д., умение ребёнка слышать и различать все звуки речи, дополняемые особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремление овладеть ими.
Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребёнка к подражанию. Фонетической стороной речи ребёнок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Подражание звукам речи возникает во втором полугодии первого года жизни, особенно интенсивно оно развивается на втором году. В 8-9 мес. можно развить такое подражание, когда ребёнок способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10-11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребёнок сам ещё не произносил в лепете.
С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создаёт условия для многократного их повторения.
Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукоподражание : «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражание шуму ветра, рокоту самолёта, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Ребёнку не надоедает щёлкать языком «как кучер», жужжать «как пчела», гудеть «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природного происхождения, т. е. подражание звукам животных и т. п. осуществляется опосредованно, через речь взрослого.
Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты, поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щёки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходим к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, - детям предлагается подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг.
В процессе дыхательных упражнений ребёнок учиться правильно дышать, делать короткий, быстрый выдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).
Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.
В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание мёда); язык делается «жалом», «широкой лопаткой» и др.
Формирование звуковой выразительности речи.
В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила голоса, её тембр. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи.
Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки речь детей не будет выразительной. Однако, умея правильно произносить все звуки, ребёнок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо учить ребёнка отчётливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз.
Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, чёткой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
Зачастую в процессе речи дети, не владеющие дыханием, умением постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе, «захлёбываются».
Дети младшего возраста говорят медленно, потому что им трудно справиться с выговариванием звукосочетаний и слов. По мере развития навыков владения артикуляционным аппаратом создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи.
Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи : чёткости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительности речи
Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово.
Умение осознанно пользоваться интонацией (вопросительной и утвердительной, с различной эмоциональной окраской (радость, огорчение, удивление и пр.) в процессе высказывания развивается с помощью специальных упражнений на основе стихотворений, потешек, считалок и пр. («Заяц белый.», «Кисонька-мурысонька» и т. п.)
С целью выработки умения выделять в тексте слова можно использовать скороговорки с повторением их сначала с выделением одного слова, а потом другого (Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала.).