Наталья Пантюшина
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему:
речи детей среднего дошкольного
возраста»
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом : правильное произношение слов, звуков, громкость и скорость речевого произношения, ритм, паузы, темп, логическое ударение и прочее. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с звуковыми нормами, развитие голосового аппарата, выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по 2 основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи)
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкая дикцая и прочее)
В зависимости от физиологических и психологических возможностей, детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; а в старшем возрасте – выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально - ритмических движений, решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и т. д.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука, например:
Речевая гимнастика «Жираф и мышонок»
Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры: ребенок стоит выпрямившись, затем стает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки – вдох («У жирафа рост большей…»)
Приседает, обхватив руками колени и опустив голову – выдох, с произношением звука – ш–ш-ш («… У мышонка маленький»)
Потом ребенок идет и одновременно произносит:
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка – маленький.
(повторить 6-8 раз)
На прогулке и другие режимные моменты – поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.
В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления какого – то звука, например, с целью закрепления произношения звука, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.
Игры на развитие речевого дыхания:
1 «Снег идет»
Цель: формирования плавного длительного выдоха, активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминая детям про зиму.
- Представьте, что на улице зима, идет снег. Давайте подуем на снежинки.
Взрослый показывает как на вату, дети повторяют.
Игра повторяется снова. (можно придумать похожие игра с осенними листьями, бабочками и т. д.)
2 «Перекати карандаш»
3 «Веселые шарики»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: Прочертите на столе линию, возьмите шарик и положите его на середину стола (на линию). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны от шарика.
- Надо дуть на шарик так, чтобы он перекатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее, начали.
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр – все это залог успешного формирования устной речи детей.
Проведение дидактических игр (хоровых, подвижных (с произнесением слов, сюжетно-ролевых, словесных, а так же использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, скороговорок, поговорок, небольших рассказов, специальных игр, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппарата) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр и т. д.
Я хотела бы немного подробнее остановиться на таком направлении в воспитании звуковой культуры речи, как развитие фонематического слуха.
Каждый человек знает, что такое слух, и какое значение он имеет. Но что такое фонематический слух? Это слух, который предполагает точность слухового восприятия, звуковой анализ речи, звукоразличие.
Практически, мы не говорим о фонематическом слухе касательно взрослых, поскольку это и так подразумевается. Но детям такой слух нужно развивать, поскольку с ним связаны овладение речью и грамотность письма впоследствии. Наибольший пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет.
Именно в этот период стоит направить все усилия на его освоение. Конечно, развивать фонематический слух нужно с помощью игры, ведь играя, ребенок познает мир гораздо легче и быстрее. Не напрягаясь, он быстрее освоит задания, поставленные перед ними. Играть можно с ребенком наедине, но лучше, когда будут участвовать и другие игроки, например, сверстники ребенка.
Например, игра «Эхо» - это самый легкий вариант, с которого желательно начинать программу развития. На подготовительной стадии детям рассказывают, что такое эхо. Желательно показать на примере, так дети воспринимают лучше, т. е. изобразить эхо. Постепенно игру можно усложнять, проговаривая вместо слов целые выражения. Ребенок должен не только слышать слышать слова, но и уметь различить отдельные звуки в них.
Для того, чтобы развить данную способность, можно предложить компании детей интересные игры. Одна из них, под названием:
«Живая азбука»
Для ее проведения нужно подготовить 2 вида карточек. На одних написаны буквы по паре, например: Л-Д, О-А, Т-М, а на других - различные предметы. Перед детьми раскладывают карточки с буквами и отдельно карточки с предметами и предлагают подобрать к первому виду корточек предметы, в названии которых есть такие буквы. Кто быстрее и больше соберет карточек, тот и выиграл. Можно придумать поощрительные призы.
Следующая игра, с помощью которой достигаем такой же цели, что и в предыдущей игре – это игра
«Перевозим грузы»
Для ее проведения необходим следующий материал: игрушечные грузовые машинки с определенным номером в виде буквы, различные некрупные вещи, карточки с названием городов.
Задание детям: довести на своей машине предмет, название которого начинается на ту же букву, что и «номер» машины, в город (на карточке, название которого начинается ту же букву. Например, грузовик под номером «М» должен перевезти «муку» до «Москвы». Игра очень веселая и подвижная, поэтому нравится детям.
Ещё одна интересная игра:
«Начало, середина, конец»
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из
Следующая игра: «Веселые попугайчики»
Цель: развитие звуко - фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры: Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием каждого слога. Ребенку говорят: «Ты – веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово, сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь очень внимателен».
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:
- одинаковые: Ра- Ра – Ра.
- со сменой темпа (медленно-быстро) : Ра – Ра – Ра – Ра _ Ра – Ра – Ра – Ра – Ра _ Ра – Ра – Ра _ Ра – Ра – Ра; Ра – Ра – Ра – Ра.
- с наращиванием ряда: па – па – па, па – па – па – па.
Необходимо следить за координацией голоса и движений.
Очень нравятся детям игры «Шутки-минутки».
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети должны найти ошибки и исправить их.
Например:
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Тили - бом! Тили – бом!
Загорелся Кошкин том!
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мед.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка
Полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Существуют еще такие игры на развитие фонематического слуха:
- Поймай звук (определение наличия звука в слове)
- Где живет колобок? (определения места гласного звука в слове)
- Длинное – короткое (определение длительности звучания слова)
- Выбери подарок колобку (определение слов с определенным гласным звуком)
- Где спрятался звук? (определения места звука в слове)
Игры на развитие слухового внимания
- Какие звуки нарушают тишину?
- Назови звуки улицы.
- Чей голос?
- Кто услышит больше звуков?
Игры на развитие фонематического восприятия :
- Опрели первый звук.
- Как их зовут?
- Кто быстрее соберет вещи?
- Цепочка слов.
Игры на развитие познавательного интереса по экспериментированию со звуками :
- Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях.
- Словесные игры: «Подбери рифмы», «Доскажи словечко», «Добавлялки».
При наличии систематической, целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей среднего дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдет повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки к школе.
Но есть условия, которые должен помнить и соблюдать каждый педагог:
1. Игра должна соответствовать возрасту ребенка и его развитию. Не спешите делать из ребенка вундеркинда.
2. Игра не должна поучать, а действительно оставаться игрой.
3. Игра не должна утомлять ребенка.
Если вы видите, что дети устали, отвлеките их внимание чем-то другим. И последнее, играйте с детьми постоянно, усложняйте постепенно правила или меняйте старые игры на более сложные новые.