Оля Кузнецова
Система работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
Кизнерский детский сад №6 «Италмас»
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Современному обществу необходим качественно новый путь развития, который требует от каждого: быть творческими, способными нестандартно мыслить, оригинально решать поставленные задачи, преобразовывать окружающую действительность. Развитие творческой активности дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Публикация «Система работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. С психологической точки зрения в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, которая создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Но далеко не у каждого ребенка получается выполнить красивую поделку или рисунок. Очень часто у детей многое не получается, т. к. рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования и моторных функций для более точного изображения объектов. В результате усилий, проделанная работа не соответствует ожиданиям ребенка. Вследствие этого интерес к творческой деятельности угасает.
Поэтому я пришла к выводу о необходимости использования таких приемов, которые создадут ситуацию успеха у моих воспитанников, сформируют интерес к творческому процессу.
В настоящее время обучение дошкольников изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения, рассматривается как перспективное и актуальное направление педагогической работы. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка. В основе предполагаемого опыта лежит идея о том, что ребенок должен видеть и ценить не только результат своего труда, но и создавать нечто новое, свое.
Исходя из вышеизложенного, я считаю данное направление наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет наиболее эффективно развивать художественно-творческие способности у детей посредством нетрадиционных техник рисования.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением детей. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки. Но очень часто отсутствие этих знаний и навыков у детей быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Использование нетрадиционных техник в работе с детьми позволяет преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Это одна из причин того, что подтолкнуло меня на изучение проблемы: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».
Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга знаний детей. Результаты показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение её новым содержанием. Полученные данные подтолкнули меня более глубоко заняться этой работой и непринуждённо приобщить детей к миру прекрасного, развить активный интерес к изобразительному искусству, привить любовь к рисованию.
С целью выявления отношения родителей к художественно - творческой деятельности детей я провела анкетирование. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная тема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты.
Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому творчеству, но не все понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Родители отмечали нехватку времени на творческую деятельность с детьми.
Обсуждения с коллегами, изучение новинок методической литературы, подготовка и проведение круглых столов на тему «Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования», мастер-классов на тему: "Нетрадиционные техники в рисовании" привели меня к выводу о необходимости использования таких приемов, которые создадут ситуацию успеха у моих воспитанников, сформируют интерес к творческому процессу. Я заинтересовалась возможностью применения различных нетрадиционных техник в работе с дошкольниками для развития творческих способностей. Здесь можно сочетать различные материалы и инструменты. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна детям.
Я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие художественно-творческой активности ребенка посредством нетрадиционных техник рисования.
3. Теоретическая база опыта
Начав работать по этой теме, я изучила методическую литературу и работы классиков педагогики. В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. Так, А. Бакушинский и его сторонники полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США) подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. Данной проблеме в настоящее время уделяется особое внимание со стороны таких учёных, как Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова, подчёркивающих необходимость формирования у детей навыков рисования и целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать в следующих источниках.
- Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
- О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
- Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
-К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
- А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
-Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Часть 1,2
Ю. В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности»,
Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование»
-Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».
Значительное количество и высокое качество исследований проведенных в последние годы свидетельствует об актуальности проблемы организации детского творчества в детском саду, о значимости нетрадиционных техник рисования дошкольников для развития их художественных способностей.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Сущность опыта состоит в том, что для эффективной работы по творческому развитию детей я учитываю их реальные возможности и способности, осуществляю выбор форм, методов и средств обучения с использованием нетрадиционных способов изображения.
Основной целью инновационного опыта является: развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования.
В соответствии с целью были определены задачи:
• создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
• привлекать детей к творческому экспериментированию с различными материалами, использованию разнообразных нетрадиционных техник и их сочетаний;
• развивать познавательные и творческие способности детей;
• развивать мелкую ручную моторику, зрительно-двигательную координацию;
• совершенствовать коммуникативные навыки;
• развивать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе;
• воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;
• смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования;
• вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.
При решении поставленных задач я основывалась на следующих принципах:
• Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых детей.
• Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства, которые создают развернутую картину действий и результата.
• Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, который вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
• Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
• Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
• Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
• Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
• Опыт реализовывался в форме познавательной - исследовательской деятельности, игры, в форме творческой активности, которые обеспечивают художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Новизна опыта состоит в том, чтобы через использование нетрадиционных техник рисования в качестве основных форм проведения занятий по рисованию в дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире.
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности детей.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации детей. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря изобразительной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Работу «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» я выстроила поэтапно:
1 этап – анализ методической литературы по данной теме.
2 этап - проведение мониторинга, с целью выявления уровня художественно – эстетического развития детей.
3 этап - объединение имеющихся ресурсов группы в центре художественно – продуктивной активности.
4 этап - привлечение родителей к работе по данной проблеме.
5 этап - активное применение в работе по нетрадиционному рисованию в условиях современной программы дошкольной организации.
6 этап - педагогический анализ для сравнения достижения результатов
В основу опыта положены обще методические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
• Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
В рамках реализации направления, использую разнообразные формы работы с детьми:
• непосредственная образовательная деятельность;
• дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей и мелкой моторики;
• выставки (групповые, индивидуальные, коллективные);
• конкурсы;
• экскурсии;
• наблюдение за окружающим миром;
• рассматривание иллюстраций, книг по изобразительной деятельности.
Разнообразные формы работы с использованием нетрадиционных техник:
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию;
• развивает творческие способности, воображение и фантазию;
• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционные техники рисования не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:
• личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
• коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
• игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
• педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
• от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
• от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
• доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
Развитие творческих способностей дошкольников реализуется также через систему дополнительного образования (кружковая деятельность по нетрадиционным техникам рисования «Цветные фантазии»). Реализацию своего направления начала с создания благоприятных условий для развития интереса и самореализации детей в различных видах творческой деятельности. При содействии родителей создали «Центр художественно – эстетического развития», где объединили все имеющиеся ресурсы для организации работы: различные виды бумаги и картона, ткани, природный материал, различный бросовый материал. Пополнили «Центр» новыми дидактическими играми: «Волшебные картинки», «Составь узор», «На что это похоже», «Необычные картины», «Чудесная коробочка» и др. В своей работе широко использую имеющиеся в детском саду мультимедийный проектор, интерактивную доску, ноутбук, аудио и видео проигрыватели.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Работая в этом направлении, убедилась в том, что работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей.
Задача активизации творческих способностей детей мотивирует меня к необходимости дальнейшего поиска новых способов художественного выражения.
5. Анализ результативности опыта
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития творческой активности детей.
Проведение систематичной и целенаправленной работы по данной теме позволило получить хорошие результаты:
– процесс работы по изобразительному творчеству с использованием нетрадиционных техник вызывал у детей положительные эмоции и удовлетворение от работы с разным материалом;
– у детей сформировался навык наблюдения, совершенствовались приёмы создания разнообразных сюжетов, сформировались более четкие представления о предметах и явлениях окружающего мира;
– у детей хорошо сформировался навык работы в коллективе, а также умение согласовывать свои действия с товарищем, что содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений.
Внедрение нетрадиционных техник и материалов, современных форм работы с семьями воспитанников, преобразование предметно-развивающей пространственной среды обеспечило положительную динамику качественных показателей достижений детей в творчестве. Повысился уровень познавательной активности к окружающему миру, уровень проявления творчества и самостоятельности при выполнении работы.
Итогом проделанной работы является динамика развития творческих способностей детей. На период 2014-2015 учебного года у некоторых детей были не сформированы данные способности (низкий уровень) - 12%, на стадии формирования (средний уровень) – 71%, сформированы – 17%, за 2016 -2017 учебный год – на стадии формирования (средний уровень) – 58%, сформированы (высокий уровень) – 43%.
Высшим достижением в работе с детьми считаю положительную динамику в образовательном процессе. Мои воспитанники являются постоянными участниками в конкурсах различного уровня, имеют призовые места. Мы с ребятами никогда не останавливаемся на достигнутом, постоянно в поиске, стремимся узнать что-то новое, неизведанное.
Поэтому, я намерена продолжить работу в данном направлении. На данный момент мною моделируется и будет апробирована система работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественно-графических техник рисования.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека.
Трудности при применении данного опыта могут заключаться в…
• планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• подборе оборудования и материалов;
• применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям. Своим результатом работы я делюсь с коллегами своего детского сада и муниципального района.