Получи документы

Формирование творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования

Наталия Сыроватская
Формирование творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование творческих способностей детей посредствам нетрадиционных техник рисования.

"Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить,

а огонь, который надо зажечь".

Все дети любят рисовать, ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка, на развитие его творческого потенциала. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства.

Публикация «Формирование творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Помогает это реализовать применение на занятиях нетрадиционных техник рисования. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

В своей работе использую различные нетрадиционные техники рисования : пальчиковую живопись; кляксографию; сочетание восковых мелков, свечи и акварели; различное печатание; рисование ватными палочками, нитью, губкой; монотипию; граттаж. На последних двух остановлюсь более подробно.

МОНОТИПИЯ - это техника нетиражного живописного эстампа, печати с одним уникальным отпечатком, дополнительная ценность которого в том, что его совершенно невозможно повторить. Монотипия относится к графическим техникам. За более точным описанием данной техники обратимся к словарным определениям:

Монотипия — Техника свободы и Божественного вмешательства!

Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» - один и греч. «» — отпечаток, оттиск, касание, образ.) — вид печатной графики.

Занятие монотипией интересно своим внутренним потенциалом, оно привлекательно для детей и взрослых, поскольку предполагает:

• создание сложного изображения при посильной простоте изготовления;

• рассматривание необычного, при котором происходит естественная концентрация внимания;

• включение воображения и ассоциативного мышления, обусловленное "похожестью" того или иного силуэта, пятна на определённый объект действительности;

• создание эмоционального состояния радости, переживаемого в процессе узнавания;

• обводка карандашом, фломастерами, подкраской, дополнение силуэта необходимыми деталями, это требует и точного следования контуру пятна и активизации памяти и создает определенные навыки;

• высвобождение образов сознания и подсознания, создающее терапевтический эффект;

• переживание чувства удовольствия от непременно успешно выполненной работы.

В то же время эти занятия обеспечивает мне возможность проследить акценты восприятия детей и корректировать дальнейшую индивидуальную работу с ним.

Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне, однако распространение получила только с конца 19 в. Среди наиболее известных мастеров, англичанин Уильям Блейк (1757-1828, француз Эдгар Дега (1834-1917, соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»). Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы.

Крупные мастера русской и советской монотипии - Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто.

Монотипия переживает сегодня удивительный этап – этап возрождения. Подтверждение этому 5 международный фестиваль монотипии 2010 «Монотипия – мир чудес» проходит с 27 марта по 24 апреля в Санкт-Петербурге в Центре графики, живописи и дизайна «StART Академия». Многоцветие этой области творчества, тематическая палитра и яркость творческих личностей художников-монотипистов не могут не поражать. Фестивали монотипии, объединяют художников разных направлений и стилей, создают уникальную креативную площадку для общения художников разного возраста. Современные известные художники-монотиписты Лилия Цыбизова, Валерий Баранов.

Метод выполнения монотипии можно описать просто - любая красящая субстанция наносится на любую гладкую или фактурную твердую поверхность, затем производится печатание путем прижатия к матрице целевой поверхности оттиска.

При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди, дерева, камня и др., на которое нанесены краски (акварель, гуашь, акрил, темпера, маслянные, типографские краски). Сверху помещают лист бумаги (ткани) и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету.

С детьми, начинающими графиками в качестве гладкой поверхности я советую использовать бумагу и на бумаге же отпечатать рисунок. Монотипию легко осваивают дети детсадовского возраста. Стараюсь пробудить фантазию малыша, а для этого занятия превращаю в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставляю несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Предлагаю, согнуть листок пополам и плотно прижать его. Разворачиваем и видим необычные, причудливые узоры. Начинаем фантазировать, дорисовывать детали, превращая пятна в цветы, жуков и т. д. Их можно при желании назвать и кляксами.

Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Дети рисуют гуашью или акварелью на половине листка плотной бумаги (ватмана) бабочку с плотно сложенными крыльями. Сгибают листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разворачивают. Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь. В старшей группе можно таким же способом нарисовать замок Снежной Королевы, волшебные цветы…

Для лучшего получения оттиска, смочите вторую половину листа водой при помощи ватного диска. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа. В подготовительной группе монотипию можно применять и при сюжетном рисовании - осенний или летний лес у воды, город на реке. Но исходный рисунок, после того как сделан отпечаток, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отражения.

В своей работе в подготовительной группе и на занять в кружке использую способ получения оттиска с гладкой поверхности - стекло, пластиковые папки…Это такие занятия, как «Космос», «Зимний пейзаж», «Море»

Как мы это делаем с детьми:

а) - берем любую гладкую ровную поверхность: стекло, пластик, клеёнка

б) - на эту поверхность наносим не густо и не очень жидко, но достаточно влажно краски: акварель или гуашь.

в) - на покрытую краской плоскость накладываем лист бумаги и прижимаем, разглаживая его рукой;

г) - поднимаем этот лист с поверхности;

д) -дети внимательно рассматривают и обводят увиденные существа, растения, архитектуру и загадочное другое карандашом или ручкой или фломастером или тушью, добавляя при желании необходимые детали.

Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой поверхности, а на фактурной бумаге - ватмане или чертежной бумаге. А отпечаток сделать на листе обычной писчей бумаги. Детям доставит удовольствие сам процесс работы. И в то же время они играючи приобщатся к "таинству" работы с красками, водой, бумагой - основными орудиями труда художника-графика.

Еще доступнее детям так называемая диатипия (от греческого dia - сквозь, через). Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.

Специальным роликом (годится и ролик для накатки фотографий) или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом, а то и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу.

На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.

Можно работать и с двумя красками. Если нужно получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нарисуйте картину прямо на кальке. Последнюю положите поверх подготовленной для отпечатка бумаги лицом вниз, то есть изображением. Остается только обвести контуры рисунка заостренной палочкой и. оттиск готов.

Рисунок получится слегка выпуклым, что придаст ему некоторую необычность и новизну. Часто в этом случае используют цветную бумагу, но лучше отпечатать изображение на подготовленном вами же фоне.

Интерес у детей появляется еще и потому, что все занятия проводятся комбинированными. Сначала способом монотипии мы рисуем фон будущего пейзажа, а затем традиционным способом (кисточкой и красками) рисуем деревья и все остальное, а листопад, кроны деревьев мы вновь рисуем нетрадиционным способом - обычным смятым листочком газетной бумаги. Результат такой работы радует и детей и меня.

ГРАТТАЖ - это графическая техника.

Слово "граттаж" в переводе с французского языка означает, скрести, царапать. Рисунок выполняется путем процарапывания пером, спицей или любым острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску. Иными словами - это техника царапанья.

Данный способ работы хорошо известен профессионалам. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский, создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Применяет его также литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад».

Дети с интересом работают в этой технике. Мы это делаем обычно так:

1. Плотную бумагу покрывают слоем воска, парафина или цветными восковыми мелками. Можно равномерно растереть по бумаге свечу.

2. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. В своей работе мы с детьми вместо туши используем гуашь, смешанную с жидким мылом (капля мыла на столовую ложку гуаши). Стол и пол около стола советуем застелить, иначе все вокруг будет усеяно черной крошкой.

3. Когда тушь или гуашь высохнет, острым предметом процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые или цветовые штрихи. В целом изображение получается не слишком четким, слегка таинственным.

Граттаж ценен тем, что учит видеть выразительность штрихов (направление, равномерность, толщину). С другой стороны, эта техника способствует развитию творческой фантазии, так как под черным слоем гуаши при процарапывании проявляется яркий цветной фон, в процессе работы превращающийся в рисунок, развивает в ребенке смелость, самоуверенность.

Технику граттажа начинаю использовать уже в старшей группе, когда детям предлагаю нарисовать цветы волшебной палочкой на заколдованном, черном листе (заранее приготовленном воспитателем).

В подготовительной группе дети с интересом выполняют все этапы работы граттажа самостоятельно на занятиях «Космос», «Подводный мир», «Паук в паутине»

И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности и в кружке, но и в свободное от занятий время. Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.

Используя нетрадиционные техники рисования, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности, раскрываются креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.

Применяя нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных техник и рисования для развития творческих способностей дошкольников» Подготовила:.

Мастер-класс: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности. Согласно ФГОС, использование.

Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Солнышко» Методическая разработка на тему: «Использование нетрадиционных техник.

Опыт работы. Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник и приёмов рисования».

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник аппликации» Представление педагогического опыта работы воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития.

Рабочая программа по изодеятельности «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования» СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Стр. Пояснительная записка: 1.1. Нормативно-правовые документы 1.2. Введение 1.3. Цель и задачи, планируемый.

Развитие художественно-творческих способностей современных дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования. Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изодеятельности Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» Развитие творческих способностей у детей дошкольного.

Развитие у детей творческих способностей через использование нетрадиционных техник продуктивной деятельностиРазвитие у детей творческих способностей через использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Согласно ФГОС ДО одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 18:11
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Сыроватская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД