Анастасия Большакова
Развитие одаренности и творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«Одарённость ребенка – это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать
за ним, сделать всё необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Всем детям присуща умственная активность, свойственны интерес к новизне, стремление попробовать, испытать, потребность в умственных впечатлениях и умственных усилиях: в этом органически нуждается их быстро развивающийся, созревающий мозг. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Вместе с тем одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, воспитателей, учителей и многих родителей. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Публикация «Развитие одаренности и творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Наибольший интерес в исследовании представляет художественная одаренность, так как именно она раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Изобразительное направление выбрано не случайно – ведь результатом деятельности являются детские рисунки, которые можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но и которые, по сути, есть отражение развития ребенка – его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности. Дошкольное детство создает благоприятные условия для формирования художественных способностей : дошкольников включают во все многообразие художественной деятельности: он поет, лепит, танцует, рисует. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в ИЗО творчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки – как свидетельство талантливости маленького автора. У ребенка формируется свое отношение, собственное понимание предмета, не случайно даже цвет для малыша является средством выражения отношения к предмету: темные, небрежные тона и линии – «плохой, злой, страшный»; и наоборот, яркие, светлые тона для красивых, любимых, добрых рисунков.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Влияние занятий рисованием на ребенка, прежде всего на его умственное, эстетическое развитие, на формирование его гармонично развитой личности в целом.
Теоретическое обоснование опыта
Детская одаренность среди самых интересных и загадочных явлений природы находится на одном из первых мест. В наши дни интерес к ней очень высокий, это все объясняется общественными потребностями. На практике традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников сдержанно влияют на развитие познавательной деятельности одаренных людей. Среди детей есть те, которые рисуют и видят то, что они изобразили, и есть такие, которые изображают и видят даже то, что не нарисовано. В связи с этим возникает необходимость познакомить детей с нетрадиционными техниками, которые имеют место в изобразительном искусстве.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Но, несмотря на это, данный феномен является менее изученным и наиболее противоречивым с точки зрения определения.
Долгое время одаренность рассматривали, как божественный дар и лишь в середине XIX века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Первым исследователем, рассматривавшим одаренность не как божественное предопределение, а как результат врожденных, наследственно обусловленных свойств, был англичанин Ф. Гальтон.
За это время проблемой одаренности занимались многие ученые, в большинстве своем зарубежные: Дж. Гилфорд, П. Торренс, Э. Ландау и др. Исследования Лейтеса Н. С., Савенкова А. И., Матюшкина А. М. многое прояснили в феномене одаренности.
Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка - у каждого своего набора способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.
Наибольший интерес в исследовании представляет художественная одаренность, так как именно она раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Изобразительное направление выбрано не случайно - ведь результатом деятельности являются детские рисунки, которые можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но и которые по сути есть отражение развития ребенка - его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности, в конце концов, уровень сформированности технических умений и навыков, что является показателем, прежде всего, обучаемости.
На наш взгляд, изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо, т. к. одна из проблем одаренного ребенка - своевременное нераскрытие его способностей, как говорится «заглушили на корню». Педагог не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т. к. только личность может воспитать личность. Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.
Опыт работы
Целью моей работы является создание условий для развития одаренности и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
-развивать у детей творческую активность, художественно-креативные способности;
-совершенствовать умение создавать выразительные художественные образы, развивать творческие способности средствами нетрадиционных методов;
- развивать индивидуальность ребенка с учетом его склонностей, интересов;
- воспитывать гармонично развитую личность ребенка.
В начале своей работы я столкнулась с такой проблемой, как нежелание детей рисовать, и была очень удивлена. Как оказалось, они боятся рисовать, потому что, они думают, что у них ничего не получится. Детям не хватало уверенности в себе, воображения, самостоятельности. А ведь главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Как же можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своём умении, заставить поверить в то, что они могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге? Ведь не у всех детей есть уникальные способности к рисованию.
У меня возникла необходимость создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности. Для этого я использовала разные нетрадиционные техники рисования.
Мною была разработана система мероприятий по внедрению нетрадиционных приемов изобразительной деятельности для развития творчества у детей дошкольного возраста.
Для начала были созданы необходимые и определенные условия развития творческих способностей детей :
1. Организация предметно – развивающей среды.
2. Эмоционально – благополучная творческая атмосфера.
3. Использование нестандартных технологий на занятиях.
При организации предметно - развивающей среды учитывалось, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Совместно с родителями мы собрали бросовый и природный материал: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, свечи и. т. д., а также – палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Еще одним условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы на занятиях по нетрадиционному рисованию. Занятия по нетрадиционному рисованию должны вызывать у детей хорошее настроение, желание заниматься творчеством. Это занимает детей и вовлекает в творческий процесс.
Проанализировав перечень нетрадиционных техник из разной литературы, я составила картотеку, в которой отмечены нетрадиционные изобразительные техники согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Поэтому в начале работы я выбрала те виды нетрадиционного рисования, которые соответствуют возрасту детей.
Свою работу я начала со 2 младшей группы, постепенно, как и принято "от простого к сложному", по подсказке китайской пословицы: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму". И я начала не только говорить, но и показывать, и дала возможность, сделать малышам то, что они и умели делать. Только чтобы они в конце работы, получали не просто "каракули" понятные лишь им, а получили результат, понятный всем: и нам, и родителям, которые видят их шедевры.
В своей работе использовала такие формы работы как непосредственно образовательная деятельность (НОД, экспериментирование, беседы, индивидуальная работа, выставки рисунков, чтение художественной литературы и др). НОД с применением нетрадиционных техник изображения проводились 1-2 раза в месяц. Для определения уровня развития творческих способностей детей использовались методики, предложенные Г. А. Урунтаевой и Ю. Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок» и «Свободный рисунок», а также метод наблюдения.
Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет творческая деятельность. Вот здесь пришла на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит. Поэтому был разработан комплекс дидактических игр, для развития воображения и фантазии, которые проводились в режимные моменты и в вечернее время. Кроме того, игры способствуют установлению хорошего настроения у детей и контакта с ними. Также была подобрана художественная литература по теме: различные сказки о красках и цвете.
Остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, кулачком, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка, прижми и отпечатай (поролон, печатки). Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинала с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно проводились физкультминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, анализ в конце занятия работы детей.
В средней группе ребята с удовольствием освоили технику рисования пробками и печатками из картошки и др. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Я использовала игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности. Это помогло заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность. Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходило в следующих направлениях:
-от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов;
-от применения простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным видам;
-от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
-от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
-от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Каждая из техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Развитие творчества возможно только при условии систематической работы в данном направлении. Поделки детей, выполненные нетрадиционными техниками изображения, особенный интерес на занятиях изобразительной деятельности - это прямое доказательство эффективности данной методики.
Организуя занятия с использованием нетрадиционных техник изображения, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Для детей старшей группы был осуществлен подбор форм нетрадиционного рисования : кляксография обычная; кляксография с трубочкой; рисование солью, песком, манкой; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой, ватными палочками; монотипия; печать по трафарету; пластилинография; граттаж; набрызг; восковые мелки – акварель.
На основе тематического плана программы был разработан перспективный план по внедрению нестандартных технологий изображения в старшей возрастной группе, подобраны конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста.
В старшей группе продолжалась работа по обучению детей рисованию ладошками, пальцами. Я предложила детям рисование руками в свободной деятельности. Пальцы они использовали вместо кисточки, проводя различные линии или рисуя фигуры. Окрашенная краской ладошка, на пальцы можно нанести разные цвета, позволяет оставить интересные отпечатки на бумаге. Этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Также было проведено занятие «Сказочная птица», где дети рисовали ладошкой. А затем дополнили и превратили ее в сказочную птицу.
Очень заинтересовало детей рисование пластилином («Консервированные фрукты»). Это – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Он позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.
Также детям было предложена техника отпечатки листьями, с которой они тоже хорошо справились. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Увлекательными для детей оказались и другие техники рисования : метод штриховки, воско-графия, нитко-графия, рисование на молоке, рисование пеной для бритья и т. д. Детей очень привлекли такие нетрадиционные материалы. Ведь они впервые познакомились с ними, и это вызвало большой интерес. У них стали возникать новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов. Каждый способ рисования хорош по-своему. Он дает возможность практически всем детям развивать творчество. Работа была построена «от простого к сложному». При рисовании нетрадиционными материалами также использовались стихи, загадки, музыкальное сопровождение.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Ребёнок фантазирует, воображает. Придумывая что-то неповторимое, ребенок каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Новизна обстановки, игровые приемы, сюрпризное начало работы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это помогло в работе не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.
Проводя мониторинг в подготовительной группе на начало учебного года, я обратила внимание на то, что уровень сформированности по образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование) у некоторых детей выше среднего уровня. Возникла идея выявить в группе детей с художественной одаренностью. Для выявления художественной одаренности я использовала анкету: «Определение склонностей ребенка» (Савенков А. И., опросник для выявления одаренных дошкольников (по Лосевой А. А, экспресс-анкету «Одаренный ребенок». Для дальнейшей работы составила план работы с детьми с ярко выраженными художественными способностями. Разработала учебно-методический комплект некоторые материалы представлены в приложении для работы с детьми дошкольного возраста.
В стороне не остались и родители воспитанников. Как показывает практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. По работе с родителями были проведены консультации, беседы, выступление на родительском собрании; изготовлены папки, рекомендации по развитию творческих способностей ребенка; памятки. Также родители активно участвовали в различных выставках и конкурсах, в пополнении уголка по изодеятельности.
Среди воспитателей всех возрастных групп было проведено анкетирование по использованию нетрадиционных техник рисования. По итогам анкетирования я выяснила, что педагоги редко используют нетрадиционные техники в рисовании. Они либо ориентируются только на формирование изобразительных умений и навыков и придерживаются традиций, либо не знают, как использовать необычные способы и материал в рисовании. Поэтому для педагогов были проведены консультации, мастер-класс, выступления на семинарах, педсоветах: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
За период обучения с использованием нетрадиционных техник рисования у детей систематизировались знания, они научились самостоятельно пользоваться изобразительным материалом, применять полученные знания, навыки на практике. Дошкольники овладевают словесными обозначениями направлений, развивается речь, моторика рук, умение группировать фигуры, правильно называть величинные понятия. Эффективность работы по формированию художественно-творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования во многом зависит от создания условий для успешного развития детского художественного творчества : разнообразие и вариативность работы с детьми во время непосредственно-образовательной деятельности с учетом интеграции, подбор материала, методов и приемов. Разнообразные подходы, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Заключение
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будем так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.
Список использованных источников:
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в
детском саду"- М. 2007г.
4. Г. Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для
дошкольников». Нетрадиционные техники. – М. :2016г.
5. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
6. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".