Света Носкова
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта
«Развитие творческих способностей
дошкольников средствами
рисования»
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский
Условия формирования опыта :
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
В. А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.
Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Мои занятия импровизация и игра и очень важно, чтобы они стали устойчивым увлечением каждого ребенка.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Цель моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:
1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику (тычки, графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, пастель, образцы разнофактурных материалов (ткани, сетки из искусственных и натуральных волокон, наждачная бумага, листья деревьев и кочанного салата, бумага и др., разные способы создания изображения, выразительного образа.
2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве.
3. Формировать у детей знания, умения и навыки в области изобразительной деятельности, развивать у них творческую активность, желание рисовать.
4. Развивать у детей эстетические чувства формы, ритма, композиции, пропорции.
5. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
6. Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение нарисовать.
Теоретическая база опыта
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:
1. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».
8. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
9. И. А. Лыкова. Программа" Цветные ладошки".
10. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005.
Актуальность опыта
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии :
личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
социально- коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Свою работу строю на следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Дети учатся думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
Принцип доступности материала.
Новизна опыта
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Самый доступный способ развить у малыша творческое начало -
заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша
развивается воображение, образное мышление и вкус. Маленьким
художникам очень понравятся рисование пальчиками и ладошками.
Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что
влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и
способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за
движения, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым
центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться
и второй. Рисование пальчиками это хороший рефлекторный массаж.
На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми
органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения
состояния организма в целом.
Рисуя, малыш учиться строить "причинноследственные" связи, учится
логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести
пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные "загогулины",
а если поставить кляксу и "развозюкать"ее ручкой, то получится
очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребенок
получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно
новый цвет.
Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих
способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому,
что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.
Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста :
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
рисование ладошками.
В дальнейшем для ребенка среднего возраста, виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными.
Нетрадиционные техники рисования для детей среднего дошкольного возраста :
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + гуашь
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки;
монотипия предметная
В старших группах подобная работа помогает решить специфические задачи: развитие наблюдательности, формирование способностей живо откликаться на события окружающей действительности, умение видеть красоту природы. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Нетрадиционные техники рисования для детей старшего дошкольного возраста :
рисование солью, песком, манкой;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
кляксография обычная;
пластилинография
граттаж.
В своей работе использую наглядный, словесный и практический методы. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
- музыкальное сопровождение и т. п.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.
В своей работе с детьми дошкольного возраста использовала некоторые виды и техники нетрадиционного рисования. (см. приложение №2-презентация «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми»)
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования учила растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использовала любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Проводила для родителей презентации, консультации и беседы, занятия, развлечение, родительские собрания. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.
Этапы опыта :
I. Подготовительный.
Анализ псхиолого-педагогической и методической литературы о развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности;
Организация и пополнение развивающей среды;
Проведение диагностики развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
Разработка перспективного плана по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для младшей, средней и старшей группы. (см. приложение №1)
II.Основной.
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Самостоятельная деятельность детей;
Рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций;
Чтение и обсуждение художественной литературы;
Продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций;
Игры и упражнения под тексты стихотворений;
Наблюдение за природой, экспериментирование;
Рассматривание и обсуждение предметов;
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, самомассаж;
Оформление выставок детских работ;
Участие в творческих конкурсах.
III. Результативность опыта :
Проведение мониторинга в конце года по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
Сравнительный анализ данных по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г. А. Урунтаевой ежегодно (с 2013-2018 год) показывает положительную динамику уровня развития творческих способностей детей с младшей по старшей группы, что подтверждает эффективность использования современных образовательных технологий и нетрадиционных методик.
Мониторинг освоения содержания Программы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (нетрадиционная техника рисования)
Учебные года Уровень овладения
Технические навыки Средства выразительности (цвет, форма и др.) Проявление самостоятель
ности Наличие замысла Отношение к рисованию
2013-2014 75% 77,1% 80% 84% 94%
2014-2015 81% 84% 89,4% 88,3% 96,5%
2015-2016 88,5% 89% 93% 95% 97,8%
2016-2017 95% 97% 98% 97,3% 99%
2017-2018 96,3% 98% 98,5% 98% 99,8%
Полученные результаты заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть маленького ребенка от творческой деятельности, наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности. В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Литература:
1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008. – 32с.
2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.
3. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96с.
4. Одинокова Г. Ю.. Шлеп… Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15с.
5. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32с.
6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96с.