Татьяна Гунина
Система работы по формированию интонационной стороны речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Система коррекционно-логопедической работы по развитию интонационной выразительности речи осуществлялась при соблюдении следующих принципов: этиологический, онтогенетический принцип, принцип максимального использования различных анализаторов; принцип системности; принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала; принцип дифференцированного подхода; принцип обходного пути; принцип учета ведущей деятельности ребенка – игровой; дидактические, принцип развития, принцип учета зоны ближайшего развития. Л. С. Выготский подчеркивает, что педагогика «должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».
Публикация «Система работы по формированию интонационной стороны речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на занятиях по формированию интонационной стороны речи необходимо использовать различные игры и игровые упражнения-задания. Это в дальнейшем поможет поддержать устойчивый интерес у детей к занятиям и гармоничному развитию психических процессов, личностных черт, интеллекта детей. Из этого следует, с помощью игры и игровых упражнений занятия будут интересными, увлекательными, эмоциональными и процесс коррекции станет протекать активнее, быстрее, трудности легко преодолеются детьми.
Формирование интонационной стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий. Была взята за основу система логопедической работы по развитию интонационной выразительности речи дошкольников Л. В. Лопатиной и Л. А. Поздняковой. В процессе каждого этапа работы важным моментом является соблюдение режима интонационной выразительности речи учителя – логопеда, речь которого является образцом интонационной выразительности.
На подготовительном этапе работа проводилась по нескольким направлениям: развитие выразительности движений, привлечение внимания детей к интонационно-окрашенной речи; формирование «эмоционального слуха»; развитие «сигнализирующей функции» интонации; воспитание эмоциональной отзывчивости детей; формирование невербальных средств выражения различных эмоций. Использовали такие упражнения как «Семья животных», «Прогулка», «Айболит», «Фантазеры», «Гарри Потер», «Волшебная палочка», «День рождения», «Клоун». «Что случилось?», «Щенок», «Грустный остров», «Медведь и пчелы», «Соленый чай». «Настроение», «Произнеси по-разному». В ходе данного этапа работы использовались игры, помогающие придать движениям выразительность, раскованность и произвольность. Детям было предложено мимикой и пантомимикой изобразить какое-либо животное или персонаж, а затем отгадать, кого изобразили. Дети, использовали мимические и пантомимические средства, разыгрывали различные коммуникативные ситуации. Логопед создавал ситуацию общения между персонажами игры, дети выражали такие эмоции: радость, удивление, жалость, обида и так далее при помощи мимики, жестов, выразительных движений. В игре «Семья животных» детям было предложено встать парами, в которых один ребенок выбирал и выполнял действия роль взрослого животного (мама или папа, а другой – детеныша. Дети сами выбирали животное, а логопед предлагал ситуации: животные играют, поссорились, мама жалеет детеныша. Ребята с удовольствием выполняли роль животных таких как собака, тигр, кошка, лошадь.
Логопедическую работу на втором этапе мы начинали с развития восприятия и понимания основного тона высказывания на основе знакомства с пиктограммами. Для этого мы использовали игры-упражнения «Нарисуй настроение», «Лиса и заяц», «Волшебное письмо».
В упражнении «Нарисуй настроение» детям предлагалось внимательно прослушать небольшие отрывки из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» определенной эмоциональной направленности, выраженной основным тоном высказывания и обусловленной значением ключевых слов. Детям нужно зарисовать пиктограмму (изобразить брови, рот в схеме, которая соответствует эмоциональному содержанию текста.
В игре-упражнении «Лиса и заяц» (на материале лексической темы «Зима») использовались куклы из театра би-ба-бо. К детям пришла Лиса из сказки, которая не хотела пустить Зайца в дом и предложила детям истории про Зимушку. Детям нужно изобразить на листе бумаги пиктограмму состояния Зимы: радость, гнев, печаль. Дети помогали друг другу в изображении пиктограммы, очень хотели помочь Зайчику.
В следующем упражнении «Волшебное письмо» детям логопед предлагает послушать текст с различной эмоциональной направленностью. Дети «зашифровывают» письмо с помощью пиктограмм: грусть, радость, удивление.
Далее работа проводилась по следующим направлениям: формирование восприятия и понимания темпа речи («Что это было?», «Найди скороговорку», «Куда спешат головастики?»); формирование восприятия и понимания изменений громкости голоса («Выбери колыбельную», «Назови настроение», «Громко - тихо», «Дует ветер», «Гудок»); формирование восприятия и оценки изменений тембра голоса («Лесное радио», «Найди ошибки в сказке», «Кто к нам прилетел?»); развитие восприятия вопросительной и восклицательной интонации («Назови вопросительные слова», «Подними сигнал», «Сосчитай вопросы», «Рисуем настроение», «Удивленный»).
На третьем этапе работа проводилась по формированию воспроизведения основного тона высказывания и умений воспроизводить высказывания различных интонационных типов, по развитию навыков употребления логического ударения, отработка интонации восклицательного высказывания, отработка в высказываниях со значением удивления, развитие воспроизведения речевого тембра. Использовали такие игры как «Произнеси по-разному», «Расскажи сказку», «Волшебники», «Заяц» (игра-драматизация, «Слушай и повторяй», «Похвали», «Мы сердимся», «Удивительные вещи», «Телефон», «Колобок», «Конкурс пародистов».
В игре-драматизации считалочки «Заяц», которая проводилась в парах, логопед предложил одному ребенку взять на себя роль зайца, а другому – его собеседника (мышку, ворону, лису и тому подобное). Ребенок, который изображал зайца, предложения произносил с повествовательной интонацией, а его собеседник – с вопросительной. Затем дети менялись ролями. До игры детям было предложено повторить за педагогом считалочку выразительно, чтобы потом в ролях рассказать ее.
В игре «Похвали» логопед дети преобразовывали повествовательное высказывание в восклицательное со значением положительной оценки. Предлагались такие высказывания: Я очень рад. Мама пришла. Маше подарили куклу. Кукла красивая. Вкусные конфеты.
В игре «Мы сердимся» наоборот, детям предлагалось преобразовать повествовательное высказывание в восклицательное со значением негативной оценки. Были предложены такие высказывания: Грузовик сломался. Кубики пропали. Мама не пришла.
Упражнение «Удивительные вещи» было направлено на отработку высказываний со значением удивления. Детям предлагалось представить себе какое-либо удивительное событие. Логопед рассказывал историю, а дети составляли восклицательное предложение со значением удивления.
Игра «Телефон» направлена на развитие воспроизведения речевого тембра. Логопед предложил детям поговорить по телефону, сыграв роли различных персонажей: свинки, слона, газели. Содержание разговора основывалось на отрывках из одноименного произведения К. И. Чуковского. Дети передавали в разговоре образы героев сказки так, чтобы можно было догадаться, кто это говорит «по телефону». Каждый ребенок с большим интересом с помощью мимики, звукоподражаний и выразительности движений изображал понравившееся животное.
В упражнении «Колобок» дети произносили одну и ту же фразу из сказки «Колобок» («Катится – катится Колобок, а навстречу ему…») так, чтобы по тембровой окраске голоса слушатели смогли догадаться, с кем из персонажей сказки сейчас повстречается Колобок.
В следующем упражнении «Конкурс пародистов» детям объясняет логопед значение слова «пародист» и предлагает фразы знакомых героев сказок, которые нужно произнести в соответствии этим героям сказок.
Предлагаются такие высказывания:
1. Баба-Яга: «Чую, чую – человеческим духом пахнет! (тембр старческий, хриплый, зловещий).
2. Царевна-лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?». ( Тембр: нежный, приятный, высокий).
3. Кот Матроскин: «Неправильно ты дядя Федор, бутерброд ешь.» ( Тембр: ласковый, нежный, мурлыкающий).
4. Галчонок Хватайка: «Кто там? Кто там?» ( Тембр: резкий, отрывистый).
5. Черепаха: «Рядом львёночек лежит и ушами шевелит». ( Тембр: грудной, важный).
Львенок: «Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу…». ( Тембр: задорный, звонкий). Таким образом, чтобы сформировать интонационную сторону речи у старших дошкольников с ОНР, необходимо совершенствовать и расширять коррекционно-логопедическую работу по данной проблеме.
Список использованных источников:
1. Бочарникова, Н. С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза // Научно – методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - № 58.- URL : https://e-koncept.ru/2016/76097.htm.
2. Бобичева, Л. С. Формирование просодической стороны речи / Л. С. Бобичева – Новокузнецк: МКОУ «Специальная Школа №30», 2015. – 51 с.
3. Козырева, О. А. Логопедические технологии / О. А. Козырева. – Москва: Феникс, 2017. – 192 с.
4. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. – Санкт Петербург, 2010. – 143 с.
5. Осипова, Р. А. Формирование интонационной выразительной речи у старших дошкольников с ОНР // Логопед. – 2013. - №6. – С. 107-114.