Анна Бондаренко
Система работы детского сада по гражданско-патриотическому развитию детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумом
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы детского сада по гражданско-патриотическому развитию детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумом.
Подготовила
воспитатель
Бондаренко Анна Игоревна
Актуальность.
Публикация «Система работы детского сада по гражданско-патриотическому развитию детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумом» размещена в разделах
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.
Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.
Ведущей педагогической идеей нашей работы является сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ на пути становления гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2016 годы», Законе РФ «Об образовании» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. (нормативно-правовая база представлена на слайде.)
Нормативно-правовое обеспечение:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011-2015 годы»;
Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями на 24 октября 2007 г.);
«Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида второй категории №76 г. Шахты»;
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной и Филичева Т. Б. и Чиркина Г. В. «Коррекция нарушений речи»;
Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида второй категории №76 г. Шахты Ростовской области».
В соответствии с федеральными и локальными правоустанавливающими документами определены цели, задачи по гражданско – патриотическому развитию детей, принципы построения педагогического процесса, направления и формы работы с детьми с ОВЗ.
В настоящее время имеется большой контингент детей дошкольного возраста 5-7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР, для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ, патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи – это
один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности и яв- ляющегося средством в коррекционно-развивающей работе : для формиро- вания лексического запаса; обучения правильному употреблению грамма- тических категорий родного языка; развития навыков связной речи.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Гражданско-патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей. Исходя из этого, мы поставили перед собой
Цель работы — создание целостной системы работы педагогов и специалистов детского сада, направленной на полноценноегражданско-патриотическоеразвитие детей дошкольного возраста с ОНР при взаимодействии с социумом.
Поставленная цель реализуется через
Задачи:
Обеспечение мотивации у воспитанников с ОВЗ к получению знаний (о семье, детском саде, родном городе, крае, формированию нравственных ценностей, .
Организация деятельности, способствующей становлению субъекта.
Формирование социальных норм поведения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Вовлечение родителей и социума в процесс реализации воспитательной системы.
Реализация поставленных целей и задач красной нитью пронизывает все виды детской деятельности :
организованная образовательная деятельность;
игры (подвижные, сюжетные, квест-игры,
проектная деятельность,
организация встреч с ветеранами, тружениками тыла,
организация экскурсий,
проведение патриотических праздников, драматизаций,
и, конечно же, взаимодействия с социумом…
Принципами построения педагогического процесса являются:
обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
координация взаимодействия детского сада, семьи и общественности в системе патриотического воспитания;
обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народа;
зависимость содержания и методов гражданско-патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей детей;
диалектическое единство и органическую взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внесадовских мероприятий.
Наша дошкольная образовательная организация, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Она:
осуществляет взаимодействие с социумом;
гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы;
предоставляет широкий спектр образовательных услуг.
При этом задействованы два направления:
использование средств и возможностей детского сада;
взаимодействие педагогического коллектива с различными социальными институтами.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольной образовательной организации с культурными и образовательными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус образовательной организации, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что ведет к повышению качества дошкольного образования. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
учета запросов общественности;
принятия политики детского сада социумом;
формирования содержания обязанностей образовательной организации и социума;
сохранения имиджа организации в обществе;
установления коммуникаций между детским садом и социумом.
Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности в работе по формированию гражданско-патриотической позиции детей дошкольного возраста с ОВЗ. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным ибезопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Система организации совместной деятельности МБДОУ «Детский сад №76 г. Шахты» с социумом :
заключение договора сотрудничества;
составление плана совместной работы;
информирование родителей о проводимых мероприятиях;
активное участие родителей в запланированных мероприятиях;
проведение встреч с администрацией социальных партнеров;
совместные совещания по итогам учебного года
Социальными партнерами в воспитании и развитии гражданско-патриотических качеств личности детей дошкольного возраста с ОВЗ стали :
Департамент образования г. Шахты
семья;
Шахтинский краеведческий музей;
ГДДТ;
МБОУ СОШ № 23,
МБУ ДО г. Шахты «Школа искусств» Центр искусств им. М. А. Балакирева
Студия бального танца «Персия»;
Театр «Триоль»;
Шахтинский драматический театр.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного
образования в направлении гражданско-патриотического воспитания.
Краеведческая деятельность в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края,направленная на становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного города. Особое значение уделяем использованию регионального краеведческого компонента в образовательной деятельности детей, направленного на ознакомление воспитанников с особенностями национальной культуры и быта своего народа, понимании того, чем может гордиться гражданин своей страны, элементарными сведениями о своей малой Родине.
Подробнее о краеведческой деятельности расскажет директор Шахтинского краеведческого музея
Стало хорошей традицией посещение краеведческого музея, изучение и знакомство детей с краеведческой литературой, организация выставочных экспозиций, выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики.
Задачи формирования гражданско-патриотической позиции детей с ОВЗ посредством художественно-эстетического развития успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства. Музыкальная школа, ГДДТ, студия бального танца - это особый мир, где ребенок познает сущность добра и зла, но и приобщается к большому искусству, получает огромный эмоциональный заряд.
Взаимодействие со «Школой искусств» осуществляется через организацию культурного досуга, взаимопосещений, участие в конкурсах, организацию концертов, вовлечения в систему дополнительного образования.
Педагоги и учащиеся музыкальной школы проводят огромную творческую работу со своими маленькими зрителями, привлекая их к участию в различных конкурсах, театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник.
Студия бального танца организует тематические концерты для воспитанников детского сада, проводит мастер-классы, что вызывает у детей огромный эмоциональный отклик и желание посещать хореографическую студию.
Взаимодействие детского сада и школы № 23 носит гуманистический характер, основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. Нами разработана стратегия совместных действий по формированию гражданско-патриотической позиции детей.
Традиционными стали взаимопосещения, совместные уроки мужества, экскурсии в школу, посещение торжественной линейки, посвященной Дню победы и другие мероприятия…
И, наконец, оркестр Войсковой Части № 3722… Музыка - эмоциональное сопровождение Великой Отечественной Войны. Кто хоть раз слышал звучание военного оркестра,- тот навсегда попадает под его обаяние.
Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равно ответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и детского сада.
Объединение усилий детского сада и родителей в процессе воспитания гражданско-патриотических качеств личности ребенка дают существенный положительный результат.
Задачи работы детского сада с родителями предполагают:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Инновационные формы и методы работы с семьей :
"Круглый стол" по любой теме, тематические выставки, соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы, консультации специалистов, устный журнал для родителей с разными темами на каждой странице, семейные спортивные встречи, почта доверия, телефон доверия; семейные проекты, открытые занятия для просмотра родителей; интеллектуальные ринги детей и родителей; контрольные для родителей; интервью с родителями и детьми на определенные темы; родительская гостиная; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания и др.
В процессе работы с семьей в ДОО решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольной организации с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада - главный принцип взаимодействия семьи и детского сада, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса - гармоничное развитие личности ребенка.
Вывод:
Социальное партнерство в ДОО имеет ряд характеристик, отражающих современные социальные реалии. Если раньше традиционное общение дошкольных учреждений с социумом отличалось значительной степенью директивности, присутствием внешнего давления, то сейчас такое партнерство характеризуется, прежде всего, добровольностью, паритетным характером отношений, балансом интересов. Поэтому мы заинтересованы во взаимном сотрудничестве, так как это способствует развитию творческого потенциала, эмоциональной сферы дошкольников, самовыражению и раскрытию воспитанников.
В дальнейшем хотелось бы продолжить тесное сотрудничество и взаимодействие с вышеперечисленными структурами и наметить перспективу: составление совместных планов, договоров о проведении регулярных творческих мероприятий.