Шитова Марина
Система работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения в компенсирующей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения в компенсирующей группе детского сада
(педагогический опыт)
В этой статье я хочу поделиться своим опытом работы в дошкольном учреждении. Позвольте представиться, меня зовут – Шитова Марина Александровна, учитель-логопед. В детском саду я проработала 17 лет. За эти долгие годы работы перед моими глазами побывали детишки с самыми различными недостатками речи, особенностями характера и поведения, с соматическими заболеваниями. Все это вместе нашло отражение и в моей работе. Каждый день приходилось искать что-то новое, чтобы построить контакт с ребенком и в то же время добиться желаемого эффекта – нормализации звукопроизносительной функции. Очень часто у детей чувство страха, неуспеха затмевает все остальные чувства, поэтому прежде всего надо уметь успокоить ребенка и добиться его расположения. Проще всего это сделать словами, посмотреть ему прямо в глаза и сказать, что никогда не обидите его. Иногда приходилось действовать исподволь: я пользовалась ароматами мяты, лаванды, включала негромкую спокойную музыку. И делать это надо было не один раз. И я выработала «золотое правило» : никогда не врать ребенку и всегда предупреждать какие будут ощущения, если приходилось пользоваться зондами для постановки звука. Как правило, ребенок понимал что надо делать и дальше мог уже самостоятельно или при помощи собственных пальчиков поставить язычок в нужную позицию. Также важно дать «твердую почву» под ногами, ребенок должен знать, что всегда может остановить руку, если случайно я причинила ему неприятное ощущение. Также замечательный и психотерапевтический эффект оказывает смех. Я всегда шучу и смеюсь со своими детками в группе от души! Иногда напеваю песенки и рассказываю стишки. Дети начинают доверять мне и вот уже считай полдела сделано. Для постановки звуков прежде всего использую не зонды, а пальчики ребенка (предварительно тщательно вымытые). Беру в руку ладошку ребенка и дую туда чтобы малыш почувствовал «ветерок», обязательно проговаривая какой он: теплый или холодный, направление «ветра» (например, вниз по подбородку). Также можно и желательно использовать природные материала или знакомые из быта предметы: деревянные палочки, столовые ложки, бусинки. Все время до постановки и после у нас в группе идет работа над совершенствованием фонематического слуха: стучим грецкими орешками, кастаньетами, играем с колокольчиком, зовем друг друга по имени меняя голоса или подражаем крикам животных. Далее я подключаю звуки природы, бытовые звуки, крики животных в природе. Затем мы учимся слушать музыкальные инструменты и различать их, а как итог - это уметь уловить звучание инструмента из музыкального произведения. Музыку мы разделяем на: быструю, спокойную, грустную, веселую; на стиль исполнения: марш, колыбельная, вальс и так далее, учимся их сравнивать, и даже танцуем (с моими подсказками какие движения лучше всего сюда подходят). Своих деток я учу искать и улавливать ритм. Ритм окружает нас везде и кто с ним совпадает, тот человек живет в гармонии. Для этого мы слушаем метроном и хлопаем, проговариваем слова по слогам, затем стишки, выделяем ударный слог в ряду слогов, проговариваем чистоговорки. В работе, особенно на начальном этапе, я использую воду, кинетический песок, эспандеры, пластилин, природный материал (шишки, каштаны, желуди, крупы) для развития ручной умелости. Сухой бассейн, наполненный горохом оказывает прекрасный тонизирующий, массажирующий, расслабляющий эффект. Дети говорят, что руки «вибрируют» после него. После этого поключаем шнуровку и плетение: из бисера, нанизывание последовательностей бусинок, создание фантазийных ковриков. Широкое применение находят и бельевые прищепки: ими мы обкалываем деревянные заготовки: бабочек, подставки под горячее и другие фигурки и используем для самомассажа пальчиков и,конечно, играем в пальчиковые игры. Все эти игры в конечном итоге способствуют одной цели – исправлению недостатков речи. После постановки звука изолированно я вместе с детьми учимся пропевать его: говорим коротко и отрывисто, продолжительно и меняя голос. Данную методику я почерпнула из книги Сорокиной Н. А. «Звуковые дорожки». Методика замечательна тем, что ребенок без нажима многократно повторяет поставленный звук, при этом работая над голосом и силой выдоха. Потом я использую книгу Лопухиной И. С. «550 упражнений» для постепенного ввода в речь. И на последнем этапе, когда звук уже полностью вводится в речь стараюсь использовать смешные стишки.
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
P.S. Я не стремилась научить вас чему-то новому, а лишь поделится своим опытом. Надеюсь моя статья будет полезна для молодых специалистов, так как все что я описывала нарабатывалось годами и через ошибки и «шишки» на моем пути. Спасибо за внимание!