Папки-передвижки

Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Работа с родителям и педагогами

Франковская Зоя Александровна
Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Работа с родителям и педагогами
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Франковская Зоя Александровна

1. Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире

2. Патриотическое воспитание дошкольников в научно-педагогической литературе

3. Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Публикация «Опыт работы „Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“, Работа с родителям и педагогами» размещена в разделах

4. Формы патриотического воспитания дошкольников

5. Работа с родителями

6. Работа с педагогами

7. Интеграция образовательных областей

8. Диагностика по патриотическому воспитанию

9. Заключение

Введение.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в России были чертами национального характера. Но в постперестроечные времена все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Что значит быть патриотом своей страны - это значит быть частью этой страны, этого общества. Еще в дошкольном возрасте начинают закладываться основы отношения к природе, любви к родным, детскому саду, любви к родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания уютной, комфортной для детей атмосферы. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Для дошкольного возраста характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые : К. Д. Ушинский, Л. Н. Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие.

На научно-методическом уровне актуальность заключается в необходимости расширения содержания работы с семьей.

Цель моего опыта работы – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:

Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.

В работе я использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (восприятии окружающего, конкретность мышления). Я стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в непосредственно образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки).

В образовательной деятельности: игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок, видеотека, информационная корзина.

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, я опираюсь на следующие документы:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Патриотического воспитания дошкольников в научно-педагогической литературе.

Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т. Г. Осиповой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания. Современные исследователи (О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева и др.) в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому.

Принципы гражданско-патриотического воспитания :

Выделяя ряд общепедагогических принципов патриотического образования дошкольников :целостности – единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

3. Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Содержание работы по реализации поставленных задач строится по следующим этапам:

1. «Я, моя семья, мой дом»

Образ «Я» начинает формироваться в результате взаимодействия с близкими людьми. Общение со взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе. Дети знакомились с ближайшим окружением. Проводились беседы с детьми : «С чего начинается Родина, «Моя улица», «Мой любимый город», игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».

Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья. Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной.

В средней группе дети получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях через составление рассказов («Как мы проводили выходные», «Что мы делаем вместе», «Кто, что любит в нашей семье»). Через сюжетно-ролевые игры («Мой день рождения» «В гости к бабушке») закрепляли опыт поведения в семье. Дети рассматривали картины («Бабушкины помощники», «Мамин праздник», составляли рассказы, делились личным опытом. Через дидактические игры («Что делает мама», «Кому это нужно?», «А что, у вас?») дети приобретали знания, выражали свои чувства к близким.

В старших группах помогали ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки, воспитывали у детей уважение к себе, развивали способность решать проблемы и преодолевать неудачи. Учили верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что он уже имеет делать. Учили детей сопереживать, замечать боль других, совершать по собственной воле добрые поступки.

На нод, по ознакомлению с окружающим, формировали представление о семье как о людях, которые живут вместе, развивали самопознание и чувство гордости за свою семью, воспитывали у детей доброе отношение к родным и близким.

В подготовительной к школе группе формировали доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования «Я будущий защитник!». Учили защищать и знать свои права, воспитывали чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери («Образ матери», тематические праздники способствовали укреплению семьи, развитию более близких, теплых отношений между мамой и детьми («Вместе с мамой целый час»)

2. «Детский сад»

Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

В средней группе через игры, экскурсии, прогулки, занятия учили ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе («Осень на участке детского сада», «Наш детский сад», «Мои любимые игрушки в детском саду»).

В старших и подготовительной к школе группах учили свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщали к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, учили соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учили быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитывали интерес и любовь к своему району, бережное отношение к детским игровым постройкам.

3. «Родной город. Родная природа»

Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

В средней группе знакомила детей с природой участка детского сада, проводили целевые прогулки в разные времена года («Осень на участке детского сада», рассматривали деревья, закрепляли их название в игровой форме («Добеги до дерева, которое назову», «С какого дерева упал листик?», чтобы дети увидели красоту природы, читали отрывки из стихотворений И. А. Бунина, А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой. Дети получали краеведческие сведения о природе родного края через рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов, дидактические игры («Сложи картинку», «У кого какой домик», «Узнай животных»).А также познакомила детей с многообразием животного и растительного мира, через устный рассказ педагога, чтение книг В. В. Бианки, А. Н. Плещеева, дидактические игры («Чей хвост», «Узнай птицу», «Узнай по описанию», «Что растет в лесу»). Закрепляли и расширяли знания о жизни животных («У кого какой дом?», «Кто, где живет?», «Узнай по силуэту», «Чьи припасы?»). Познакомили детей с «Красной книгой. Провела беседу с детьми «Как растения лечат», конкурс загадок о растительном и животном мире. Дети составляли гербарии лекарственных растений.

Старалась воспитывать положительное отношение детей к родному городу.

В старшей и подготовительной группах работа велась о том, как сберечь природу. Детей знакомила с родным селом, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, трудовой деятельностью людей, живущих в Минеральных Водах. Дети посещали библиотеку, знакомились с достопримечательностями города, улицами родного города. Также проводились конкурсы рисунков «Мой любимый город», «Мой любимый дворик», где активными участниками были и родители.

Далее в подготовительной группе содержание работы по патриотическому воспитанию усложнилось : от родного города, мы перешли к изучению родного края, знакомились главным городом – Ставрополем и другими городами Ставропольского края. («Знакомство с гербом Ставрополя», «Экскурсия по родному городу).

4. «Родная страна»

В средней группе дети рассматривали карту России, иллюстрации с разными климатическими зонами, читали стихотворение З. Александровой «Родина», заучивали пословицу «Нет земли краше, чем Родина наша». На непосредственно-образовательной деятельности дети узнали, что каждая страна имеет свой флаг, рассматривали иллюстрации государственного флага и герба, а затем закрепляли полученные знания через дидактические игры «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». Знакомили детей с защитниками родины. Рассматривали альбом «Защитники Отечества», иллюстрации воинов различных родов войск, читали былины о русских богатырях.

В старшей и подготовительной к школе группах, расширяли представления о значении государственных символов России, воспитывали уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации («Государственные символы»). На непосредственно-образовательной деятельности знакомили со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву», «Моя Родина-Россия»). Углубляли знания о Российской армии, воспитывали уважение к мужеству русских солдат («Будем в армии служить»). Формировали у детей образ героя, защитника своего государства, прививали любовь к Отечеству и родному краю. На тематических праздниках воспитывали чувство гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину («День Победы!», «День защитника Отечества»). Воспитывали уважительное отношение к защитникам Отечества.

В группе создан патриотический уголок с символикой нашей страны, нашего края.

Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков - Ставропольчан в годы Великой Отечественной войны, возлагали цветы к Вечному огню, памятнику Погибшим Воинам, участвовали в конкурсе рисунков «Этот славный День Победы». Был оформлен стенд «Чтим и помним», на котором поместили фотографии военных лет. Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал.

В средней и старшей группах детей знакомила с пословицами, небылицами, былинами, загадками, родными жанрами устного народного творчества, приобщала к общечеловеческим ценностям.

В подготовительной к школе группе дети получали элементарные знания о быте наших предков («Семейные обычаи на Руси», развивали интерес и любознательность к историческому прошлому, расширяли представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем, формировали уважительное отношение, бережное отношение к культурным ценностям.

Для работы по каждому этапу составлен тематический план для всех возрастных групп. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, в феврале «День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

4. Формы патриотического воспитания дошкольников.

В своей работе использую следующие формы работы с детьми :

циклы непосредственно образовательной деятельности, где дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель этих занятий формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, он должен продумывать использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и т. д.

Игры так же способствуют решению задач патриотического воспитания. дидактические игры и упражнения:

«Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная);

«Составь флаг», «Подбери технику по родам войск», «Один-много»,

«Составь герб»; «Российская армия», «Военные профессии».

Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц»,

«Над – под - между (флаг)», «Найди отличия».

Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «Танкисты», «В кафе», «Строители», «Летчики», «Мы – моряки», «Пограничники».

Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войн.

Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.

Чтение рассказов: А. Твардовский «Рассказ танкиста», т. Кот «Школа в партизанском отряде», Я. Длуголенский «Не потеряйте знамя», «Миша едет к солдатам», «Что могут солдаты?», Л. Кассиль «Главное войско».

Разучивание стихов: А. Барто «Лесная застава», З. Александрова «Дозор», В. Косовицкий «Будущий мужчина», Н. Мигунова «Защитники Отечества», Т. Коновалова «Праздник 23 февраля», В. Руденко «Мужской праздник».

Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.

Конструирование: Постройки из крупных деталей конструктора «Строитель» : гараж для военной техники, военный корабль.

Изобразительная деятельность (продуктивная) :

Рисование : военная техника, парашютисты, салют, рисование военной техники с помощью трафаретов.

Лепка: пушка, танк.

Аппликация: самолет, танк.

Двигательная деятельность: П/ и: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Пройди, не замочив ног», «Преодолей препятствие», «Боевая тревога».

Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.

Слушание: «Военный марш» (Г. Свиридов, «Нам этот мир завещено беречь» (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского)

Пение: «Песенка про папу» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича) «Капитан» (муз. И сл. Роот)

5. Работа с родителями.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Родители активные участники : помогали в оформлении фотовыставок о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок, принимали участие

Мы использовали следующие формы работы с родителями :

Для закрепления знаний о родственных связей в семье и семейных традиций среди родителей был проведен конкурс "Генеалогическое дерево моей семьи"

Природ охраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению сувениров;

Прослушивание аудиозаписей для детей : "Дедушкины рассказы" "День Победы";

Информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.

Опросные методы (анкеты, тесты).

Педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие);

Экскурсии, цель которых знакомство с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение музея и т. д.

Выстраивая, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:

- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;

- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;

- принимают активное участие в жизни группы и детского сада;

6. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи. Привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа города Минеральные Воды.

Мероприятия для решения поставленных задач. Деловые игры, мастер-класс, открытые занятия,, анкетирование. Консультации: «История, традиции и культура народов Кавказа»; «Богатства своего края, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир моего края»; «Символика России, моего края и ее исторические корни».

«Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма».

7. Интеграция образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с другими областями, такими областями, как

«Речевое развитие» – развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о себе, обществе, государстве, мире. «Познавательное развитие» – формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, государстве, мире.

«Художественно-эстетическое развитие» – использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений о себе, семье и окружающем мире, использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области, развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.

8. Диагностика по патриотическому воспитанию.

Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

Уровни патриотической воспитанности дошкольников. На основании диагностических данных выявилось:

С высоким уровнем -60% детей, со средним –35% детей, с низким – 5%.

Итоговые результаты освоения программы, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает : Значительно вырос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты.

На нод по патриотическому воспитанию ребенок стал более внимательным. Он с интересом слушает рассказы о Родине, задает много дополнительных интересующих их вопросов.

С удовольствием рассказывают о семье, традициях, о родном городе.

Хорошо знает свои имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.

Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.

Интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.

Проявляет интерес к родному городу, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях.

Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Проявляет познавательный интерес к социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах, к многообразию народов мира.

Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Дети знают родословную своей семьи.

Опыт своей работы по патриотическому воспитанию дошкольного возраста рекомендую педагогам, как творчески работающим, так и начинающим, интересующимися данной темой, желающим найти ответ на вопрос: готовим ли мы очередное подрастающее поколение патриотами родной земли?

В любом случае возможен комплексный подход к освоению патриотизма. Но реальная деятельность, живые интересы и возможности, местные условия работы, безусловно, породят и другие организационные формы. Целью их всегда должно быть одно и главное – интересы детей, забота об их здоровье и благе.

8. Заключение.

Таким образом, я убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – труду любви, умению трудиться душой. Глядя на них, я уверена, что мне это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.

Работу в данном направлении я продолжаю. Вместе с детьми и родителями мы планируем :

Разработать проекты : «Чтим и помним» - о ветеранах – в годы Великой Отечественной Войны. Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье. Мы надеемся, что наши дети вырастут продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.

Публикации по теме:

Гражданско-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников - это воспитание уважения к истории своей страны, к ее национальным традициям, истории.

Организация методической работы с педагогами «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ Тема самообразования «Организация методической работы с педагогами по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного.

Опыт работы на тему «Патриотическое воспитание детей во второй младшей группе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 с. Перелюб Перелюбского района Саратовскрй области».

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории:.

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения» Духовно-нравственное воспитание личности - сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованности.

Опыт работы Тема: воспитание патриотических чувств и любви к стране, родному городу у детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно.

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества» Там, где сладко пахнет смородиной, Там, где дом и родная земля,- Это всё называется родина, Дорогая, родная земля! Даже солнце здесь светит.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Подразделения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные.

Военно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Из опыта работыВоенно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Из опыта работы В февральский день, морозный день Все праздник отмечают. Девчонки в этот славный день Мальчишек поздравляют. «Святое дело – Родине служить».

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей в дошкольном возрастеПроблема экологического воспитания в наше время оказывается на первом плане, ей уделяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Работа с родителям и педагогами
Опубликовано: 16 октября 2017 в 12:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Работа с родителям и педагогами» (включая файлы) размещена пользователем Франковская Зоя Александровна (УИ 179969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД