Ольга Толмачёва
Система работы по применению педагогических технологий в образовательном пространстве детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы по применению педагогических технологий в образовательном пространстве детского сада».
Автор: Толмачёва Ольга Анатольевна, старший воспитатель СП д/с «Огонёк».
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном применении в образовательном пространстве детского сада.
Сам термин «технология» - от греческого искусство, мастерство. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология».
Публикация «Система работы по применению педагогических технологий в образовательном пространстве детского сада» размещена в разделах
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств.
После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Освоение педагогами новых педагогических технологий в дошкольном образовании – это залог успешного развития личности ребенка.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
Здоровьесберегающие технологии;
Технологии проектной деятельности;
Технология исследовательской деятельности;
Информационно-коммуникационные технологии;
Социо-игровые технологии;
технология проблемного обучения
технология разноуровневого обучения
технология коллективного способа обучения
интерактивная технология
технология ИКТ
технология интегрированного занятия
Личностно-ориентированные технологии;
Технология портфолио дошкольника и воспитателя;
Игровая технология
технология «ТРИЗ» и др.
Мне бы хотелось рассказать о тех педагогических технологиях, которые интенсивно внедряют педагоги нашего детского сада в практику.
- Скажите, какие технологии самые важные для сохранения здоровья дошкольника?
«Здоровьесберегающие технологии»
В нашем детском саду разработан комплекс мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку условий для развития и формирования полноценной личности, сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни.
Педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии :
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, корригирующая гимнастика.
- Технологии обучения здоровому образу жизни : Физкультурные занятия, ритмика, проблемно-игровые и коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье».
- Коррекционные технологии : технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика.
Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем детском саду отводится обучению дошкольников правильному дыханию.
Специалисты и педагоги используют методики, позволяющие обучать детей правильному носовому дыханию: парадоксальная гимнастика, звуковое дыхание.
Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательных упражнений обеспечивают интеграцию в развитии дошкольников.
Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т. к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом. Разработанные комплексы дыхательной гимнастики включаются во все виды деятельности детей в режиме дня.
Большое внимание уделяется стопотерапии - профилактике плоскостопия и сохранении осанки. Рекомендуется использовать разного вида нетрадиционное оборудование: дорожек здоровья, массажных ковриков, собирательных тренажеров и многого другого, которые повышают эффективность таких упражнений. Для достижения положительного результата, данные упражнения включаются во все режимные моменты.
Для укрепления здоровья ребёнка и профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний в детском возрасте воспитателем подготовительной группы была разработана дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная образовательная программа «Фитнес-данс» для детей 6-7 лет. Новизна программы заключается в том, что она представляет собой систему комплексных занятий на основе методик детского фитнеса с использованием современных оздоровительных технологий :
1. игровой стретчинг (детям предлагается игра-сказка, в которой они превращаются в разных животных, выполняя в такой форме физические упражнения);
2. черлидинг (вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта: танцы, аэробика, гимнастика).
- Какие технологии становятся самыми популярными среди педагогов дошкольных учреждений?
«Технология проектной деятельности»
В воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
«Технология исследовательской деятельности»
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что при организации работы над проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
- Назовите Технологию развития нестандартного видения мира, нового мышления?
ТРИЗ – технология (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения.
Воспитателем нашего детского сада был разработан проект «Система занятий по развитию творческого воображения у дошкольников с использованием элементов ТРИЗ — технологии». Система занятий активно используется педагогами нашего детского сада. Также проект был представлен на XII Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций в г. Белгороде в 2014 году и рекомендован к использованию в других дошкольных образовательных учреждениях.
«Личностно-ориентированная технология».
Личностно-ориентированные технологии, ставят в центре всей системы дошкольного образования, личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и детском саду, бесконфликтных и безопасных условий её развития. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде.
- Технология, соединяющая в себе разные образовательные области?
«Технология интегрированного занятия».
Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.
«Игровая технология».
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.
К игровым технологиям относятся :
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Помимо вышеперечисленных педагогических технологий в нашем детском саду планируется применение
Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей дошкольников:
«Технология блоки Дьенеша»;
«Технология палочки Кюизенера».
«Блоки Дьенеша» :
- Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой, размером предметов;
- Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;
- Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;
«Палочки Кюизенера».
Счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Таким образом, применение педагогических технологий в образовательном пространстве нашего детского сада способствует решению первостепенной задачи развития личности ребенка в деятельности, а значит, гарантирует успех в реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.