Лилия Назырова
Дополнительная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Поклонимся великим тем годам!»
▼ Скачать + Заказать документы
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №258»
«Поклонимся великим тем годам!»
дополнительная программа по гражданско-патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста
Мельниченко Елена Сергеевна, воспитатель
Назырова Лилия Ибрагимовна, воспитатель
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа «Поклонимся великим тем годам!» апробирована и имеет положительные рецензии ведущих специалистов в области педагогики: проректора по учебной работе Сибирского института непрерывного дополнительного образования, кандидата педагогических наук, доцента, Заслуженного работника науки и образования – Е. А. Агалаковой, Заслуженного учителя Российской Федерации – Н. Н. Неволиной и руководителя епархиального отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии, кандидата исторических наук протоирея – Дмитрия Олихова.
Данная программа стала лауреатом первой степени регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя – 2016».
Почему мы решили написать эту программу?
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Во многих семьях мало знают о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Современное поколение лишено возможности общаться с ветеранами. У детей недостаточно знаний о героях Великой Отечественной войны, какие подвиги они совершали, о тружениках тыла, о городах нашей страны, которые удостоены звания «Город-герой» и за какие заслуги.
Вследствие этого возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь. Именно поэтому духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России.
Проблемы воспитания интереса к истории своей Родины, продолжения семейных традиций актуальны для подрастающего поколения. С ведением нового закона «Об образовании в РФ» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения в содержании образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей своей страны.
Таким образом, нами было принято решение разработать и реализовать программу, посвященную Великой Отечественной войне, которая будет направлена на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет). Наша педагогическая позиция – сохранение памяти о России в мировой истории в Великой Отечественной войне.
В программе использованы различные виды детско-взрослой деятельности (поисково-исследовательская, игровая, познавательная, коммуникативная).
Основные механизмы решения задач заключаются в личном примере взрослого, единстве семьи и детского сада, проведение совместных акций и мероприятий с целью объединения семьи, улицы, города, страны.
Цель программы : формирование гражданско-патриотических чувств и духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей Великой Отечественной войны.
Задачи программы :
• познакомить детей с основными событиями Великой Отечественной войны;
• развивать познавательный интерес к истории России и родного края;
• воспитывать чувство патриотизма и благодарности ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла;
• воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, миролюбивыми во взаимоотношениях со всеми.
Реализация программы рассчитана на 3 года, в течение которых реализуется цель и задачи программы.
1 этап – подготовительный (проводится мониторинг уровня знаний детей, составляется перспективный план работы, подбор необходимого материала для работы по программе). В дальнейшем мониторинг проводится в начале и в конце каждого года реализации программы.
2 этап – основной – реализация программы через различные формы и методы: семейная поисково-исследовательская деятельность, беседы, рассказы, разучивание стихов и песен о войне, экскурсии, проведение и участие в тематических акциях: «Открытка ветерану», «Бессмертный полк», «Помним всегда, а не только 9 мая», «День памяти погибших в Великой Отечественной войне», военизированные игры, продуктивные виды деятельности (изготовление поделок, рисунков, оформление творческих альбомов, выставок, просмотр кадров кинохроники, знакомство с аудио и видео записями о войне, музыкально-познавательные мероприятия.
3 этап – заключительный (проведение мониторинга, трансляция опыта работы по реализации программы через выступления на конференциях, семинарах различного уровня). В результате реализации программы нами сформирован пакет методических материалов, включающих презентации, сценарии музыкально-познавательных мероприятий, проекты, анкеты, вопросники для мониторинга детей, литературные произведения для чтения, рассказывания и разучивания по теме «Великая Отечественная война».
Программа имеет приложения, которые помогут воспитателям, педагогам дополнительного образования и родителям выстроить процесс реализации программы : анкеты для мониторинга знаний, подробный тематический план для каждой возрастной группы, сценарий открытого музыкального мероприятия, тексты для рассказывания и разучивания детям, игры и эстафеты для спортивных военизированных мероприятий и другие методические материалы. Фотоальбом подробно расскажет о всех проведенных мероприятиях и акциях детей, родителей и детского сада.
На протяжении трех лет проявилась динамика роста показателей. Что можно объяснить повышением интереса детей и родителей к истории России и родного края. Дети много знают о «Великой Отечественной войне», о своих родных – ветеранах и тружениках тыла, о родном городе в военные годы. Они стали активнее участвовать в процессе реализации программы. Дети и родители сами предлагали новые темы и формы реализации программы. У детей появилось чувство патриотизма и благодарности ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Они стали проявлять милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, миролюбивыми во взаимоотношениях со всеми. Следовательно, мы достигли своей цели: сформировали гражданско-патриотические чувства и духовно-нравственные ценности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей Великой Отечественной войны.