Ирина Парадеева
Система организации экологического воспитания детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Система организации
экологического воспитания детей 5-6 лет
«Природа Шатков глазами детей»
на основе регионального компонента
через социальное партнерство в условиях детского сада.
Разработал:
Воспитатель
МДОУ детского сада «Сказка»
Парадеева Ирина Валерьевна
Пояснительная записка
Публикация «Система организации экологического воспитания детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Обучение в региональном компоненте строится на основе уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Цели и задачи
Цель: Создать условия для экологического воспитания детей по ознакомлению с природой Шатковского края в условиях социального партнерства.
Задачи:- расширять и углублять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о живой и не живой природе Шатковского края.
- формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.
- развивать умения наблюдать, воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; овладения нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающему миру природы Шатковского края.
Основные принципы
- Доступности: содержание системы развития экологических знаний соответствуют возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.
- Наглядности: ознакомление с материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к образовательной деятельности, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
- Систематичности и последовательности: образовательная деятельность строится по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на имеющиеся знания детей. Ребенок закрепляет ранее полученные знания и в то же время приобретает элементы новых знаний.
- Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями: содержание деятельности по системе основано на личностно ориентированной технологии взаимодействия педагога с воспитанниками.
Структура
В систему входят 4 блока, каждый из которых разделен на разделы:
1 блок - Животные Шатковского края:
Разделы: - дикие животные и птицы
- домашние животные
- пресмыкающиеся
- насекомые
2 блок – Растения Шатковского края:
Разделы: - растения леса
- растения лугов, полей
- комнатные и садовые растения
3 блок – Водоемы Шатковского края:
Разделы: - реки Шатков
- озера
- живые родники
4 блок – Природоохранная деятельность:
Разделы: - Редкие животные и растения Шатковского района занесенные в красную книгу
- заказники, заповедники Шатковского района
- деятельность по охране природы
По каждому разделу представлены итоговые мероприятия.
Данная система направлена на экологическое воспитание детей 4-5 лет и рассчитана на один учебный год.
Формы взаимодействия с социумом
Организация экологического воспитания реализуется через взаимодействие с социальными партнерами:
- Фок «Атлант»;
- Детско - юношеский центр;
- Центральная районная библиотека;
- ФГУ «Шатковский лесхоз»;
- СПК «Земледелец»;
- Шатковская общеобразовательная школа №2;
- Районный историко-краеведческий музей;
- Управление районного общества охотников и рыболовства.
Формы и методы взаимодействия: экскурсии, прогулки по экологической тропе, конкурсы, КВН, викторины, фотонаблюдения, экологические праздники, экологические сказки, инсценировки, разнообразные игры экологического характера, природоохранные акции.
Ожидаемые результаты по экологическому воспитанию
- ориентируется в окружающем предметно-природном мире.
- участвует в беседе, диалоге, обменивается информацией, впечатлениями о природе Шатковского края.
- Умеет обобщать и классифицировать объекты по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме)
- замечает изменения, происходящие в природе и устанавливает причинно-следственные связи.
- стремиться бережно, относиться к природе, сочувствует и сопереживает.
- проявляет любознательность, наблюдательность к природе родного края.
- применяет имеющиеся знания в новых условиях, активизируя разнообразные умственные процессы.
Тематическое планирование.
IБлок. Животные Шатковского края
Раздел Программное содержание Мероприятия
1.1. Дикие животные и птицы - Дать детям представления: о жизни диких животных р. п. Шатки, (лось, белка волк, медведь, барсук, зайцы беляки и русаки, кабан, лиса,
об образе жизни, питании, жилищах, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
- формировать представление о профессии лесника; показать значимость этой профессии для общества и природы (человек, который заботится о лесе, о его обитателях)
- Воспитывать интерес к живой природе, любознательность.
- Познакомить детей с птицами р. п. Шатки: снегирь, ворона, синица, голубь, воробей.
с их строением: клюв, глаза, крылья, голова, перья, лапы
с некоторыми особенностями (когда прилетает, чем питается) - Презентация на тему: «Дикие животные р. п. Шатки»
- Занятие с использованием ИКТ «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»
- Работа с моделью «Этажи леса»
- Викторина «Птицы Шатковского края»
- Экскурсия в Шатковский лес
(ФГУ «Шатковский лесхоз»)
Итоговое мероприятие: Праздник леса
1.2. Домашние животные
- Познакомить детей с домашними животными р. п. Шатки: кошка, собака, лошадь, овца, корова, коза, свинья, кролик.
- Формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают.
- Уточнить представления детей о взрослых животных и их детёнышах.
- Воспитывать любовь, бережное отношение, желание заботится о домашних животных.
- Уточнить представления о домашних птицах и их детенышей обитающих в Шатковской местности.
(курица, утка, гусь).
- Закрепить и обобщить знания детей, о профессиях в животноводстве: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер.
- Воспитывать уважение к сельским труженикам, на
на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям.
- дать представление об учреждениях, в которых живут домашние животные: овчарня, свинарник, скотный двор, хлев, ферма. Презентация «Какую пользу приносят человеку домашние животные»
Интерактивная игра «Назови детенышей домашних животных»
Интегрированное занятие: «Домашние животные»
Итоговое мероприятие: «Экскурсия на ферму»
(СПК «Земледелец»)
1.3. Пресмыкающиеся
- Сформировать у детей знания о черепахе, как о живом существе: она ест, двигается, дышит; о способах знания детей о внешнем виде черепахи: когти, лапы, шея, хвост, панцирь.
- Способствовать поддержанию интереса дошкольников в жизни черепах, желания наблюдать за нею, развития умения общаться с животным.
- Развивать умение отличать живые существа от неживых и называть отличия.
- Воспитывать бережное отношение к черепахе, желание заботиться о ней.
- Познакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает. Презентация «Цикл развития черепахи»
Интерактивная игра «Приключение Ящерицы»
Видео урок «Кто теряет свой хвост, а на его месте вырастает новый?»
Итоговое мероприятие:
Экскурсия в живой уголок
(ДЮЦ)
Наблюдение за черепахой
1.4. Насекомые - Расширять представления детей о некоторых насекомых Шатковского края (муравей, бабочка, жук, божья коровка, муха, комар, кузнечик, пчела, стрекоза)
Их характерных признаках:
(членистое строение, шесть ног, крылья, усики)
- Развивать способность видеть значение насекомых в жизни человека: уничтожают тлю, опыляют растения, дают мед, уничтожают комаров, мух, разносят болезни, грязь; их приспособленности к условиям жизни: воздух, вода, солнце, трава, цветы.
- Воспитывать осторожность и бережное отношение к насекомым: могут укусить, ужалить, не могут жить дома, не убивать.
- Мультимедийная презентация «Мир насекомых на участке детского сада»
- Интерактивная игра «Значение насекомых в жизни человека»
-Просмотр мультфильмов «Лунтик»
(серия «Подарок для бабочки»)
- Презентация «Полезные насекомые»
- Интерактивная игра Поле чудес
(по теме насекомые)
Итоговое мероприятие:
Занятие с использованием ИКТ «Удивительный мир насекомых»
II Блок. Растения Шатковского края
2.1. Растения леса
- познакомить с грибами, лекарственными и ядовитыми растениями, деревьями растущими в Шатковском лесу (малина, календула, мать-и-мачеха, подорожник, ландыш, (волчья ягода - крушина, маслята, опята, сыроежки, мухомор, бледная поганка, елка, сосна, береза, клен)
- формировать навыки правил поведения и мер безопасности в природе.
-Интерактивная игра «Зеленая аптека»
-Презентация «Правила поведения в природе»
-Исследовательская работа «Почему жжется крапива?»
- Занятие: «Загадки родного Шатковского леса»
Итоговое мероприятие:
Развлечение «В гостях у лесной феи» (Шатковская ОШ)
2.2. Растения лугов, полей Шатковского района.
- Познакомить детей с растительным миром луга в р. п Шатки (клевер луговой, василек, тысячелистник, цикорий)
- сформировать представления детей о луге, как о природном сообществе: (живые существа здесь обитают совместно, связаны между собой и зависят друг от друга.)
- развивать интерес детей к природе через наблюдения
- воспитывать любовь к природе :умение бережно обращаться с животными существами, с растениями
-познакомить с отраслями сельского хозяйства: растениеводство и животноводство.
- познакомить с важнейшими полевыми культурами произрастающими в Шатковском крае (рожь, пшеница, свекла, картофель)
- дать представление о животном мире поля (полевка, лисица, тля, Божья коровка, колорадский жук, орел)
- познакомить с профессией хлебороба (люди которые выращивают и убирают хлеб на полях) Интерактивная игра:
«Поход на луг».
Сорняки (учебно-познавательное занятие с элементами театрализации)
- Презентация «Растениеводство в Шатковском крае»
- Викторина «Полевые и луговые цветы»
- Игра- путешествие «Дикорастущие растения луга, поля»
Итоговое мероприятие:
Экскурсия на хлебное поле (наблюдение за пахотой, за подготовкой земли к весеннему севу)
(СПК «Земледелец»)
2.3. Комнатные и садовые растения.
Закреплять представления детей о комнатных растениях, их названиях и составных частях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни растений (воздух, вода, питание и т. п.).Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Знакомство с профессией цветовода
- Презентация «Комнатные растения наши друзья!»
- КВН "В кругу комнатных растений"
- Интерактивная игра
«Как появились растения»;
Итоговое мероприятие:
Экскурсия к Администрации Шатковского района. Наблюдение за работой цветоводов.
III Блок. Водоемы Шатковского края
3.1. Реки Шатков
- Познакомить с рекой Тешей ее притоком- речкой Елховкой, водным растительным и животным миром Шатковского края. (окунь, плотва, рак, лягушка, (ряска, кувшинка)
-Дать представление об очистных сооружениях (специальные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, микробов) и способах очистки воды (фильтрование, отстаивание, кипячение, замораживание)
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам: не загрязнять, беречь.
- Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении); Экскурсия к реке- знакомство с трудом рыбака «Что и как ловит?»
Игра - путешествие по реке Теша
Интегрированное занятие-беседа «Безопасность на воде»
Интерактивная игра «путешествие капельки»
Презентация «Цикл развития лягушки»
Итоговое мероприятие:
Праздник «День Земли»
(Шатковская ОШ)
3.2. Озера Шатков
- Познакомить детей с названиями крупных озер р. п. Шатки (Круглое, Черное, Долгое)
- с представителями водных животных (карась, пиявки, ручейники, стрекоза, рак)
- растений (водоросли, кубышка желтая, рогоз)
- показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде
- разъяснить необходимость охраны животных - Презентация «Водоемы Шатковского края»
- Интегрированное занятие с использованием ИКТ
«Охрана растений и животных водоемов»
- Интерактивная игра «Природа и человек»
Итоговое мероприятие:
Викторина по теме «Рыбы и земноводные обитающие в водоемах Шатковского края»
(Центральная районная библиотека)
3.3. Живые родники
- познакомить с родниками родного края: Кипячий ключ, его лечебными свойствами, значением, названием
- воспитывать бережное отношение к родникам их охране.
- Презентация «Кипячий ключ р. п. Шатки»
- Интегрированное занятие с использованием ИКТ «Родник»
- Мультимедийная презентация «Живи родник»
- Интерактивная игра «Пищевые цепочки водоема»
Итоговое мероприятие: экскурсия на источник «Кипячий ключ»
(Историко-краеведческий музей)
IV Блок. Деятельность по охране природы Шатковского района
4.1. Редкие животные и растения Шатковского края, занесенные в красную книгу.
- Познакомить детей с
некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу р. п. Шатки (выхухоль, лебедь, колокольчик, ландыш майский, кубышка желтая, волчье лыко, ондатра, лебедь, стрекоза, бобр, выдра, прудовик)
- Формировать понятия о том, как нужно беречь окружающую среду:
Нужно убирать за собой после отдыха в лесу, беречь цветы, не сорить, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки, не топтать траву.
- Викторина «Животные и растения занесенные в Красную книгу Шатковского края»
- Интегрированное занятие с использованием ИКТ «Загадки Красной книги»
- Интерактивная игра «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»
Итоговое мероприятие:
«Всемирный день здоровья»
(ФОК «Атлант»)
4.2. Заказники
Заповедники Шатковского района
- Познакомить детей с Шатковскими заповедниками памятниками природы: Кипячий ключ, смешанные леса у с. Архангельское, Шатковские грязевые озера. - Интегрированное занятие с использованием ИКТ «Путешествие по родному краю р. п Шатки»
- Презентация «Памятники природы Шатковского края»
Итоговое мероприятие:
«Мы- друзья природы»
(Центральная районная библиотека)
4.3. Деятельность по охране природы Шатковского района - дать понятие что такое «охрана природы» :
комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли (земля, растительный и животный мир, лес, водоемы)
- познакомить детей с организациями по охране природы, их значением:
Управление районного общества охотников и рыболовства- ограничение ловли рыбы, охоты с целью сохранения определенных видов (стерлядь, белый аист, серая утка, лиса, кабан)
- Формировать навыки природоохранной деятельности: не ломать деревья, кусты, сажать деревья и цветы, не мучить животных и птиц, экономить природные ресурсы (например, воду, электрическую энергию, не мусорить. Интерактивная игра
«Жалобная книга природы»
Экскурсия к реке Теша-
сбор мусора на берегу реки Теша.
Беседа с просмотром презентации «Сохраним природу р. п Шатки»
Итоговое мероприятие: праздник «Всемирный день охраны окружающей среды»
(Управление районного общества охотников и рыболовства)