Наталья Хаванева
Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является самым действенным способом для привития детям интереса, желания познакомиться с окружающим миром, любви и бережного отношения к ней.
Ключевые слова: Экологическое воспитание, развитие, сказка, старший дошкольный возраст.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
В настоящее время остро стоит проблема экологии : загрязняется окружающая среда, исчезают многие виды животных и растений, и это напрямую зависит от нашего отношения к природе. Экологическую культуру нужно прививать с малых лет. Поэтому является актуальным экологическое воспитание дошкольников.
Многие исследователи обращали внимание на проблему экологического воспитания (Н. А. Рыжова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, А. Н. Захлебный, В. К. Фокина и другие). Их исследования показывают, что из экологического кризиса людей может вывести только экологическое мировоззрение и культура. Они считают, что для экологического воспитания детей необходимо создать педагогические условия, которые будут способствовать постепенному формированию экологических знаний, взглядов, убеждений, и на основе этого выстроить осознанные действия по охране окружающей среды.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются основы восприятия мира. Маленькие дети очень эмоционально относятся, радуются и огорчаются, переживают вместе с окружающей их живой и неживой природой. И задача взрослых сформировать у ребенка положительное отношение к природе, научить его любить и бережно относиться к окружающей среде.
Цель нашего исследования: выявить значимость сказок в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Прививать экологическую культуру детей с помощью экологических сказок;
2. Формировать элементарные экологические знания детей старшего дошкольного возраста;
3. Развивать интерес и желание познать окружающий природу;
4. Развивать умение сопереживать, сочувствовать, желание оказать посильную помощь объектам природы;
5. Воспитывать заботливое, бережное и гуманное отношение к окружающему нас миру.
Сказка имеет огромное значение в экологическом развитии ребенка. Дети любят слушать сказки с самого раннего возраста, и остаются любимыми для них на протяжении всего дошкольного возраста. Именно со сказки начинается его знакомство с окружающим миром в целом.
Благодаря экологическим сказкам дети учатся познавать окружающий мир, понимают значимость своих поступков по отношению к природе, начинают понимать к чему приводят те или иные поступки и что ответственны за сохранение ее богатства и красоты.
Детям очень нравится инсценировать отрывки из понравившихся экологических сказок. Сказки, переделанные на экологический лад, например, «Высотный терем» вызывает у детей неподдельный интерес, и они с радостью принимают участие в обыгрывании сказки, охотно отвечают на вопросы по содержанию сказки (Как вы думаете, о чем могут разговаривать деревья и птицы? Какие деревья больше всего любят птицы? Если бы вы были деревом, каких птиц пригласили бы жить в гнездах на ветках и почему). После прочтения сказки дети рисуют дерево – теремок и его обитателей (утку, дятлов или стрижей) на выбор.
Через сказки дети учатся сопереживать, сочувствовать героям, у них появляется желание помочь, сделать что-то приятное, доброе для тех, кто попал в беду, радуются хорошей концовке. Например, в сказке «Друзья леса», деревья попали в беду, на них напали гусеницы и они просят о помощи, им на выручку спешат муравьи, но сами попадают в беду, их муравейник разоряет медведь, муравьев от гибели спасает лесник. Так выстраивается цепочка добрых поступков и дети видят, что за добрые поступки всегда отвечают добром и в дальнейшем сами тоже стараются быть чуткими, отзывчивыми и заботливыми по отношению к окружающей нас природе и даже к маленьким насекомым, которые тоже могут быть полезны.
Для того, чтобы экологические сказки детям были интересны, можно использовать картинки для рассматривания, самим иллюстрировать сказки, использовать тренинги «Представьте, что вы дерево…» и другие, поиграть в игру «Чудесные превращения», например, превратиться в птицу или в других животных, привлечь детей к самостоятельному изготовлению книжек-малюток, сочинению сказок на выбранную тему, с использованием тех или иных героев, придумывание начала или концовки сказок, а также использование в работе методики ТРИЗ «Что было бы, если…» (не было пчел, цветов и т. д.).
Таким образом, роль экологических сказок в развитии правильного гуманного отношения к природе бесспорна и вы можете выбрать свои варианты и способы развития экологического сознания ребенка, осмысленности его поступков и действий по отношению к природе, но перед нами стоит главная задача, а именно, научить детей жить в ладу с окружающей средой.
Литература:
1. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. – М. : Линка-Пресс, 2002. – 192 с.
2. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 1999. – 184 с.