Ирина Каменская
Школа малоопытного психолога с использованием ИКТ и ЭОР «Работа с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
ШКОЛА МАЛООПЫТНОГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»
Ребёнок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Публикация «Школа малоопытного психолога с использованием ИКТ и ЭОР „Работа с семьей“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Психология школьников
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Главная задача наглядно – информационной формы работы с родителями - целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.
Главная задача индивидуальной формы работы с родителями - выявление проблем и нахождение оптимальных путей выхода из трудных детско–родительских ситуаций.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Целью психологического консультирования родителей воспитанников является повышение знаний, связанных с психофизиологическими особенностями детей данного возраста и методами успешного их развития.
главной задачей психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка.
ПРИМЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ
узнать результаты мониторинговых исследований,
получение рекомендаций как готовить детей к школе,
отсутствие коммуникации их ребенка с другими детьми,
отсутствие у детей выраженных интересов,
плохая память,
неорганизованность,
несамостоятельность,
агрессивность,
повышенная возбудимость или робость
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ
В ТЕЧЕНИИ ГОДА
45% - узнать результаты мониторинговых исследований и получить рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.
35% цель- разрешение проблемной ситуации, связанной с познавательным развитием или эмоциональным состоянием ребенка.
10% по инициативе психолога, познакомить с оценкой познавательного или психического развития и предложить рекомендации по решению данных трудностей у ребенка.
10% по инициативе психолога, повысить уровень знаний у родителей воспитанников
ОСНОВНАЯ ТРУДНОСТЬ
В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Отсутствие мотивации со стороны родителей
ПРИЕМЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Нерефлексивное слушание
Рефлексивное слушание
- выяснение
- уточнение
- перефразирование
- дальнейшее развитие мыслей собеседника
- резюмирование
- замечание о ходе беседы
ЗАДАВАНИЕ ВОПРОСОВ КЛИЕНТАМ
«Кто, что?» факты
«Как?» поведение, внутренний мир
«Почему?» провоцирует защитные реакции
Избегать постановки одновременно нескольких вопросов
Не следует задавать вопрос в разных формулировках
Нельзя вопросом опережать ответ клиента
ПРОЦЕСС КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЫ
Этап 1. Знакомство с клиентом (5-10 мин)
Этап 2. Расспрос клиента (25-35 мин)
- формирование консультативных гипотез
Техники: эмпатическое слушание,
принятие концепции клиента,
структурирование беседы
- проверка консультативных гипотез
Техники: уточнение
обсуждение гипотезы
Этап 3 Оказание воздействия (5-10 мин)
- Коррекция установок клиента - выстроить в сознании клиента цепочку событий
акцентуирование противоречий рассказа клиента
переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности
постановка клиента в рефлексивную позицию
помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт
пересказ клиенту основных реалий его рассказа
- Коррекция поведения клиента
альтернативы своего поведения
разработка плана позитивного реагирования
Этап 4.
Завершение консультативной беседы
(5-10 мин)
- подведение итогов беседы
- обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений
- обсуждение вопроса домашнего задания
- прощание
РАСХОД ВРЕМЕНИ НА ОДНУ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Групповая (1,5 - 2 часа)
Индивидуальная (1 - 1,5 часа)
Повторная индивидуальная (не меньше 40 минут)
Главная задача коллективной формы работы с родителями – повышение психологической компетентности родителей в сфере детско–родительских отношений и решения задач развития, воспитания детей.
«Тренинг (от англ. train — тренироваться) — в самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Как один из инструментов психолога он может применяться в индивидуальной и групповой работе. Но наибольшую популярность этот способ воздействия приобрел в работе с группой».
СТРУКТУРА ТРЕНИНГА
Организационный момент:
- Вступление заключается в кратком рассказе о предстоящем тренинге, лаконичном информировании о его цели, задачах и форме работы.
- Знакомство определяется аудиторией и предпочтениями тренера.
- Формулирование правил работы в тренинговой группе;
Основная часть:
-Решение задач поставленных перед участниками тренинга, через различные упражнения.
Подведение итогов (рефлексия) :
- Эмоциональное отреагирование – осмысление.
Домашнее задание (подразумевается не всегда)