Елена Коваленко
Консультация «Взаимосвязь с семьей = работа с клиентами»
▼ Скачать + Заказать документы
Реалии социокультурной ситуации в обществе, с одной стороны, и экономического режима функционирования системы дошкольного образования – с другой, предполагают и требуют новых подходов к сотрудничеству с семьей, углубления контактов с родителями детей, обогащения их новым содержанием и формами, установки на подлинное системное сотрудничество. Поэтому мы рассматриваем это направление работы как одно из ключевых в деятельности детского сада, и прежде всего именно как работу с клиентами.
Публикация «Консультация „Взаимосвязь с семьей = работа с клиентами“» размещена в разделах
Задача дошкольной организации – показать родителям высокий профессионализм педагогов и их заинтересованность в том, чтобы сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально ярким, интересным и безопасным.
Исследования показали, что доверие родителей к педагогам дошкольных образовательных организаций достаточно высоко и обнаруживает устойчивую тенденцию роста. Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста.
За последнее десятилетие скачкообразно увеличилось количество форм дошкольного образования. Появились группы кратковременного пребывания разного профиля, получили развитие домашние и семейные детские сады.
Расширяется спектр доступных педагогам форм взаимодействия с семьей. Разнообразные консультации, семейные клубы, совместный досуг, творческие проекты, фестивали и выставки, спортивные мероприятия, традиционные праздники объединяют дошкольную организацию и семью в одно воспитательное пространство.
Если в вопросах обучения, образования ведущая роль принадлежит детскому саду, располагающему профессиональными кадрами, а в вопросах развитии в среднем 50 на 50, то в вопросах воспитания ведущая роль принадлежит семье.
В работе с семьей перед собой мы ставим следующие задачи:
1. Постоянно изучать запросы семьи микрорайона, в котором работаем МБДОУ, касающиеся услуг детского сада.
2. Повышать психологическую компетентность родителей. Учить родителей каждой возрастной группы общаться с детьми. Учить их нетравмирующим приемам управления поведением детей.
3. Убеждать родителей в необходимости соблюдения единого с организацией режим дня для ребенка дошкольного возраста.
4. Учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье.
5. Создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в МБДОУ, а также условия для доверительного, неформального общения с родителями.
6. Помогать родителям правильно, в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями ребенка, выбрать школу.
7. Постоянно вести работу по профилактике нарушений и защите прав и достоинств ребенка в МБДОУ и семье.
Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребенка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Много терпения, такта, мудрости требует построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями.
Мероприятия, проводимые в МБДОУ, ориентированы на:
- установление и поддержание контакта педагогического коллектива и родителей;
- проблематизацию, вытекающую из особенностей развития ребенка на данном возрастном этапе, и мотивацию повышения родительской компетенции;
- передачу родителям знаний о возрастной психологии и педагогике;
- развитие практических коммуникативных родительских компетенций;
- формирование единого пространства сотрудничества и сотворчества.
Как показало исследование, наиболее проблемными являются следующие области построения детско-родительских отношений:
- проблема свободы воли ребенка и границ необходимого контроля его поведения со стороны взрослого;
- способы воздействия на поведение ребенка (проблема поощрений и наказаний);
- проблема самоконтроля взрослого, управления своими эмоциями и рефлексии своего родительского поведения.
Прием, собеседование и заключение договора – соответствие или несоответствие ожиданий реалиям.
При первой встрече с родителями у нас одна и та же задача: понять, подходим ли мы друг другу. В зависимости от настроя собеседника либо начинаем рассказывать об организации, либо выслушиваем, что родитель ждет от детского сада, и просим его рассказать о ребенке. Но сначала всегда лучше выслушать.
Если у родителя нет немедленной отрицательной реакции, в конце встречи предлагаем заполнить анкету для родителей.
Следующий шаг – ответить на вопросы собеседника, а также рассказать о детском саде то, о чем он нас не спросил, но что мы сами считаем важным.
Если основные условия нашего договора устраивают родителя, мы можем пройти с экскурсией по детскому саду – здесь поможет наглядная информация, а затем вручаем информационные материалы и договариваемся о времени прихода ребенка.
На второй встрече происходит знакомство ребенка с воспитателем той группы, в которую он будет ходить.
Информационные материалы для родителей (выдаются на руки) :
- визитка руководителя с эмблемой, названием организации, контактной информацией, адресом сайта;
- памятка для родителей – листовка с описанием корпоративной культуры;
- перечень необходимых документов;
- перечень необходимых вещей;
- рекламный буклет (сувенирная продукция).
Как показать родителям работу детского сада?
Наша разносторонняя и инновационная работа была видна каждому входящему в МБДОУ. Достижению этой цели с успехом служат:
- выставки детских работ, а также тематические вернисажи в коридоре, группах (для лепки и прикладного художественного творчества оборудованы витрины);
- тематические стенды в коридорах с обилием содержательных фотографий большого формата; каждая образовательная услуга представлена собственной визитной карточкой – стендом. Обязателен стенд, показывающий
- фотогалереи;
- презентации на экране или электронных фоторамках;
- выставка публикаций о МБДОУ;
- информация на сайте, в социальных сетях, форуме;
- разного рода рекламная продукция.
Реклама – часть маркетинговой деятельности МБДОУ. Она подразделяется на информационную и стимулирующую. Наиболее распространенные в нашем МБДОУ следующие:
- публикация информации о детском саде в адресных справочниках;
- создание сайта в Интернете;
- установка рекламных щитов возле детского сада круглогодично;
- публикация информации, содержательных статей в местной печати;
- содержательная информация и рекламные ролики;
- разработка рекламных буклетов организации;
- разработка рекламно-информационных плакатов, листовок для размещения в микрорайоне;
- подготовка адресных информационных писем для рассылки в семьи, имеющие детей дошкольного возраста;
- выпуск сувениров с символикой МБДОУ.
Главная цель рекламного продукта – не сообщить как можно больше информации об организации (это можно сделать при личном посещении родителями МБДОУ, а заинтересовать родителей, чтобы они пришли к вам в детский сад и увидели все своими глазами. Поэтому все рекламные материалы должны, прежде всего, создавать у родителей целостный и эмоционально окрашенный образ организации, быть лаконичными, написанными простым и понятным языком.
На наш взгляд, такой подход позволит обеспечить конкурентоспособность детского сада и его выживание в условиях меняющейся экономической ситуации и динамичной картины социальных запросов и потребностей современной семьи.