Папки-передвижки

Работа педагога-психолога с детьми ОНР

Наталья Бацанина
Работа педагога-психолога с детьми ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания психолого-педагогической помощи детям.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Публикация «Работа педагога-психолога с детьми ОНР» размещена в разделах

У детей с ОНР часто страдает эмоциональноволевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:

• агрессивность, драчливость, конфликтность;

• повышенная впечатлительность, страхи;

• неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;

• повышенная обидчивость, ранимость;

• склонность к болезненному фантазированию.

Таким образом, первый этап моей работы заключается в проведение диагностики детям с ОНР, при этом выявляются нарушения в познавательной, в эмоционально-волевой и в личностной сферах.

Выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы в процессе психолого-педагогического сопровождения развития детей.

Приоритетными задачами в моей работе по сопровождению развития детей с нарушениями речи в нашем дошкольном учреждении являются:

• создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом;

• учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;

• оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности,

• повышение психологической компетентности родителей, воспитателей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Задачи, которые я ставлю для сопровождения детей с ОНР в нашем саду решаются в работе с отдельными детьми, подгруппой, а так же с родителями и педагогами. В связи с этим осуществляется несколько направлений в моей работе :

• психологическое просвещение и профилактика;

• психологическая диагностика;

• психологическая коррекция и развитие;

• психологическое консультирование.

Процесс психолого-педагогического сопровождения родителей, формирование их компетентности в различных аспектах развития ребенка помогает улучшить детско-родительские отношения, обеспечить успешную адаптацию детей к школе, повышает их заинтересованность в учебной деятельности, способствует развитию познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации детей.

Таким образом, важным условием в моей работе по сопровождению детей с ОНР, их успешной подготовки и дальнейшей адаптации к школе является совместная, комплексная работа педагога-психолога и родителей, активность родителей, заинтересованность и вера в успехи детей.

Так же в своей работе я использую ИКТ, оно дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, по моему мнению, это проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка. Тот интерес, который вызывают такие занятия, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для детей с ОНР, так как именно они во многом и обеспечивают развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы (уровня развития самооценки, особенностей развития качеств личности и черт характера, а также психологическую готовность ребенка к школе.

По результатам диагностики я создаю группы коррекции и провожу групповые и индивидуальные занятия.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых нами мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Основной принцип организации работы — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Я и логопед оказываем помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживаем процесс развития; занимаемся глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Благодаря нашей совместной деятельности мы имеем возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОУ.

Наше тесное взаимодействие позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Публикации по теме:

Работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в развитии Основной целью работы с проблемными детьми является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной,.

Работа педагога-психолога с детьми в летний периодРабота педагога-психолога с детьми в летний период В нашем дошкольном учреждении в летний период все специалисты работают не на группах (как во многих учреждениях, замещая воспитателей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа педагога-психолога с детьми ОНР
Опубликовано: 19 мая 2015 в 06:45
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа педагога-психолога с детьми ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бацанина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД