Елена Симоненко
Консультация для воспитателей «Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Публикация «Консультация для воспитателей „Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Более того, мы считаем, что вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причем для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию : здорового ребенка и понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы, особое внимание мы уделяем постоянному совершенствованию мастерства педагогов, поиску новых подходов к физическому развитию детей базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его орган и индивидуализации профилактических мероприятий и т. д.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей — в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает :
1) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
2) участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
3) целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ;
4) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в прогимназии, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
5) обучение конкретным приемам и методам оздоровления
(ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам
закаливания и т. д.);
6) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями,
проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т. д.).
Для реализации этих задач широко используются:
— информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;
— консультации;
— устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физвоспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
— семинары-практикумы;
— деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т. д. ;
— «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бассейне, закаливающих и лечебных процедур и т. д. ;
— совместные физкультурные досуги и праздники и т. д.
Стержнем всей данной работы является индивидуальная программа (план) оздоровления, разрабатываемая на каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе глубокой диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, которая включает:
— анамнез заболеваемости за предыдущий период времени;
— осмотр ребенка «узкими» специалистами и общее обследование (заключение педиатра);
— функциональную диагностику на тепловизоре и сколеометре;
— анализ навыков детей по основным видам движений;
— анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.
Проанализировав данные анкет, полученные в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что, хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья : физического, психического и социального.
Индивидуальные программы оздоровления предусматривают не только «гибкий режим» дня, закаливающие процедуры и разнообразные формы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с конкретным ребенком, но и участие его семьи как в общих и индивидуальных мероприятиях для родителей (перечисленных выше, так и в семейных клубах: «Здоровье», «Папа, мама и я — спортивная семья», «Социально-эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка» и др. Причем темы занятий в клубах и формы их проведения выбирают сами родители через анкетирование и «Книгу предложений».
В процессе работы по индивидуальным программам здоровья в дошкольном учреждении и дома предусматривается систематический медико-педагогический контроль, включающий разные формы наблюдений за ребенком со стороны работников детского учреждения и родителей. На основании анализа комплексных результате: наблюдений и повторной меди: диагностики в середине и в учебного года индивидуальные программы корректируются и в соответствии с этим даются дополнительные рекомендации как педагогам, так и родителям.
Таким образом, данный алгоритм физкультурно-оздоровительной работы не только позволяет на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение пребывания в ДОУ.