Получи документы

Шаги по созданию визуального расписания для детей с РАС

Елена Болычева
Шаги по созданию визуального расписания для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

1. Определите формат расписания.

Каждый вид расписания может использоваться в любом возрасте и при любых разновидностях аутизма. Возможные типы расписаний включают :

А. Расписание из предметов. Такое расписание наиболее уместно для людей с очень низкими речевыми навыками или невербальных. Самый простой способ использовать визуальное расписание из предметов — дать ребенку предмет незадолго до переходу к следующему занятию. Ребенок берет предмет и использует его во время следующего занятия. Самое главное при составлении расписании из предметов — определить, какой небольшой предмет может использоваться во время каждого занятия, либо какой предмет может символизировать то или иное событие.

Публикация «Шаги по созданию визуального расписания для детей с РАС» размещена в разделах

Примеры предметов, которые использовали родители одного из детей для визуального расписания :

— Играть на улице = синий мяч.

— Ванная = подгузник.

— Обед = ложка.

— Играть дома = красная машинка.

— Работа с терапистом = кусочек паззла.

А вот пример предметов для визуального расписания взрослого молодого человека, который работал, складывая полотенца в местном спортзале:

— Пойти на сенсорный перерыв = мячик-эспандер.

— Пойти в продуктовый магазин = пакет для продуктов.

— Пойти поплавать = плавки.

— Попить = желтая чашка.

— Перекусить = красная тарелка.

— Обед = ложка.

— Туалет = рулон туалетной бумаги.

— Смотреть телевизор = видеокассета.

— Работа = белая тряпичная салфетка.

Б. Расписания из рисунков или фотографий. Ваш сын или дочь будут готовы к расписанию из фотографий, если они смогут правильно соотносить картинки или фотографии друг с другом (например, в простой игре в лото). Некоторым людям проще распознавать фотографии, в то время как другим проще распознавать рисунки. Вы можете или нарисовать их самостоятельно, либо использовать готовые рисунки, которые можно найти в Интернете.

Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. Ваш сын или дочь снимает с расписания одну картинку или фотографию, после чего переходит к занятию, которое она символизирует. Если ваш ребенок сильно отвлекается и, скорее всего, растеряется на пути к занятию, то используйте парное расписание. Этот тип визуального расписания означает, что вы делаете пару изображений для каждого занятия, и одно из изображений вы размещаете в том месте, куда направляется ребенок (например, если он идет гулять, то соответствующая картинка вешается на входную дверь). Ребенок подходит и снимает картинку с расписания, после чего вешает ее на такую же картинку в нужном месте. Можете использовать клейкую ленту-липучку, чтобы прикреплять одну картинку к другой.

Если ребенок может сосредоточиться на том, что символизирует картинка, даже если ему нужно перейти в другое место или помещение для следующего занятия, то совмещение пар картинок вам не понадобится. В этом случае человек кладет изображение в специальный кармашек или просто переворачивает его, после чего приступает к данному занятию.

В. Письменные расписания. Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ваш ребенок только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами.

Вы можете сделать парные карточки со словами и использовать вышеописанный прием с парным расписанием. Либо вы можете просто составить список занятий и событий, чтобы ваш ребенок вычеркивал по очереди те пункты, которые он уже выполнил.

Для наиболее продвинутых учеников можно использовать более сложные виды письменного расписания, например, компьютерные программы планирования задач или органайзеры.

Выбирая тип визуального расписания важно представить, что ваш ребенок будет использовать это расписание в свой самый плохой день. Мы все плохо функционируем, когда испытываем стресс, поэтому оптимальный формат визуального расписания должен быть самым простым, с которым ваш ребенок точно справиться в любом состоянии.

2. Определите длину расписания.

И снова, длина должна зависеть от потребностей и возможностей вашего ребенка. Некоторые способны пользоваться расписанием на весь день, в то время как другие будут испытывать перегрузку от слишком большого объема информации, и им нужно видеть лишь один или два символа предстоящих событий одновременно. Вы можете предположить, какое количество пунктов будет оптимальным для вашего ребенка, а потом модифицировать его по необходимости.

3. Решите, какие подсказки вы будете использовать, чтобы побудить вашего ребенка использовать расписание.

Вербальные инструкции и подсказки — это не самый эффективный способ обучения человека с аутизмом. Можно использовать визуальную поддержку, чтобы напомнить вашему ребенку, что пора свериться с его расписанием. Это особенно полезный инструмент в те периоды, когда ваш ребенок испытывает стресс, поскольку вербальные инструкции во время кризиса с большой вероятностью увеличат проблемное поведение.

Если ваш сын или дочь используют расписание из предметов, то вы сами являетесь визуальной подсказкой, когда даете ребенку предмет. Для расписания в картинках вы можете использовать изображение, символизирующее расписание, либо вы можете использовать фотографию самого расписания или ребенка.

При письменном расписании вы можете сделать карточку с надписью «проверь расписание» или, для людей с более развитыми способностями, вы можете просто дать карандаш. Картинку или письменную подсказку можно расположить наверху расписания после того, как вы дали их ребенку, чтобы напомнить о необходимости свериться с расписанием.

Если ваш ребенок справляется с более сложными видами расписаний, например, с программой списка задач или органайзером, он может установить будильник в своих часах или в органайзере, чтобы не забыть, что нужно свериться с расписанием в определенное время.

4. Учите пользоваться расписанием.

Вам придется учить своего ребенка пользоваться визуальным расписанием, как и любой другой новой концепции. Если человек плохо или мало понимает устную речь, то для обучения вы будете вкладывать предмет или картинку в руку ребенка и мягко физически подсказывать ему (стоя сзади, что нужно пойти в обозначенное место. Очень важно никогда не стоять перед ребенком, когда вы ведете его в нужное место, так как иначе вы будете побуждать его полагаться на вас, а не смотреть на расписание.

Людям с более развитыми вербальными навыками и взрослым можно (кратко) объяснить концепцию расписания. Для некоторых людей будет лучше, если вы дадите им прочитать это объяснение в письменном виде. Вы также можете показать им расписания или фотографии расписаний, которыми пользуются другие взрослые люди, чтобы повысить их мотивацию пользоваться расписанием.

5. Отслеживайте, что делает ваш ребенок.

Как только ваш ребенок начнет использовать свое расписание, отмечайте, начал ли он пользоваться им самостоятельно. Можно считать, что ваш ребенок перешел к независимому использованию расписания, если он самостоятельно отправляется к расписанию, когда вы даете ему визуальную подсказку «проверь расписание», а затем использует следующий пункт расписания, чтобы самостоятельно приступить к следующему занятию.

6. Вносите изменения в расписание по необходимости.

Если вы учите расписание в течение пары недель, но не замечаете никакого прогресса в независимости ребенка, то это признак того, что вам нужно модифицировать расписание. Например, вы можете уменьшить количество пунктов или заменить изображения на предметы.

7. Будьте последовательны в размещении всех занятий и событий в визуальном расписании, особенно в тех случаях, когда происходит нечто неожиданное.

8. По мере того как ваш ребенок растет и развивает новые навыки, вы можете решить изменить формат расписания.

Избегайте соблазна полностью отказаться от расписания. Детис аутизмом с большой вероятностью регрессируют обратно к чрезмерной зависимости или потере навыков, если вы попытаетесь уменьшить поддержку расписанием. Однако для большинства людей формат расписания надо будет менять по мере развития у них новых навыков.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Пальчиковые шаги»Дидактическая игра «Пальчиковые шаги» Представленная дидактическая игра «Пальчиковые шаги» предназначена для использования в работе с детьми дошкольного возраста. Целью данной.

Музыкальное занятие «Шаги в музыке — долгие и короткие звуки» для детей 4–5 летМузыкальное занятие «Шаги в музыке — долгие и короткие звуки» для детей 4–5 лет МБДОУ «Пачинский детский сад» Шаги в музыке - долгие и короткие звуки Методическая разработка музыкального занятия для детей 4-5 лет Выполнила:.

Музыкально-ритмическая игра «Шаги или семья шагает по утру» для детей подготовительной группы ДОУ Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью его воспитания и физического развития. Время изменяло.

Пальчиковые шаги из фетраПальчиковые шаги из фетра Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский Существуют специальные упражнения для развития подражания.

Первые шаги в инклюзивном образованииПервые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

Посвящение в первоклассники «Первые шаги» Утверждаю Директор МБУ ДО «АДШИ» Шевцова Е. Н___ «» ___2018 года Дата проведения: 27.10.18г. Время проведения: 15:00.

Презентация познавательного занятия для детей 4–5 лет «Шаги осени» Программные задачиКоличество и счет: ознакомление с цифрой 4; соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка во времени: времена.

Проект «Первые шаги в математику» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект по ПДД «Детства безопасные шаги» Проект «Детства безопасные шаги»Автор: воспитатель Савельева Н. В. Вид проекта: информационно-познавательный. Продолжительность проекта: один.

Тематическая прогулка «Шаги Осени»Тематическая прогулка «Шаги Осени» План прогулки. 1. Сюрпризный момент- письмо от Лесовичка. 2. Наблюдение клёна. 3. Эксперементирование с листьями. 4 Логоритмическое упражнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Шаги по созданию визуального расписания для детей с РАС
Опубликовано: 8 декабря 2022 в 19:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Шаги по созданию визуального расписания для детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Елена Болычева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД