анна дубинкина
Серия занятий по сказке «Бычок-смоляной бочок» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №1
Слушаем сказку «Смоляной бычок».
Задачи:
Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего; формировать потребность защищать слабого.
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Бычок-смоляной бочок», сказка
- Темочки
Обучающие — совершенствовать общую моторику; закреплять и расширять знания детей о домашних и диких животных; ввести в активный словарь детей относительные прилагательные «соломенный», «деревянный», «веревочный»,
«смоляной».
Развивающие — развивать у детей зрительное внимание, способность осмыслять события сказки.
Материал :
фигурки персонажей сказки :дедушка, бабушка, Танюшка, бычок, заяц,
волк, медведь. Декорации: дом, лесная поляна, стадо коров.
Предметные картинки - кочан капусты, обвязанный
красной ленточкой, мешок с орехами, улей с медом.
Демонстрационный рисунок: «Бычок и тень»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: «Встали рядышком друг с другом, словно месяц -полукругом». (Дети встают полукругом перед педагогом. Воспитатель проходит вдоль ряда, стоящих полукругом детей, хлопая по их ладошкам и проговаривая фразу:
«Мы знаем много, много названий домашних животных» (важно чтобы в сказанной фразе было столько слов, сколько детей стоит в ряду, проговорив с хлопками фразу, воспитатель возвращается к первому ребенку и по одному спрашивает каких домашних животных наших лесов они знают. Дети по одному называют домашнее животное, хлопают педагога по ладоням и садятся на стульчики, расставленные полукругом)
2. Знакомство со сказкой.
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем слушать русскую народную сказку про одно из домашних животных. А называется эта сказка «Смоляной бычок». (Читаем детям сказку «Смоляной бычок», одновременно выставляя декорации и фигурки персонажей.)
3. Подумай и ответь.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подумай и ответь»
-С кем жили дедушка и бабушка?
-Кого увидела Танюшка в стаде коров?
-Что сказала Танюшка, когда увидела бычка?
-Кто сделал бычка для Танюшки?
-Из чего дедушка сделал бычка?
-Чем дедушка вымазал соломенного бычка?
-Куда Танюшка повела пастись своего бычка?
-Кто захотел съесть смоляного бычка?
-Что случилось с медведем?
-Куда отвел бычок медведя?
-Что сказал дедушка, когда увидел медведя?
-О чем попросил медведь?
-Кого на следующий день привел бычок домой?
-Что сказал дедушка, когда увидел волка?
-О чем попросил волк?
-Кого еще приводил бычок?
-Что сказал дедушка, когда увидел зайца?
-О чем попросил заяц?
-Что принесли лесные звери в подарок дедушке, бабушке и Танюшке?
4. «Физминутка» «На лугу»
Воспитатель: Мы немного засиделись, предлагаю немного подвигаться.
Мы по лугу прогулялись
И немножко запыхались (шагаем на месте)
Встанем,глубоко вздохнём,
Упражнения начнём.
Руки в стороны,вперёд. (развели руки в стороны. Вперёд)
А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети, (присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Вот как дружно хлопаем (хлопаем в ладоши)
И ногами топаем! (топаем ногами)
Хорошо мы погуляли
И не капли не устали! (шагаем на месте)
5. Д/и «Из чего бычок?»
Воспитатель (выставляет на стол фигурку бычка из сказки «Смоляной бычок»)
Ребята, бычок из сказки не настоящий, его смастерил дедушка. Он сделал его из соломы.
-Какой получился бычок? (Соломенный)
«Взял дедушка солому,сделал туловище»
-Какое получилось туловище? (Соломенное)
«Голову бычку дедушка сделал тоже из соломы»
-Какая получилась голова? (Соломенная)
«Потом дедушка взял четыре деревянные палки и сделал бычку ножки»
-Какие ноги получились? (деревянные)
«После этого взял дедушка веревку, сделал бычку хвостик.»
-Какой получился хвостик? (Верёвочный)
«А под конец вымазал дедушка бычка смолой.»
- Какой стал бычок? (Смоляной)».
6. «Найди ошибку»(рассматривание рисунка «Бычок и его тень)
Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно рисунок и найдите ошибку, которую допустил художник. (на тени не хватает рогов).
7. Подведение итогов занятия.
Положительная оценка работы детей.
Занятие №2
Рассказываем сказку «Смоляной бычок».
Задачи:
Воспитательные — формировать у детей умение соблюдать очередность, участвовать в коллективном пересказе; воспитывать подражательность; стиму-лировать развитие творческой индивидуальности детей.
Обучающие — совершенствовать общую и артикуляционную моторику; фор-мировать речевое дыхание,закреплять у детей грамматические навыки (умение образовывать притяжательные прилагательные, называть детенышей животных); совершенствовать связную речь детей.
Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание и память; тренировать скорость реакции, умение отгадывать загадки.
Оснащение:
Фигурки персонажей сказки :дедушка, бабушка, Танюшка, бычок, заяц,
волк, медведь. Декорации: дом, лесная поляна, стадо коров. Предметные картинки: ведро со смолой; кочан капусты, обвязанный красной ленточкой; мешок с орехами; улей с медом
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель:(обращается к детям) «Встали рядышком друг с другом, словно месяц,— полукругом». (Дети встают полукругом перед педагогом. Воспитатель проходит вдоль ряда, стоящих полукругом детей, хлопая по их ладошкам и проговаривая фразу: «Мы знаем много,много названий детенышей животных»)
Воспитатель:
- «У зайца.». (зайчонок)
-«У волка…» (волчонок)
-«У медведя.» (медвежонок)
-«У лисы.» (лисёнок)
-«У белки.» (бельчонок)
- «У ежа…» (ежонок)
- «У лося…» (лосёнок)
(Когда назвали детенышей животных, дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.)
2. Отгадай загадки.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с какой сказкой мы познакомились («Смоляной Бычок»,Предлагаю вам отгадать загадки о некоторых героях
Сказки.
По полю скачет — Летом бродит без дороги
Ушки прячет, Между сосен и берез.
Встанет столбом — А зимой он спит в берлоге,
Ушки торчком. От мороза пряча нос.
(Заяц) (Медведь)
Серый, зубастый, по полю рыщет, Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Воспитатель : Ребята,давайте вспомним,что случилось с этими дикими животными в сказке «Смоляной бычок».
(ответы детей)
3. Совместный пересказ.
Воспитатель: Я вам предлагаю по очереди рассказать эту сказку.
(Каждый ребенок говорит по 2-3 предложения)
(Воспитатель последовательно выставляет декорации и фигурки персонажей, совершает с ними описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей возникают затруднения, воспитатель задаёт наводящий вопрос или начинает следующую фразу сам.)
4. Подвижная игра «Будь внимателен».
Воспитатель: Предлагаю поиграть: по команде «заяц»- дети, изображая зайцев, прыгают в разных направлениях, держа руки перед грудью, как лапки; по команде «волк» -бегут; а по команде «медведь» — не спеша идут вперевалочку.
5. Чьи подарки?
Воспитатель :Ребята, а вы помните что дедушка, бабушка и Танюшка пожалели лесных зверей, которых привел бычок, и отпустили их обратно в лес. А бла-годарные звери принесли им разные подарки.
- Какой подарок принесло каждое животное (ответы детей)
-Кочан капусты -чей подарок? (Заячий.)
-Мешок орехов?-чей подарок? (Волчий.)
-Улей меду?-чей подарок? (Медвежий.)
-Ленточка?-чей подарок? (Заячий.)
6. Подведение итогов занятия.
Положительная оценка работы детей.
Занятие№3
Показываем сказку «Смоляной бычок».
Задачи :
Воспитательные —воспитывать любовь детей к художественной литературе; вызывать интерес, любознательность и эмоциональный отклик.
Обучающие – учить детей разыгрывать небольшие театральные постановки, согласовывать свои действия при проведении инсценировки, совершенствовать артикуляционную моторику;
Развивающие – развивать творческое воображение, интонационную выразительность,импровизационные умения, память.
Материал :
Маски персонажей сказки - дедушка, бабушка, Танюшка бычок, заяц,
волк, медведь ;предметные картинки -кочан капусты, обвязанный красной ленточкой, мешок с орехами; улей с медом; музыкальное сопровождение
индивидуальные зеркала по количеству детей;
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:(обращается к детям)«Встали рядышком друг с другом, словно месяц- полукругом». Какую русскую народную сказку мы рассказывали на прошлом занятии?
(«Смоляной бычок»)
-А вы хотите сами превратится в настоящих артистов и показать спектакль
по сказке «Смоляной бычок».
-Предлагаю вам отгадать загадки.
1. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной любимый… (дед)
2. Кто любить не устает,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша (бабушка)
3. Утром бабушка за ручку
В детский сад приводит (внучку)
4. Встал он прямо у дорожки,
Не идут от страха ножки,
И мычит бедняга «Му!
Шаг я сделать не могу!» (бычок)
5. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы-
Уши выше головы. (заяц)
6. Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой, голодный серый….(волк)
7. Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос (медведь)
(Дети, отгадавшие загадку, берут маску и примеряют на себя эту роль, превращаются в персонажей сказки. Воспитатель выступает в роли рассказчика.)
2. Инсценировка сказки.
Воспитатель: я возьму на себя роль рассказчика.
Рассказчик : И так, давным-давно в одной деревне жили были дедушка, бабушка
и внучка Танюшка.
Дедушка: «Бабка испекла бы ты блины, давно уж не пекла их, мы поели бы блинов со сметанкой». (Музыка «Проходит стадо»)
Бабка: «Да и правда, испеку-ка я блины. Танюшка, а ты будешь блины кушать?» Рассказчик : В это время мимо дома бежал чёрный бычок.
Танюшка (капризно) : «Не хочу я блины, а хочу вот такого бычка, он такой хорошенький. Хочу, хочу, хочу (топает ножкой).
Дедушка: «Надо подумать. Сделаю бычка для Танюши. (Уходит и приводит бычка)
Рассказчик : Пока бабушка и Танюша спали,сделал дед бычка для внучки.
Дедушка: «Вот тебе Танюшка-бычок, смоляной бочок. Но бычок наш не простой, схватишь, не вырвешься».
Танюшка: «Ой, дедушка, спасибо. Вот бычок, так бычок, смоляной бочок. Остренькие рожки, крепенькие ножки. Я бычка на поводок, на лужайку поведу. Пусть пасётся мой бычок - смоляной бочок».
Выходит медведь. (Музыка «медведь»)
Медведь: «Ох, а вот и бычок. Ишь, какой жирненький, сейчас я его съем.
Рассказчик : Схватил медведь бычка и прилип.
Медведь: «Ой-ой-ой! Что такое, спасите, помогите, что мне делать! Бычок, а бычок, отпусти меня в лес»
Рассказчик : А бычок идет и тащит за собой медведя и. Подходит бычок к дому, дед увидел бычка и говорит:
Дедушка: «Вот так бычок! Смотри, какого большого медведя привел. Сошью себе медвежью шубу».
Рассказчик : Испугался медведь и просит:
Медведь: «Дедушка, бабушка, Танюшка, не губите меня, отпустите меня, я вам за это из леса мёду принесу».
Дедушка: «Ну, так и быть, иди, беги в лес».
Танюшка: «Бабушка, дедушка, я пойду бычка отведу на лужок».
Выходит из леса волк. (Музыка «Волк»)
Волк: «Ух ты! Бычок один в лесу! Сейчас я его съем
Рассказчик : Схватил его за бок и приклеился.
Волк: Ой-ой-ой! Ты бычок, смоляной бочок, отпусти меня в лес
Рассказчик :А бычок будто не слышит, повернулся и пошел домой.
Дедушка: «Эх, вот так бычок! Смотри бабка, какого большого волка наш бычок привел, теперь я сошью бабке шубу из волка».
Рассказчик : Волк испугался и говорит:
Волк: «Ой, дедушка, ой, бабушка, не губите меня, отпустите меня в лес, я за это вам мешок орехов принесу».
Дедушка: «Ну, так и быть, беги к себе в лес».
Танюшка: «Дедушка, бабушка, я пойду отведу своего бычка на лужок, на крутой бережок».
Из лесу выбегает зайчик. (Музыка «Зайчик»)
Зайчик: «Что это за бычок здесь гуляет? Пойду ка я к нему подойду».
Рассказчик : Подбежал к нему, тронул лапкой и прилип.
Зайчик: «Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Бычок, а бычок, отпусти меня в лес»
Рассказчик : Бычок идет домой.
Дедушка: «Вот так бычок молодец какой! Сошью теперь Танюшке рукавички заячьи».
Зайчик : «ОЙ, дедушка, ой, бабушка, не губите меня, отпустите меня. Я за это вам кочан капусты принесу и красную ленточку».
Дедушка: «Ну, так и быть, беги к себе в лес».
Рассказчик : Из лесу выбегает мишка, несет мёд, кладет перед дедом.
Медведь: «Вот вам мёду, кушайте на здоровье».
Дед, бабка, Танюша: «Вот спасибо, мишенька!» (мишка убегает).
Рассказчик : Из лесу выбегает волк, несет мешок орехов.
Волк: «Вот вам мешок орешков, кушайте на здоровье».
Дед, бабка, Танюша: «Вот спасибо волчок, серый бочок!» (волк убегает).
Рассказчик : Из лесу бежит зайка и говорит:
Зайка: «Вот вам кочан капусты, да красную ленточку для Танюшки - возьмите скорей!»
Дед, бабка, Танюша: «Спасибо тебе заинька!»
Рассказчик : «Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
Воспитатель: Ребята а сейчас мы превратимся обратно в ребят. (Дети снимают маски).Ребята, вам понравилась наша сказка (ответы детей)
3. Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель : А сейчас пройдем за столы и перед зеркалом изобразим с помощью мимики и артикуляции героев сказки.
Артикуляционные позы:
-Танюшка — широко улыбнуться.
-Бычок — положить широкий язык на нижнюю губу и слегка покусывать его верхними зубами, изображая, как бычок жует травку.
-Медведь — опустить вниз нижнюю губу.
-Заяц — поднять вверх верхнюю губу, обнажив верхние зубы-резцы.
-Волк — оскалиться, обнажив два ряда зубов.
( Показываем артикуляционные позы в следующем порядке: бычок, заяц, медведь, Танюшка, волк, бычок, заяц, Танюшка.)
4. Подведение итогов занятия
Положительная оценка работы детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Сказка «Смоляной бычок»
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Танюшка. Сидели они один раз у своего дома, а мимо пастух стадо коров гонит. Коровы всякие: и рыжие, и пестрые, и черные, и белые. А с одной коровой рядом бежал бычок — черненький, маленький. Где припрыгнет, где прискачет. Очень хороший бычок.
Танюшка и говорит:
— Вот бы нам такого теленочка.
Дедушка думал-думал и придумал: достану для Танюшки теленочка. А где достанет — не сказал.
Вот настала ночь. Бабка легла спать. Танюшка легла спать, кошка легла спать, собака легла спать, куры легли спать, только дедушка не лег. Собрался потихоньку, пошел в лес.
Пришел в лес, наковырял с елок смолы, набрал полное ведро и вернулся домой.
Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит, собака спит, куры тоже уснули, один дедушка не спит — теленочка делает. Взял он соломы, сделал из соломы бычка. Взял четыре палки, сделал ноги. Потом приделал головку, рожки, а потом всего смолой вымазал, и вышел у дедушки смоляной бычок, черный бочок. Посмотрел дедушка на бычка — хороший бычок. Только чего-то у него не хватает. Чего же это у него не хватает? Стал дедушка рассматривать — рожки есть, ножки есть, а вот хвоста-то нет!
Взял дедушка веревочку, приладил и хвост. И только успел хвост приладить— глядь! — смоляной бычок сам в сарай побежал.
Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, черный бочок. Обрадовалась Танюшка, нарвала травы, стала смоляного бычка кормить. А потом повела бычка пасти. Пригнала на крутой бережок, на зеленый лужок, за веревочку привязала, а сама домой пошла. А бычок траву ест, хвостиком размахивает.
Вот выходит из лесу Мишка-медведь. Постоял, постоял, туда-сюда поглядел — увидел бычка. Стоит бычок к лесу задком, не шелохнется, только шкурка на солнышке блестит.
«Ишь, жирный какой,— думает Мишка-медведь,— съем бычка».
Вот медведь бочком, бочком к бычку подобрался, схватил бычка. да и прилип. А бычок хвостиком взмахнул и пошел домой. «Топ-топ.» Испугался медведь и просит:
— Смоляной бычок, соломенный бочок, отпусти меня в лес!
А бычок шагает, медведя за собой тащит.
А на крылечке и дедушка, и бабушка, и Танюшка сидят, бычка встречают. Смотрят — а он медведя привел
— Вот так бычок! — говорит дедушка. — Смотри, какого здоровенного медведя привел. Сошью теперь себе медвежью шубу.
Испугался медведь и просит:
— Дедушка, бабушка, внучка Танюшка, не губите меня, отпустите меня, я вам
за это из лесу меду принесу.
Выпростал дедушка медвежьи лапы из бычковой спины. Бросился медведь в лес. Только его и видели.
Вот на другой день Танюшка опять погнала бычка пастись. Бычок траву ест, хвостиком помахивает. Вот выходит из лесу волчище — серый хвостище. Кругом осмотрелся — увидал бычка. Подкрался волк, зубами щелк, да и вцепился бычку в бок, вцепился да и завяз в смоле. Волк туда, волк сюда, волк и так и этак. Не вырваться серому. Вот и стал он просить бычка:
— Быченька-бычок, смоляной бочок! Отпусти меня в лес!
А бычок будто не слышит, повернулся и идет домой. «Топ-топ!» — и пришел. Увидел старик волка и говорит :
— Эй! Вот кого сегодня бычок привел! Будет у меня волчья шуба.
Испугался волк:
— Ой, старичок, отпусти меня в лес, я тебе за это мешок орехов принесу.
Выпростал дедушка волка — только того и видели.
И назавтра бычок пошел пастись. Ходит по лужку, травку ест, хвостиком мух отгоняет. Вдруг выскочил из лесу зайчик-побегайчик. Смотрит на бычка — удив-ляется: что это за бычок здесь гуляет? Подбежал к нему, тронул лапкой — и прилип.
— Аи, аи, аи! — заплакал зайчик-побегайчик.
А бычок «топ-топ!» — привел его домой.
— Вот молодец, бычок! — говорит дедушка. — Сошью теперь Танюшке рука-вички заячьи.
А заинька просит:
— Отпустите меня. Я вам капустки принесу да ленточку красную для Танюшки.
Выпростал старик зайчишкину лапку. Ускакал заинька.
Вот под вечер сели дедушка, да бабушка, да внучка Танюшка на крылечке — глядят: бежит медведь к ним на двор, несет целый улей меду — вот вам!
Не успели мед взять, как бежит серый волк, несет мешок орехов — пожалуйста!
Не успели орехи взять, как бежит заинька — кочан капусты несет да ленточку красную для Танюшки — возьмите скорее! Никто не обманул.