Папки-передвижки

Серия занятий по сказке «Бычок-смоляной бочок» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

анна дубинкина
Серия занятий по сказке «Бычок-смоляной бочок» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие №1

Слушаем сказку «Смоляной бычок».

Задачи:

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего; формировать потребность защищать слабого.

Темочки:

Обучающие — совершенствовать общую моторику; закреплять и расширять знания детей о домашних и диких животных; ввести в активный словарь детей относительные прилагательные «соломенный», «деревянный», «веревочный»,

«смоляной».

Развивающие — развивать у детей зрительное внимание, способность осмыслять события сказки.

Материал :

фигурки персонажей сказки :дедушка, бабушка, Танюшка, бычок, заяц,

волк, медведь. Декорации: дом, лесная поляна, стадо коров.

Предметные картинки - кочан капусты, обвязанный

красной ленточкой, мешок с орехами, улей с медом.

Демонстрационный рисунок: «Бычок и тень»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: «Встали рядышком друг с другом, словно месяц -полукругом». (Дети встают полукругом перед педагогом. Воспитатель проходит вдоль ряда, стоящих полукругом детей, хлопая по их ладошкам и проговаривая фразу:

«Мы знаем много, много названий домашних животных» (важно чтобы в сказанной фразе было столько слов, сколько детей стоит в ряду, проговорив с хлопками фразу, воспитатель возвращается к первому ребенку и по одному спрашивает каких домашних животных наших лесов они знают. Дети по одному называют домашнее животное, хлопают педагога по ладоням и садятся на стульчики, расставленные полукругом)

2. Знакомство со сказкой.

Воспитатель: Мы сегодня с вами будем слушать русскую народную сказку про одно из домашних животных. А называется эта сказка «Смоляной бычок». (Читаем детям сказку «Смоляной бычок», одновременно выставляя декорации и фигурки персонажей.)

3. Подумай и ответь.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подумай и ответь»

-С кем жили дедушка и бабушка?

-Кого увидела Танюшка в стаде коров?

-Что сказала Танюшка, когда увидела бычка?

-Кто сделал бычка для Танюшки?

-Из чего дедушка сделал бычка?

-Чем дедушка вымазал соломенного бычка?

-Куда Танюшка повела пастись своего бычка?

-Кто захотел съесть смоляного бычка?

-Что случилось с медведем?

-Куда отвел бычок медведя?

-Что сказал дедушка, когда увидел медведя?

-О чем попросил медведь?

-Кого на следующий день привел бычок домой?

-Что сказал дедушка, когда увидел волка?

-О чем попросил волк?

-Кого еще приводил бычок?

-Что сказал дедушка, когда увидел зайца?

-О чем попросил заяц?

-Что принесли лесные звери в подарок дедушке, бабушке и Танюшке?

4. «Физминутка» «На лугу»

Воспитатель: Мы немного засиделись, предлагаю немного подвигаться.

Мы по лугу прогулялись

И немножко запыхались (шагаем на месте)

Встанем,глубоко вздохнём,

Упражнения начнём.

Руки в стороны,вперёд. (развели руки в стороны. Вперёд)

А потом наоборот.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети, (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Вот как дружно хлопаем (хлопаем в ладоши)

И ногами топаем! (топаем ногами)

Хорошо мы погуляли

И не капли не устали! (шагаем на месте)

5. Д/и «Из чего бычок

Воспитатель (выставляет на стол фигурку бычка из сказки «Смоляной бычок»)

Ребята, бычок из сказки не настоящий, его смастерил дедушка. Он сделал его из соломы.

-Какой получился бычок? (Соломенный)

«Взял дедушка солому,сделал туловище»

-Какое получилось туловище? (Соломенное)

«Голову бычку дедушка сделал тоже из соломы»

-Какая получилась голова? (Соломенная)

«Потом дедушка взял четыре деревянные палки и сделал бычку ножки»

-Какие ноги получились? (деревянные)

«После этого взял дедушка веревку, сделал бычку хвостик.»

-Какой получился хвостик? (Верёвочный)

«А под конец вымазал дедушка бычка смолой.»

- Какой стал бычок? (Смоляной)».

6. «Найди ошибку»(рассматривание рисунка «Бычок и его тень)

Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно рисунок и найдите ошибку, которую допустил художник. (на тени не хватает рогов).

7. Подведение итогов занятия.

Положительная оценка работы детей.

Занятие №2

Рассказываем сказку «Смоляной бычок».

Задачи:

Воспитательные — формировать у детей умение соблюдать очередность, участвовать в коллективном пересказе; воспитывать подражательность; стиму-лировать развитие творческой индивидуальности детей.

Обучающие — совершенствовать общую и артикуляционную моторику; фор-мировать речевое дыхание,закреплять у детей грамматические навыки (умение образовывать притяжательные прилагательные, называть детенышей животных); совершенствовать связную речь детей.

Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание и память; тренировать скорость реакции, умение отгадывать загадки.

Оснащение:

Фигурки персонажей сказки :дедушка, бабушка, Танюшка, бычок, заяц,

волк, медведь. Декорации: дом, лесная поляна, стадо коров. Предметные картинки: ведро со смолой; кочан капусты, обвязанный красной ленточкой; мешок с орехами; улей с медом

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель:(обращается к детям) «Встали рядышком друг с другом, словно месяц,— полукругом». (Дети встают полукругом перед педагогом. Воспитатель проходит вдоль ряда, стоящих полукругом детей, хлопая по их ладошкам и проговаривая фразу: «Мы знаем много,много названий детенышей животных»)

Воспитатель:

- «У зайца.». (зайчонок)

-«У волка…» (волчонок)

-«У медведя.» (медвежонок)

-«У лисы.» (лисёнок)

-«У белки.» (бельчонок)

- «У ежа…» (ежонок)

- «У лося…» (лосёнок)

(Когда назвали детенышей животных, дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.)

2. Отгадай загадки.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с какой сказкой мы познакомились («Смоляной Бычок»,Предлагаю вам отгадать загадки о некоторых героях

Сказки.

По полю скачет — Летом бродит без дороги

Ушки прячет, Между сосен и берез.

Встанет столбом — А зимой он спит в берлоге,

Ушки торчком. От мороза пряча нос.

(Заяц) (Медведь)

Серый, зубастый, по полю рыщет, Телят, ягнят ищет.

(Волк)

Воспитатель : Ребята,давайте вспомним,что случилось с этими дикими животными в сказке «Смоляной бычок».

(ответы детей)

3. Совместный пересказ.

Воспитатель: Я вам предлагаю по очереди рассказать эту сказку.

(Каждый ребенок говорит по 2-3 предложения)

(Воспитатель последовательно выставляет декорации и фигурки персонажей, совершает с ними описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей возникают затруднения, воспитатель задаёт наводящий вопрос или начинает следующую фразу сам.)

4. Подвижная игра «Будь внимателен».

Воспитатель: Предлагаю поиграть: по команде «заяц»- дети, изображая зайцев, прыгают в разных направлениях, держа руки перед грудью, как лапки; по команде «волк» -бегут; а по команде «медведь» — не спеша идут вперевалочку.

5. Чьи подарки?

Воспитатель :Ребята, а вы помните что дедушка, бабушка и Танюшка пожалели лесных зверей, которых привел бычок, и отпустили их обратно в лес. А бла-годарные звери принесли им разные подарки.

- Какой подарок принесло каждое животное (ответы детей)

-Кочан капусты -чей подарок? (Заячий.)

-Мешок орехов?-чей подарок? (Волчий.)

-Улей меду?-чей подарок? (Медвежий.)

-Ленточка?-чей подарок? (Заячий.)

6. Подведение итогов занятия.

Положительная оценка работы детей.

Занятие№3

Показываем сказку «Смоляной бычок».

Задачи :

Воспитательные —воспитывать любовь детей к художественной литературе; вызывать интерес, любознательность и эмоциональный отклик.

Обучающие – учить детей разыгрывать небольшие театральные постановки, согласовывать свои действия при проведении инсценировки, совершенствовать артикуляционную моторику;

Развивающие – развивать творческое воображение, интонационную выразительность,импровизационные умения, память.

Материал :

Маски персонажей сказки - дедушка, бабушка, Танюшка бычок, заяц,

волк, медведь ;предметные картинки -кочан капусты, обвязанный красной ленточкой, мешок с орехами; улей с медом; музыкальное сопровождение

индивидуальные зеркала по количеству детей;

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:(обращается к детям)«Встали рядышком друг с другом, словно месяц- полукругом». Какую русскую народную сказку мы рассказывали на прошлом занятии?

(«Смоляной бычок»)

-А вы хотите сами превратится в настоящих артистов и показать спектакль

по сказке «Смоляной бычок».

-Предлагаю вам отгадать загадки.

1. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед-

Мой родной любимый… (дед)

2. Кто любить не устает,

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки?

Это наша (бабушка)

3. Утром бабушка за ручку

В детский сад приводит (внучку)

4. Встал он прямо у дорожки,

Не идут от страха ножки,

И мычит бедняга «Му!

Шаг я сделать не могу!» (бычок)

5. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы-

Уши выше головы. (заяц)

6. Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой, голодный серый….(волк)

7. Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (медведь)

(Дети, отгадавшие загадку, берут маску и примеряют на себя эту роль, превращаются в персонажей сказки. Воспитатель выступает в роли рассказчика.)

2. Инсценировка сказки.

Воспитатель: я возьму на себя роль рассказчика.

Рассказчик : И так, давным-давно в одной деревне жили были дедушка, бабушка

и внучка Танюшка.

Дедушка: «Бабка испекла бы ты блины, давно уж не пекла их, мы поели бы блинов со сметанкой». (Музыка «Проходит стадо»)

Бабка: «Да и правда, испеку-ка я блины. Танюшка, а ты будешь блины кушать?» Рассказчик : В это время мимо дома бежал чёрный бычок.

Танюшка (капризно) : «Не хочу я блины, а хочу вот такого бычка, он такой хорошенький. Хочу, хочу, хочу (топает ножкой).

Дедушка: «Надо подумать. Сделаю бычка для Танюши. (Уходит и приводит бычка)

Рассказчик : Пока бабушка и Танюша спали,сделал дед бычка для внучки.

Дедушка: «Вот тебе Танюшка-бычок, смоляной бочок. Но бычок наш не простой, схватишь, не вырвешься».

Танюшка: «Ой, дедушка, спасибо. Вот бычок, так бычок, смоляной бочок. Остренькие рожки, крепенькие ножки. Я бычка на поводок, на лужайку поведу. Пусть пасётся мой бычок - смоляной бочок».

Выходит медведь. (Музыка «медведь»)

Медведь: «Ох, а вот и бычок. Ишь, какой жирненький, сейчас я его съем.

Рассказчик : Схватил медведь бычка и прилип.

Медведь: «Ой-ой-ой! Что такое, спасите, помогите, что мне делать! Бычок, а бычок, отпусти меня в лес»

Рассказчик : А бычок идет и тащит за собой медведя и. Подходит бычок к дому, дед увидел бычка и говорит:

Дедушка: «Вот так бычок! Смотри, какого большого медведя привел. Сошью себе медвежью шубу».

Рассказчик : Испугался медведь и просит:

Медведь: «Дедушка, бабушка, Танюшка, не губите меня, отпустите меня, я вам за это из леса мёду принесу».

Дедушка: «Ну, так и быть, иди, беги в лес».

Танюшка: «Бабушка, дедушка, я пойду бычка отведу на лужок».

Выходит из леса волк. (Музыка «Волк»)

Волк: «Ух ты! Бычок один в лесу! Сейчас я его съем

Рассказчик : Схватил его за бок и приклеился.

Волк: Ой-ой-ой! Ты бычок, смоляной бочок, отпусти меня в лес

Рассказчик бычок будто не слышит, повернулся и пошел домой.

Дедушка: «Эх, вот так бычок! Смотри бабка, какого большого волка наш бычок привел, теперь я сошью бабке шубу из волка».

Рассказчик : Волк испугался и говорит:

Волк: «Ой, дедушка, ой, бабушка, не губите меня, отпустите меня в лес, я за это вам мешок орехов принесу».

Дедушка: «Ну, так и быть, беги к себе в лес».

Танюшка: «Дедушка, бабушка, я пойду отведу своего бычка на лужок, на крутой бережок».

Из лесу выбегает зайчик. (Музыка «Зайчик»)

Зайчик: «Что это за бычок здесь гуляет? Пойду ка я к нему подойду».

Рассказчик : Подбежал к нему, тронул лапкой и прилип.

Зайчик: «Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Бычок, а бычок, отпусти меня в лес»

Рассказчик : Бычок идет домой.

Дедушка: «Вот так бычок молодец какой! Сошью теперь Танюшке рукавички заячьи».

Зайчик : «ОЙ, дедушка, ой, бабушка, не губите меня, отпустите меня. Я за это вам кочан капусты принесу и красную ленточку».

Дедушка: «Ну, так и быть, беги к себе в лес».

Рассказчик : Из лесу выбегает мишка, несет мёд, кладет перед дедом.

Медведь: «Вот вам мёду, кушайте на здоровье».

Дед, бабка, Танюша: «Вот спасибо, мишенька!» (мишка убегает).

Рассказчик : Из лесу выбегает волк, несет мешок орехов.

Волк: «Вот вам мешок орешков, кушайте на здоровье».

Дед, бабка, Танюша: «Вот спасибо волчок, серый бочок (волк убегает).

Рассказчик : Из лесу бежит зайка и говорит:

Зайка: «Вот вам кочан капусты, да красную ленточку для Танюшки - возьмите скорей!»

Дед, бабка, Танюша: «Спасибо тебе заинька!»

Рассказчик : «Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

Воспитатель: Ребята а сейчас мы превратимся обратно в ребят. (Дети снимают маски).Ребята, вам понравилась наша сказка (ответы детей)

3. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель : А сейчас пройдем за столы и перед зеркалом изобразим с помощью мимики и артикуляции героев сказки.

Артикуляционные позы:

-Танюшка — широко улыбнуться.

-Бычок — положить широкий язык на нижнюю губу и слегка покусывать его верхними зубами, изображая, как бычок жует травку.

-Медведь — опустить вниз нижнюю губу.

-Заяц — поднять вверх верхнюю губу, обнажив верхние зубы-резцы.

-Волк — оскалиться, обнажив два ряда зубов.

( Показываем артикуляционные позы в следующем порядке: бычок, заяц, медведь, Танюшка, волк, бычок, заяц, Танюшка.)

4. Подведение итогов занятия

Положительная оценка работы детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Сказка «Смоляной бычок»

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Танюшка. Сидели они один раз у своего дома, а мимо пастух стадо коров гонит. Коровы всякие: и рыжие, и пестрые, и черные, и белые. А с одной коровой рядом бежал бычок — черненький, маленький. Где припрыгнет, где прискачет. Очень хороший бычок.

Танюшка и говорит:

— Вот бы нам такого теленочка.

Дедушка думал-думал и придумал: достану для Танюшки теленочка. А где достанет — не сказал.

Вот настала ночь. Бабка легла спать. Танюшка легла спать, кошка легла спать, собака легла спать, куры легли спать, только дедушка не лег. Собрался потихоньку, пошел в лес.

Пришел в лес, наковырял с елок смолы, набрал полное ведро и вернулся домой.

Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит, собака спит, куры тоже уснули, один дедушка не спит — теленочка делает. Взял он соломы, сделал из соломы бычка. Взял четыре палки, сделал ноги. Потом приделал головку, рожки, а потом всего смолой вымазал, и вышел у дедушки смоляной бычок, черный бочок. Посмотрел дедушка на бычка — хороший бычок. Только чего-то у него не хватает. Чего же это у него не хватает? Стал дедушка рассматривать — рожки есть, ножки есть, а вот хвоста-то нет!

Взял дедушка веревочку, приладил и хвост. И только успел хвост приладить— глядь! — смоляной бычок сам в сарай побежал.

Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, черный бочок. Обрадовалась Танюшка, нарвала травы, стала смоляного бычка кормить. А потом повела бычка пасти. Пригнала на крутой бережок, на зеленый лужок, за веревочку привязала, а сама домой пошла. А бычок траву ест, хвостиком размахивает.

Вот выходит из лесу Мишка-медведь. Постоял, постоял, туда-сюда поглядел — увидел бычка. Стоит бычок к лесу задком, не шелохнется, только шкурка на солнышке блестит.

«Ишь, жирный какой,— думает Мишка-медведь,— съем бычка».

Вот медведь бочком, бочком к бычку подобрался, схватил бычка. да и прилип. А бычок хвостиком взмахнул и пошел домой. «Топ-топ.» Испугался медведь и просит:

— Смоляной бычок, соломенный бочок, отпусти меня в лес!

А бычок шагает, медведя за собой тащит.

А на крылечке и дедушка, и бабушка, и Танюшка сидят, бычка встречают. Смотрят — а он медведя привел

— Вот так бычок! — говорит дедушка. — Смотри, какого здоровенного медведя привел. Сошью теперь себе медвежью шубу.

Испугался медведь и просит:

— Дедушка, бабушка, внучка Танюшка, не губите меня, отпустите меня, я вам

за это из лесу меду принесу.

Выпростал дедушка медвежьи лапы из бычковой спины. Бросился медведь в лес. Только его и видели.

Вот на другой день Танюшка опять погнала бычка пастись. Бычок траву ест, хвостиком помахивает. Вот выходит из лесу волчище — серый хвостище. Кругом осмотрелся — увидал бычка. Подкрался волк, зубами щелк, да и вцепился бычку в бок, вцепился да и завяз в смоле. Волк туда, волк сюда, волк и так и этак. Не вырваться серому. Вот и стал он просить бычка:

Быченька-бычок, смоляной бочок! Отпусти меня в лес!

А бычок будто не слышит, повернулся и идет домой. «Топ-топ!» — и пришел. Увидел старик волка и говорит :

— Эй! Вот кого сегодня бычок привел! Будет у меня волчья шуба.

Испугался волк:

— Ой, старичок, отпусти меня в лес, я тебе за это мешок орехов принесу.

Выпростал дедушка волка — только того и видели.

И назавтра бычок пошел пастись. Ходит по лужку, травку ест, хвостиком мух отгоняет. Вдруг выскочил из лесу зайчик-побегайчик. Смотрит на бычка — удив-ляется: что это за бычок здесь гуляет? Подбежал к нему, тронул лапкой — и прилип.

— Аи, аи, аи! — заплакал зайчик-побегайчик.

А бычок «топ-топ!» — привел его домой.

— Вот молодец, бычок! — говорит дедушка. — Сошью теперь Танюшке рука-вички заячьи.

А заинька просит:

— Отпустите меня. Я вам капустки принесу да ленточку красную для Танюшки.

Выпростал старик зайчишкину лапку. Ускакал заинька.

Вот под вечер сели дедушка, да бабушка, да внучка Танюшка на крылечке — глядят: бежит медведь к ним на двор, несет целый улей меду — вот вам!

Не успели мед взять, как бежит серый волк, несет мешок орехов — пожалуйста!

Не успели орехи взять, как бежит заинька — кочан капусты несет да ленточку красную для Танюшки — возьмите скорее! Никто не обманул.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Мебель» в старшей группе компенсирующей направленности Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Мебель» Основная образовательная область «Развитие речи» Образовательные.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Проект «Домашние животные и их детеныши» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Домашние животные и их детеныши» в старшей группе компенсирующей направленности Проект "Домашние животные и их детеныши" в старшей группе компенсирующей направленности "Цветики" №9 1. Проект на.

Проект «Грибное царство» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Грибное царство» в старшей группе компенсирующей направленности Проект "Грибное царство" старшей группы компенсирующей направленности «Цветики» № 9. 1. Проект на тему: «Грибное царство» старшей.

Проект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленности 1. Проект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленности "Цветики". 2. Проблемное поле проекта: Детям трудно.

Проект «Они повсюду славятся, они и вам понравятся!» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Они повсюду славятся, они и вам понравятся!» в старшей группе компенсирующей направленности Проект "Они повсюду славятся, они и вам понравятся!" в старшей группе компенсирующей направленности "Цветики" 1. Проект на тему:.

Проект «С чего начинается Родина» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «С чего начинается Родина» в старшей группе компенсирующей направленности Проект "С чего начинается Родина" в старшей группе компенсирующей направленности. 1. Проект на тему: "С чего начинается.

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе»Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе» 1. Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Изменения весной в природе". 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Водный мир и его обитатели»Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Водный мир и его обитатели» b]1. Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Водный мир и его обитатели".[/b] 2. Проблемное поле проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Серия занятий по сказке «Бычок-смоляной бочок» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 17:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Серия занятий по сказке «Бычок-смоляной бочок» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем анна дубинкина (УИ 221564) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД