Винера Курмаева
«Чтение и развитие речи дошкольников». Конспект мероприятия для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мероприятия
для родителей
по теме: «Чтение и развитие речи дошкольников»
(Слайд 2) Цель: создание благоприятных условий для повышения компетентности родителей по вопросу развития речи дошкольников.
(Слайд 3) Задачи:
- проконсультировать родителей по вопросу организации работы с ребёнком по заучиванию стихотворений и песен наизусть;
- создать у родителей представление о правилах обсуждения с ребёнком прочитанной информации;
- познакомить родителей со способами объяснения дошкольникам смысла пословиц и поговорок;
- обсудить с родителями варианты обучения детей составлению рассказов по иллюстрации или серии иллюстраций.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Чтение. Конспекты
- Темочки
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, доска, маркер.
Ход мероприятия.
(Слайд 4) Тему нашей сегодняшней встречи отлично описал одной простой, но гениальной фразой А. С. Пушкин: «Чтение – вот лучшее учение». Безусловно, есть множество способов расширять кругозор детей, улучшать их память, внимание, мышление и воображение. Но со словами великого поэта не поспоришь! Книга – это особый мир. Чтение – погружение в этот мир, благотворно влияет на человека любого возраста, особенно оно эффективно в работе с дошкольниками.
Конечно, даже просто прочитав какое-то произведение, краткую информацию или статью из энциклопедии ребёнок может что-то запомнить. Но более глубоко осмыслить прочитанное поможет обсуждение.
(Слайд 5) Обсуждая прочитанное с дошкольником, следуйте этим рекомендациям:
1. Задайте вопросы, чтобы узнать эмоциональное отношение ребёнка к произведению и его героям.
2. Выясните основной замысел произведения и его проблему.
3. Задайте вопросы к ситуациям. Обратите внимание на мотивы поступков персонажей.
4. Обратите внимание ребёнка на языковые средства выразительности (если он уже знаком с ними). Если ребёнок с ними не знаком, продемонстрируйте своё восхищение написанному через повторное чтение некоторых отрывков.
5. Задайте вопросы ребёнку, направленные на воспроизведение содержания.
6. Побуждайте ребёнка к формированию элементарных обобщений и выводов, чтобы помочь ему осмыслить произведение в целом.
Да, в целом осмысление прочитанного посредством обсуждения – это залог эффективности всего процесса даже для взрослого человека. Прочитав книгу, вы можете прийти к некоторым умозаключениям, но обсудив её с другом или коллегой, для вас могут открыться новые грани произведения.
А что же делать в том случае, если прочитанное необходимо выучить наизусть. Какой алгоритм работы будет продуктивен в этом случае, как вы думаете?
(Родители высказываются).
(Слайд 6) Чтобы учить стихи и песни вместе с ребёнком, следуйте этим шагам:
1. Выбирайте стихи и песни, соответствующие возрасту и интересам ребёнка. Для этого можно воспользоваться списком из ФОП, который имеется в дошкольном учреждении.
2. Читайте стихи и песни вслух, делая паузы и выделяя ключевые слова.
3. Обсуждайте содержание и образы, представленные в стихах и песнях.
4. Повторяйте стихи и песни вместе с ребёнком, помогая ему запоминать текст.
5. Используйте различные методы запоминания, например, визуализацию, ассоциации и мнемонические техники.
6. Хвалите ребёнка за успехи и поддерживайте его во время процесса обучения.
(Слайд 7) Посмотрите на экран, попробуйте понять, для заучивания какого стихотворения создана эта мнемотаблица.
(Родители отгадывают).
А теперь предлагаю вам придумать и нарисовать мнемотаблицу вот к этому простому стихотворению, чтобы немного потренироваться и сделать такого рода задание самостоятельно.
(Слайд 8)
А. Барто
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости
Давайте попробуем выполнить это задание общими усилиями. Каждый будет делать одну (3) зарисовку в таблице. В конце попробуем воспроизвести стихотворение с опорой на нашу визуальную подсказку.
(Родители принимают участие в задании).
Дошкольники похожи на сосуды. Когда эти сосуды переполняются информацией, которую им прочитали взрослые, которую они заучили наизусть, которую они запомнили во время обсуждения, дети начинают проявлять интерес к самостоятельному составлению рассказов, сказок, историй и т. д. Как же облегчить задачу, научить детей составлять лаконичные рассказы по иллюстрациям и сериям иллюстраций?
(Слайд 9)
Чтобы сделать это, следуйте данному плану:
1. Выберите серию иллюстраций, связанных общей темой.
2. Внимательно рассмотрите каждую иллюстрацию вместе с ребёнком.
3. Обсудите, что происходит на каждой картинке, и попросите ребёнка описать события.
4. Предложите ребёнку расположить иллюстрации в логической последовательности, чтобы получился рассказ.
5. Помогите ребёнку придумать название для своего рассказа.
6. Попросите ребёнка рассказать историю ещё раз, следя за тем, чтобы он использовал короткие предложения и описывал только важные детали.
Высокую эффективность в работе по развитию речи дошкольников может оказать также работа и с фольклором. Особую важность учёные – педагоги отводят чтению и осмыслению пословиц и поговорок. Ведь они не только развивают речь, но и создают условие для формирования у детей знаний о родной культуре и творчество предков. Но понять смысл и ценность фольклора не всегда просто. Начните изучение народного творчества с простых и самых понятных пословиц и поговорок. Если ребёнок сам не может добраться до сути, разъясните её простыми словами. Знакомьте дошкольника с новыми пословицами и поговорками, чтобы тренировать его восприятие и способность понимать смысл, в процессе работы необходимо постепенно усложнять уровень. Визуальная опора никогда не будет лишней, подбирайте иллюстрации, которые отражают смысл пословицы или поговорки.
(Слайд 10) В конце мне бы хотелось подвести итог и отметить, что речь – это одна из основных функций человека, которая помогает ему реализовывать собственные насущные потребности, активно участвовать в общественной жизни, достигать успеха в различных сферах. Все перечисленные виды работы с детьми развивают речь дошкольников, расширяют их кругозор, помогают детям быть личностями гармоничными и разносторонними.
Список использованных источников:
1. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет: методические рекомендации / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2019.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023.