Татьяна Кузнецова
Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Тема моей творческой работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».
Я выбрала эту тему, так как считаю, что успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок будет быстрее и полноценнее воспринимать и запоминать изученный материал.
Публикация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2015
Одной из особенностей детей раннего возраста являются неустойчивость их внимания, необходимость частого повтора материала для его усвоения.
При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки, строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания.
Постепенно из отдельных действий складываются цепочки, и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, башенку и т. д.
Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний.
Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.
В содержание моей работы входит теоретическая часть, которая помогает решить задачи по данному разделу программы и организацию работы с родителями.
И практическая часть, в которой я представляю наглядное пособие «Цветочная полянка», диагностику в начале и конце учебного года, циклограмму деятельности по сенсорике.
Прежде чем приступить к работе, я определила, на каком уровне находятся дети моей группы (провела диагностику в начале года) и выбрала конкретные способы реализации материала, поставила цели и задачи.
Чтобы решить эти задачи я выдвинула пути решения: совместная деятельность детей и воспитателя отражалась в дидактических играх и упражнениях, таких как «Сложи картинку», «Спрячь мышку от кошки»; в индивидуальной работе, на занятиях.
Игры и манипуляции с цветом, формой, величиной являются ведущими видами деятельности в сенсорном развитии моих воспитанников.
В группе продумана и систематизирована сенсорная среда : разработала и подобрала дидактические игры на выделение формы, величины, восприятия цвета, на развитие творчества детей («уголок ряженья», придумала игры-самоделки («воздушные шары», лото «цвет и форма», продумала и оформила уголки,
используя дидактические игры. Одним из средств реализации сенсорного воспитания стало разработанное мною учебно-наглядное пособие «Цветочная полянка». Это пособие я использую в заданиях, направленных на сенсорное развитие детей. Оно помогает закрепить представление о цвете, размере.
Чтобы научить детей различать и запоминать цвета, я нарисовала таблицу, подобрала стихи к каждой картинке. Например:
Вот зеленая мама
Очень важная дама
А рядом синий сын
Он у мамы один
И дочка тоже одна
Желтая вся она.
Дети по этим картинкам не только усвоили цвет, но и выучили стихи.
Разработала циклограмму. Циклограмма представлена по дням недели, например: понедельник- рассматривание иллюстраций «Овощи и фрукты», пятница- игра сюжетного содержания «Нарядим солнышко», цель которого - научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету.
Циклограмма помогает упорядочить и организовать сенсорное воспитание детей совместно с воспитателем.
В своей работе использую таблицу, разработанную авторами К. Л. Печора, В. М. Сотникова, О. Г. Ширванова. «Рабочий журнал воспитателя группы раннего возраста» Творческий Центр 2009.
Эта таблица помогает мне выявить у детей различные умения и навыки. Были проанализированы сенсорные способности детей. Выяснилось, что большинство детей к двум годам различают основные цвета и размеры, а форму различают единицы.
Чтобы определить, какая помощь оказывается своему ребенку дома в выборе дидактических игр, было проведено анкетирование среди родителей.
Анкетирование показало, что родители уделяют мало внимания сенсорному развитию своего ребенка, редко занимаются с ним дома.
Была оформлена выставка дидактических игр и игрушек, где приняли участие и сами родители.
В своей работе я использую традиционные (занятия) и нетрадиционные формы организации: рассматривание иллюстраций, дидактические игры, наблюдения, прогулки, режимные моменты, индивидуальная работа, создание в группе среды для сенсорики, игры сюжетного содержания.
Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей детей, изодеятельности. С полутора лет после овладения техникой рисования (пальцами, кистью, рукой) ребенок пытается создать свою технику (рисование карандашом по краске, размазывание красок с помощью крышек). Детям, хорошо усваивающим программу, задания усложнялись, трудно усваивающим материал - облегчались.
Использую игры сюжетного содержания, цель которых научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету.
Поставленные задачи в течение года были выполнены и добились вот таких результатов.
Об этом говорит диагностика результативности на конец учебного года.
Работу по развитию сенсорных способностей буду продолжать с детьми первой младшей группы.
Используя в работе с детьми методы, приемы, формы, я выявила, что они помогают развить творческие способности детей, обрести уверенность в своих силах, почувствовать желание и интерес к занятиям.